Денежная масса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является исследование структуры денежной массы и денежные агрегаты с учетом становой специфики, экономическое значение и факторы, определяющие количество денежной массы
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть понятие денежной массы и денежного оборота.
* Охарактеризовать денежную массу России
* И, наконец, проанализировать методы регулирования денежного обращения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие денежной массы
1.1. Денежная масса и её структура
1.2. Контроль над денежной массой
1.3. Инструменты регулирования денежной массы
Глава 2. Особенности формирования денежной массы России
2.1. Становление денежной системы России
2.2. Характеристика структуры денежной массы России
2.3. Денежное обращение в России
2.4. Методы регулирования денежного обращения
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Денежная масса курсач.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

     Другие  чековые депозиты подразделяются на счета NOW  и счета ATS. Счета NOW представляют собой вклад до востребования, который к тому же приносит довольно высокий процентный доход.

     Счета ATS представляют собой комбинацию сберегательного счета, к которому выплачивается процент на остаток, и чекового счета, на который процент не начисляется.

     Дорожные  чеки выпускают American express, Citibank, Coocks и другие финансовые учреждения для международных расчетов неторгового характера, а в США и Канаде и во внутренних расчетах для безналичной оплаты товаров и услуг.

     Денежный  агрегат М2 включает в себя помимо агрегата М1 следующие компоненты: 

    1. Сберегательные депозиты и мелкие срочные депозиты (менее $100 nsc.). В отличии от срочных депозитов сберегательные депозиты не имеют установленного срока погашения.
    2. Однодневные соглашения РЕПО, т.е. соглашения о покупке и обратной продаже в коммерческом банке, позволяют банку продавать своим клиентам ценные бумаги казначейства, а затем выкупать их по более высокой цене. Однодневное соглашение предполагает продажу банком своим клиентам ценных бумаг при условии их выкупа по более высокой цене на следующий день.
    3. Однодневные займы в евродолларах представляют собой деноминированные в долларах однодневные депозиты в зарубежных коммерческих банках и в зарубежных филиалах банков США.
    4. Взаимные фонды денежного рынка. Многие частные лица и учреждения часть своих активов переводят в акции MMMF. Эти фонды оперируют только краткосрочными долговыми обязательствами. Также фонды предоставляют возможность выписывать чеки свыше $500 или $1000.
    5. Депозитные счета денежного рынка открываются банками и сберегательными учреждениями. Не имеют минимального срока погашения, и по ним начисляется процент.
 

        Денежный  агрегат М3 включает в себя денежный агрегат М2 и следующие компоненты.

        1. Срочные счета крупных размеров, стоимостью более 100 тыс. долларов.

        2. Срочные соглашения РЕПО на сроки от недели до месяца.

        3. Срочные займы в евродолларах на сроки от недели до месяца.

        4. Счета взаимных фондов денежного рынка, принадлежащих только институтам. 

    1.2. Контроль за денежной массой. 

    Изменение количества денег, циркулирующих в  экономической системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Существование определенного соответствия между долгосрочной динамикой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. Оно и легло в основу количественной теории денег, которая существенно модифицировалась в XX в. благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания – механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения  денежной массы.

    К инструментам  государственного регулирования денежного  обращения относятся:

    • проведение эффективной денежно-кредитной политики;
    • управление государственным долгом;
    • реализация налоговой политики;
    • формирование финансового рынка;
    • контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.

       Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:

    ~ полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;

    ~ строго  соблюдать монополию центрального  банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;

    ~ регулировать  единый денежный оборот на  следующих принципах:

    ~ прогнозирование  потребности в денежных средствах  на макро уровне, в отдельных  отраслях и регионах;

    ~ разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования; лимиты наличности и резервов в банках);

    ~ разработка  и использование экономико-математического  аппарата и функций спроса и предложения денег.

    ~ внедрение в  практику учета, анализа и регулирования денежного обращения   системы   коэффициентов мультипликации денежные средств. Эти коэффициенты отражают степень трансформации на личных и безналичных средств.

    ~ разработка  показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

    В настоящее  время в связи с тем, что  денежная политика тесно связана  с кредитной, осуществляется государственное  денежно-кредитное регулирование экономики. С 70-х годов во многих странах было введено таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. С 1975 г, в США Федеральная резервная система отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращения в обращении денежной массы; регулярно публикует целевые ориентиры на 12 месяцев, темпы прироста денежных средств.

    1.3 Инструменты регулирования денежной массы

    В мировой  экономической практике используются следующие инструменты регулирования  денежной массы в обращении:

    1. Нормы  обязательного резерва и денежная  масса. Как известно, нормы обязательных  резервов - один из наиболее простых  и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

    Политика  обязательных резервов, как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    2.Прямое ограничение страхования. Банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

    Политика  центрального банка распространяется непосредственно на объекты его  контроля - кредиты прочих банков, а  не их ликвидность, как в случае использования  косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

    Данный  метод регулирования имеет ряд  недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение  функционирования банковской системы  в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

    Анализ  двух методов кредитного регулирования  показывает, что установление и изменение  нормы обязательных резервов имеют  свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.

    Если  рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16% до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.

    3.Политика  количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

    В настоящее  время в развитых странах наблюдается  снижение роли центрального банка как  главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и  развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.

    Между нормами обязательных резервов и  денежной массой существует жесткая  количественная связь: с их увеличение сужаются предложение денег и  потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитной политики. Можно лишь, утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).

    В странах  с развитой рыночной экономикой повышение  норм резервирования обычно проводится в целях смягчения последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Денежная масса