Денежная масса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является исследование структуры денежной массы и денежные агрегаты с учетом становой специфики, экономическое значение и факторы, определяющие количество денежной массы
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть понятие денежной массы и денежного оборота.
* Охарактеризовать денежную массу России
* И, наконец, проанализировать методы регулирования денежного обращения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие денежной массы
1.1. Денежная масса и её структура
1.2. Контроль над денежной массой
1.3. Инструменты регулирования денежной массы
Глава 2. Особенности формирования денежной массы России
2.1. Становление денежной системы России
2.2. Характеристика структуры денежной массы России
2.3. Денежное обращение в России
2.4. Методы регулирования денежного обращения
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Денежная масса курсач.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

    Во  время Первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен.

    Но  это еще не было концом эпохи золотого стандарта. После окончания войны  золото было вытеснено из обращения  в крупный оптовый и международный  оборот. В результате послевоенных денежных реформ в двух европейских странах Великобритании и Франции был установлен золотослитковый стандарт: банкноты обменивались на золотые слитки весом до 12,5 килограмма. В остальных странах прямой размен на золото не был восстановлен. Около трех десятков стран, в том числе 16 западноевропейских, перешли к золотодевизному стандарту. Эта форма организации денежно-валютных отношений предусматривала обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото. 
     

    • 2.2 Характеристика структуры денежной массы России
     

           Выпуск  как бумажных, так и кредитных  денег оказался в современных  условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в  собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами (см. рисунок 1). 

           

           Рис. Структура денежной массы 

           Таким образом, структура денежной массы  достаточно сложна и не совпадает  со стереотипом, который сложился в  сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

           деньги  в обращении. Так, на конец года в  денежной массе наличные деньги занимали 37%, средства на расчетных счетах предприятий и организаций - 31%, вклады и депозиты - 32%.

           Определяющими факторами роста денежной массы  по-прежнему были кредиты банковской системы экономике и Правительству.

           На  сегодняшний день главной особенностью денежной массы в России является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.

           Участие Центрального банка РФ в формировании денежной массы характеризуется  объемом и динамикой денежной базы и источников ее формирования.

          В России состав денежной массы состоит из следующих агрегатов. Банк России определяет такие категории.

          Денежная  база = наличные деньги в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах кредитных организаций + сумма обязательных резервов коммерческих банков в Банке России + средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России.

          Денежная  база (узкая) = наличные деньги (М0) + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России.

          Денежная  масса России

      Агрегат
      Состав денежного  агрегата
      М0
      Наличные деньги в обращении, кроме денег в кассах кредитных учреждений.
     
     
      М1
      М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады до востребования в коммерческих банках и в Сбербанке России.
      М2
      М1 + срочные вклады в коммерческих банках и в Сбербанке России.
      М3
      М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственных займов.
     

          Денежная  база (широкая) = денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на корреспондентских, депозитных и других счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России.

          Резервные деньги = денежная база широкая + депозиты до востребования организаций, обслуживающихся в Банке России.

          В РФ в качестве основного денежного  агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2. Именно он выбран в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики1. Такой же позиции относительно агрегата М2 придерживаются США, Франция и Япония.

          Сравнительно  недавно в России для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М2Х, в состав которого помимо величины М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте. Обычно этот агрегат используется для целей денежно-кредитного регулирования в странах, где иностранная валюта рассматривается как актив в функции средства накопления, например, при таком явлении, как долларизация национальной экономки.

          В настоящее время  официальная российская статистика регулярно публикует лишь показатели М0 (наличные деньги) и М2 (наличные и безналичные деньги). 
       
       
       
       
       
       

      Денежная масса М2 (национальное определение) в 2007 году 
      (млрд. руб.)
     
      Денежная масса  М21
      Темпы прироста денежной массы, %
      Всего
      в том числе
      к предыдущему 
      месяцу
      К 01.01.2007
      наличные деньги 
      (M0)
      безналичные 
      средства
      01.01.2007
      8 995,8
      2 785,2
      6 210,6
      12,3
      01.02.2007
      8 700,8
      2 630,1
      6 070,6
      -3,3
      -3,3
      01.03.2007
      8 902,0
      2 682,0
      6 220,1
      2,3
      -1,0
      01.04.2007
      9 412,6
      2 741,2
      6 671,4
      5,7
      4,6
      01.05.2007
      10 006,0
      2 859,4
      7 146,6
      6,3
      11,2
      01.06.2007
      10 699,3
      2 896,6
      7 802,6
      6,9
      18,9
      01.07.2007
      10 857,7
      3 027,5
      7 830,2
      1,5
      20,7
      01.08.2007
      10 923,5
      3 087,0
      7 836,5
      0,6
      21,4
      01.09.2007
      11 156,8
      3 170,6
      7 986,2
      2,1
      24,0
     
