Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование и определение места и роли Центрального банка России в кредитно-денежных отношениях.
Для достижения поставленной цели, были поставлены, а затем и решены следующие задачи :
1) Исследовать сущность, функции и роль Центрального банка в регулировании экономики.
2) Провести анализ деятельности ЦБ в банковской системе.
3) Определить роль Центрального банка РФ в современных кредитно-денежных отношениях.
4) Изучить денежно-кредитную политику Банка России.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Роль Центрального банка в банковской системе
Структура банковской системы
Центральный банк России в кредитно-банковской системе
Организационная структура Банка России
Органы управления ЦБ
Цели деятельности и функции Центрального банка
Операции Банка России
Нормативы, установленные Банком России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
2.1. Современная банковская система на примере России и других стран
2.2. Кредитно-денежная политика Банка России
2.3.Задачи и цели кредитно-денежной политики
2.4. Инструменты кредитно-денежного регулирования
2.5. Показатели деятельности и операций ЦБ России на современном этапе
2.5.1. Баланс Банка России
2.6. Иностранная валюта ЦБ РФ
2.7. Денежная база России

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками  и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С  одной стороны, Банк России наделен  широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Центральный банк не имеет  дела непосредственно с предпринимателями  и населением. Кредитовать население  рассчетно-кассовые центры Банка России могут только в той местности, где не имеется никаких филиалов и отделов коммерческих банков. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Банк России призван  поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов.

Надзор осуществляться двумя основными методами

-- проверка банковской  отчетности и нормативов, согласно  инструкций;

-- ревизия.

 

 

 

 

 

1.4. Организационная структура Банка России

 

Структуру Банка России на начало 2012 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений и Операционное управление Московского главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения.

 

Принципы современной opганизации ЦБ

Выделяют следующие  принципы организационного построения ЦБ:

  • Принцип централизации деятельности.

Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой.

Принцип централизованного  построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы.

  • Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления.

Тесно связан с принципом  централизованного построения.

Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.

  • Функциональный принцип.

Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения  оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

  • Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

При обособленности статуса Центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

В целом можно говорить о соответствии организационной структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным принципам организации. Ориентирование при построении организационной структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать Центральный банк, отвечающий всем международным нормам.

 

 

 

 

1.4.1. Органы управления ЦБ

 

В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.

До 2002 года единственным высшим органом управления Банка  России был Совет директоров, а НБС выполнял при нём консультативные и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" НБС становится верховным органом управления БР.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Госдумы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России.

НБС заседает не реже одного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или по требованию не менее трех членов НБС.

 

К компетенции Национального  банковского совета относятся:

а) утверждение общего объема административно-хозяйственных  расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

б) решение вопросов, связанных  с участием Банка России в капиталах  кредитных организаций;

в) определение аудиторской  организации -- аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

г) внесение в Государственную  Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений;

д) рассмотрение проекта  и основных направлений денежно-кредитной  политики, вопросов совершенствования  банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п.

НБС фактически был создан для контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороны  государства.

Высшим органом управления Банка России является также и  Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России от должности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издавать указания, обязательные для всей системы Банка России.

 

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой  по представлению Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности на постоянной основе и получают за это зарплату.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов  от числа присутствующих при кворуме  в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка России или не менее трех его членов.

  • В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

- выпуска и изъятия  банкнот и монет из обращения,  общего количества выпуска наличных  денег;

- установления обязательных  нормативов для кредитных учреждений;

- величины резервных  требований в процентах к обязательствам  кредитных организаций, а также  порядка их депонирования в  Банке России;

- списка векселей и  государственных ценных бумаг,  пригодных для обеспечения кредитов  центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

- изменения процентных  ставок Банка России;

- лимитов операций  на открытом рынке;

- участия в международных  организациях;

- участия в капиталах  организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

- купли и продажи  недвижимости, необходимой для деятельности  Банка России и его служащих;

- прямых количественных  ограничений;

- организации формирования  резервов кредитных организаций.

  • В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

- принимает решение  о создании для Банка России  органа банковского надзора;

- устанавливает порядок  проведения проверок кредитных  организаций;

- определяет перечень  сведений о деятельности коммерческих банков;

- принимает решения  по проведению мероприятий в  целях финансового оздоровления  кредитных учреждений;

- определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации;

- разрешает создание  по экономическим регионам территориальных учреждений;

- дает разрешения территориальным  банкам на выдачу гарантий  и поручительств, вексельных и  других обязательств от имени  Банка России.

  • В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:

- вносит предложения  в Государственную думу об  изменении своего уставного капитала;

- утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;

- определяет порядок  образования и использования резервов и фондов;

- вводит порядок направления  его прибыли в резервные фонды;

- устанавливает структуру  своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:

- разрабатывает структуру  Банка России;

- определяет и утверждает  порядок своей работы;

- принимает решения  о создании и ликвидации учреждений  и организаций Банка России;

- утверждает положения  о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;

- утверждает перечень  должностей служащих Банка России;

- устанавливает формы  и размеры оплаты труда Председателя  Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

- определяет условия  найма, увольнения, оплаты труда,  служебные обязанности и права,  систему дисциплинарных взысканий  служащих Банка России;

- создает пенсионный  фонд для дополнительного обеспечения  своих служащих;

- организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.

 

Центральный аппарат  Банка России образован 22 департаментами и 3 управлениями. Они занимают промежуточное  положение между организациями  управления ЦБ РФ и непосредственными исполнителями операций, направленных на выполнение функций ЦБ: 2, 3, и 4 уровней в структуре Банка России. Департаменты ЦБ не обладают полномочиями в сфере издания Постановлений, Правил и др., подчиняются Председателю Банка России (через его заместителей); их задача - исполнение на практике правил, норм, нормативов и т.д., установленных организациями управления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковского сектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитной политике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной на него сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность по результатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.

Информация о работе Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях