Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа
Цель контрольной работы: рассмотреть государственное регулирование цен.
Задачи:
- понятие и сущность государственного регулирование цен;
-методы прямого воздействия государства на цены;
-методы косвенного воздействия государства на цены;
-регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов;
-регулирование цен на продукцию естественных монополистов.
Введение 3
1.Государственное регулирование цен: понятие и сущность 6
2.Методы прямого воздействия государства на цены 8
3.Методы косвенного воздействия государства на цены 11
4.Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов 12
5. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов 14
Заключение 18
Список литературы
3.
Установление предельных цен
или коэффициентов, пределов
В
РФ такого рода регулирование производится
по отношению к продукции
4.
Установление предельного
5.
Установление фиксированных
6.
Декларирование цен. По
7.
Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
В
целом, защитные меры государства по
сдерживанию роста цен могут
осуществляться в форме установления
правительством верхних пределов цен
или прибылей, замораживания цен,
установления определенного порядка
формирования цен. Для недопущения
снижения цен могут устанавливаться
минимальные цены, определяться минимально
допустимый уровень прибыли, виды затрат,
в обязательном порядке покрываемых
за счет цены.
Косвенное
вмешательство в
Косвенное
регулирование цен может
Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить5:
•
регулирование доходов
• регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
• разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);
• создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;
• государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
•
эффективное использование
Меры
косвенного воздействия на процесс
ценообразования имеют в
Нормативно-правовые
акты России по поддержке конкуренции
и ограничению монополизма
Конституция
Российской Федерации в ст. 8 гарантирует
государственную поддержку
Закон исходит из следующих понятий6.
Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Монополистическая деятельность — противоречащие антимонополистическому законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Монопольно
высокая цена — цена товара, устанавливаемая
хозяйствующим субъектом, занимающим
доминирующее положение на товарном
рынке, с целью компенсации
Монопольно
низкая цена — цена приобретаемого
товара, устанавливаемая хозяйствующим
субъектом, занимающим доминирующее положение
на товарном рынке в качестве покупателя,
в целях получения
Законом запрещены действия хозяйствующих субъектов (группы лиц, занимающих доминирующее положение), целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; установление монопольно высоких (низких) цен; включение в договор дискриминирующих условий; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного порядка ценообразования.
Запрещаются
и признаются недействительными
достигнутые в любой форме
соглашения (согласованные действия)
конкурирующих хозяйствующих
Законом
не допускается недобросовестная конкуренция.
В том числе такие ее формы,
как распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, способных
причинить убытки другому хозяйствующему
субъекту или нанести ущерб его
деловой репутации; введение потребителя
в заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления,
потребительских свойств, качества
товара. Не допускается некорректное
сравнение хозяйствующим
В
случае нарушения данного федерального
закона хозяйствующие субъекты, органы
исполнительной власти, должностные лица
обязаны в соответствии с предписаниями
Антимонопольного комитета (его территориального
управления) прекратить нарушения, восстановить
первоначальное положение, расторгнуть
или изменить договор; возместить причиненные
убытки; уплатить штраф. Виновные несут
гражданско-правовую, административную
либо уголовную ответственность.
К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на которые в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.
К
продукции и услугам
Повышение
эффективности государственного регулирования
цен, устанавливаемых естественными
монополиями, — одна из наиболее актуальных
задач, стоящих перед руководством
нашей страны. Конкурентный рынок
представляет наиболее эффективную
организацию экономики. Однако из-за
наличия большого числа разнородных
социально-экономических
Основными законодательными актами в части регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий в Российской Федерации являются: Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г., Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.), Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г. (вред, от 08.08.2003 г.).
Основными задачами государственного регулирования цен продукции естественных монополий является:
• обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);
• определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;