       
      1 Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
     
     
      Денежная масса М2 (национальное определение) в 2010 году 
      (млрд. руб.)
      Дата
      Денежная масса  М21
      Темпы прироста денежной массы, %
      Всего
      в том числе
      к предыдущему 
      месяцу
      к 01.01.2010
      наличные деньги 
      (M0)
      безналичные 
      средства
      01.01.2010
      15 697,7
      4 038,1
      11 659,7
      10,4
      01.02.2010
      15 331,0
      3 873,3
      11 457,7
      -2,3
      -2,3
      01.03.2010
      15 565,9
      3 950,0
      11 615,9
      1,5
      -0,8
      01.04.2010
      15 996,5
      3 986,1
      12 010,4
      2,8
      1,9
      01.05.2010
      16 435,0
      4 181,0
      12 253,9
      2,7
      4,7
      01.06.2010
      16 813,9
      4 240,3
      12 573,6
      2,3
      7,1
      01.07.2010
      17 190,3
      4 367,7
      12 822,6
      2,2
      9,5
      01.08.2010
      17 330,1
      4 467,3
      12 862,8
      0,8
      10,4
      01.09.2010
      17 663,8
      4 477,8
      13 185,9
      1,9
      12,5
      01.10.2010
      17 909,2
      4 524,5
      13 384,7
      1,4
      14,1
      01.11.2010
      18 099,7
      4 590,0
      13 509,7
      1,1
      15,3
     

       С учетом национальных особенностей денежно-кредитной  системы набор агрегатных показателей  различен по своему составу, однако отчетливая тенденция к универсализации финансовых рынков и инструментов в последние десятилетия привела к тому, что денежные агрегаты постепенно начинают терять свою национальную окраску. При международных сопоставлениях развитые и развивающиеся страны пользуются статистическими данными МВФ, который рассчитывает общий для всех показатель М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель «квазиденьги», куда включаются срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке. Таким образом: 

          Квазиденьги = М2 – М1. 

          В нашем дальнейшем изложении основное внимание будет уделяться агрегатам М1, М2 и М3. Самую ликвидную часть денежной массы представляют банкноты и монеты, которые находятся в обращении вне банковской системы, те есть наличность в обращении (С = М0), а также бессрочные вклады (или вклады до востребования)  небанков в кредитных институтах (D) в нашем дальнейшем анализе будем называть денежным агрегатом M1:

                                        M1 = С + D                                                                             

      Агрегат М1 отличается высокой ликвидностью и охватывают больший, чем денежная база, сектор денежных потоков в экономике. Этот агрегат может выбираться в качестве объекта денежно-кредитного регулирования в экономике со значительным удельным весом

      налично-денежного  обращения и низким удельным весом  срочных вкладов, а также в условиях, когда экономика попадает в так называемую ликвидную ловушку и не реагирует на изменение процентной ставки. 

      Добавление  к М1 срочных вкладов (Т), даст менее ликвидный денежный агрегат M2: 

          M2= С + D + T 

      Агрегат М2 используется в качестве основного объекта денежно-кредитного регулирования в странах с финансовыми рынками, поведение субъектов в которых зависит от уровня процентных ставок. 

          Добавление  к агрегату М2 сберегательных вкладов (S), даст еще менее ликвидный денежный агрегат M3: 

          M3= С + D + T  + S 

          Предложение денег создается денежными эмитентами, то есть эмиссионным (центральным) и коммерческими банками.

          Часто под деньгами понимают лишь деньги центрального банка, а также бессрочные (или текущие) вклады в коммерческих банках, т.е. агрегат М1. В США, в стране с самой развитой в мире денежной массой, до 1987 г. было принято считать, что именно М1 в наибольшей степени соответствует определению денег как средства обращения. Агрегат М1 часто называют также деньгами в узком определении.

          Однако  спрос на М1 является довольно нестабильным, и поэтому американские и западно-европейские центральные банки сегодня обращают больше внимания на поведение М2, чем на М1. Россия также последовала в этой области примеру западных стран. Агрегат  

      2.3 Денежное обращение.

           Денежные  агрегаты как показатели объёма и  структуры денежной массы в советской  теории денег и кредита не признавалось. Считалось, что использование денежных агрегатов не позволяет делать различие между деньгами как таковыми и субститутами денег, подобием денег, т.е. многочисленными средствами платёжного оборота, не имеющими сами по себе покупательного и платежного свойства.

           Кроме данной категории, существует также  понятие «денежной базы». К денежной базе относится сумма:

    1. Наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в классах коммерческих банков;
    2. Обязательных резервов коммерческих банков в Банке России;
    3. Средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке.

           Денежные  единицы можно использовать снова  и снова в круговом потоке доходов. Чем чаще деньги используют для платежей в данный период - чем быстрее «оборачиваются» деньги - тем меньше требуемый объём денежной массы для данного объёма реального дохода при фиксированном уровне цен. Скорость оборота денежных запасов называется скоростью обращения денежных доходов, так как она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в пределах данного периода времени. Под «скоростью обращения денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

           V = U : M,

           где V - скорость обращения денег; U - номинальный объём ВНП; М - масса денег в обращении.

           В то же время известно, что ВНП  характеризует также общий объём доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать U как общий доход, то V представляется как скорость обращения денег по отношению к доходу. V, таким образом, показывает среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же единица.

           Скорость  обращения денег, в основном, зависит  от принятых обычаев оплаты. В нашем  обществе, например, рабочие получают оплату еженедельно, каждые две недели, или ежемесячно, а не ежедневно и не раз в год. Частота получения заработной платы и жалования оказывается влияет на количество денег, которые рабочие удерживают от одного дня оплаты до другого; их средние денежные накопления будут уменьшаться при увеличении частоты заработной платы и наоборот. Эта обратная зависимость между средними денежными накоплениями и частотой получек верна и для других источников дохода семей, а также для доходов предпринимательских фирм. Таким образом, для данного уровня дохода, чем меньше средние денежные накопления разных хозяйственных единиц экономики, тем больше будет скорость накопления денег и наоборот.

           Среднюю сумму денежных накоплений, а, следовательно, и скорость оборота денежных запасов  определяет, главным образом, общепринятая схема получек и платежей. Правда, некоторые другие экономические  переменные тоже оказывают на среднюю сумму наличных денег в семьях и у предпринимательских фирм неоспоримое влияние. Доходы и благосостояние хозяйственных единиц оказывают следующее влияние: запасы наличных денег обладают тенденцией к увеличению при увеличении дохода и общего благосостояния. Процентные ставки тоже оказывают влияние на денежные запасы (и, следовательно, на скорость денежного обращения). Чем выше процентные ставки, тем больше образуется неиспользованных наличных денег, и наоборот.

           Скорость  обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном периоде меняется, но незначительно. Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобразованиями организации  денежного обращения, что происходит довольно редко и является вполне предсказуемым.

           Очевидно, что в экономике денежные выплаты, расходуемые на товары и услуги в  течение данного периода времени, должны быть равны всем денежным поступлениям продавцов этих товаров и услуг за этот же период времени. Это полезное понятие, когда оно выражено «уравнением обмена» (сформулированное американским экономистом И. Фишером):

           M∙V=P∙Q

           Здесь М- суммарный денежный запас, V-скорость обращения денежного дохода, P- средневзвешенная цена всех проданных товаров и услуг и Q- физическое количество этих товаров и услуг. Таким образом, M∙V- это суммарные денежные выплаты поставщикам товаров и услуг, P∙Q- суммарные денежные поступления этих поставщиков, и равенство этих сумм очевидно. Это трамплин для создания экономической теории связи денежной массы с уровнем цен и реальным доходом. Например, в своём раннем варианте Количественная теория денег - это расширение уравнения обмена.

           2.4.Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения

      Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования  деятельности коммерческих банков центральный  банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана “чисто” денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

      Достижение  поставленных задач по управлению платежным  оборотом в едином экономическом  пространстве осуществляется центральным  банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

      К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые  центральным банком в отношении  количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании  административных методов воздействия  наиболее широко применяются следующие инструменты:

      квотирование  отдельных видов пассивных и  активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных  категорий и на привлечение кредитных  ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

      К экономическим  методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование  которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:

      налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются  с масштабом операций; корректирующие, которые отличаются гибкостью и  оперативностью, возможностью оказывать  стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

      Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как  нормативных и корректирующих –  центрального банка. К нормативным  методам воздействия относится  использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

      Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных  цифр, соотношений показателей или  иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

      В большинстве  стран в целях управления и  регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

      В рыночных условиях основными инструментами  реализации установок денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком, являются:

      нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном банке; рефинансирование банков; операции банков на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

      Обязательные  резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

      Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

      Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.

      Рефинансирование  банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию “банка банков”. Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

      Кредитное рефинансирование различается:

      по  форме обеспечения: учетные и  ломбардные кредиты; по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько  дней) и среднесрочные (до 6 месяцев); по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы; по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.

      Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются  центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления  срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.

      Политика  открытого рынка представляет собой  средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

      Проводить такую политику центральный банк может двумя путями:

      Во-первых, он может определить объем купли-продажи  и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи  ценных бумаг устанавливается дифференцированно  в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным; Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

      Успех политики открытого рынка зависит  от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

      Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

      К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся:

      кредитование  в порядке рефинансирования; расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов; переучет векселей и других денежных обязательств; операции на рынке ценных бумаг; инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей; управление золотовалютными резервами; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством. 
       
       
       

      Заключение.

      В результате можно подвести итоги по основным тезисам и понятиям.

      Единство  денег безналичного, оборота и  наличных денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.  Речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги безналичного оборота и наличные деньги.  Различия между безналичными денежными расчетами и безналичным оборотом, который совершается с помощью передачи ценных бумаг, проявляется и в том, что в состав денежной массы в обращении не входят ценные бумаги.

        Денежная  масса в обращении характеризуется  величиной денежного агрегата М2, в состав которого включаются наличные деньги в обращении М0В этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте.

      Депозиты, которые нельзя изымать с помощью  чеков и подобные им ликвидные финансовые средства, не являются деньгами, поскольку их надо сначала конвертировать в депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, а потом использовать  для платежа. Такие высоколиквидные активы из-за лёгкости, с которой их можно конвертировать в деньги, воспринимают как «почти деньги» (квазиденьги). То есть, именно совокупный объём наличных денег и денег безналичного оборота является денежной массой.

              В результате проведенного исследования  можно подвести итоги по основным  тезисам и понятиям. 

                 Денежная эмиссия по определению  влечет за собой изменение  количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не представляет опасности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

                 Проанализировав  рассмотренные  проблемы, можно сделать следующие выводы.

            Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения  денежной массы. К инструментам  государственного регулирования денежного обращения относятся:  проведение эффективной денежно-кредитной политики, управление государственным долгом, реализация налоговой политики, формирование финансового рынка, контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.

                Изменение  количества денег  в обращении находится в компетенции не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени для успешного ведения народного хозяйства.

                 В случае инфляции целесообразно  применять жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов (которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики).

    Список  использованной литературы

     
      1. Деньги. Кредит. Банки./Учебник для вузов А.С. Селищев  – СПБ «Питер», 2007
      2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
      3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2008.
      4. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 2008.
      5. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой С.А. - М.: 2006.
      6. Макроэкономика: Теория и рассийская практика: учебник / Ред.: А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. - М.: КноРус, 2007.
      7. Макроэкономика: Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. -5-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2008.
      8. Макроэкономика: Учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело и сервис, 2008.
      9. Самуэльсон П. Экономика. Учебное пособие: Пер. С англ. - 15-ое изд. М.: Бином Торг. Дом "КноРус", 2007.
      10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
      11. Экономическая теория: Учебник / Л.С. Тарасевич, Г.П. Журавлева и др. - М.: ИНФРА-М, 2008
      12. Экономическая теория: Учебник /Е.Ф. Борисов. -2-е изд., перераб. - М.: Проспект: КнорРус, 2007.
      13. Сайт http://www.i-univer.com/?p=495
      14. Сайт http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/.htm
      15. Сайт «Государство и право», http://www.state.rin.ru
      16. Сайт http://www.gisasp.ru
      17. «Независимая газета», К. Фрумкин, 2003 г.
      18. Сайт «Центр политической конъюнктуры», http://www.ancert.ru
      19. «Газета.ru», http://www.gzt.ru
      20. Сайт Центрального Банка России, http://www.cbr.ru
      21. Сайт http://www.e-vid.ru
      22. Сайт http://www.grevtsov.ru
     

        

Информация о работе Денежная масса