Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы: рассмотреть государственное регулирование цен.
Задачи:
- понятие и сущность государственного регулирование цен;
-методы прямого воздействия государства на цены;
-методы косвенного воздействия государства на цены;
-регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов;
-регулирование цен на продукцию естественных монополистов.

Содержание

Введение 3
1.Государственное регулирование цен: понятие и сущность 6
2.Методы прямого воздействия государства на цены 8
3.Методы косвенного воздействия государства на цены 11
4.Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов 12
5. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов 14
Заключение 18
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

государственное регулирование цен.docx

— 45.91 Кб (Скачать документ)

    • стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению эффективности  инвестиций и т. д.;

    • использование возможностей ценовых  механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;

    • управление развитием экономики  в регионах.

    Региональные  проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов электрической  и тепловой энергии, заключаются  в следующем:

    • выравнивание или дифференциация тарифов  по субъектам РФ с целью обеспечения  равномерного их развития;

    • управление режимами энерго- и теплопотребления;

    • стабилизация экономического положения  энергообъектов и их объединений при заблаговременном, незапланированном снижении спроса на энергию;

    • стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных потребителей или их групп и соответственно регулирование экономической активности данных субъектов.

    Государственное регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий — естественных монополистов можно осуществлять на основе следующих методов:

    • установление фиксированных цен  и тарифов;

    • установление предельного уровня цен  и надбавок, наценок (коэффициентов  изменения цен);

    • установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок;

    • декларирование цен и тарифов  в органах ценообразования при  формировании свободных цен и  тарифов.

    Методы  регулирования деятельности естественных монополий применяются к конкретному  субъекту на основе анализа его деятельности, стимулирующей роли, в повышении  качества производимых товаров и  в удовлетворении спроса на них. При  этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции.

    Регулирование деятельности естественных монополий  и контроль осуществляет Федеральная  антимонопольная служба (ФАС). Субъекты естественных монополий несут ответственность  в виде штрафов за завышение цен, установленных органом регулирования  естественной монополии; сумма излишне  полученной выручки изымается в  бюджет; убытки, возникшие у потребителя  в результате завышения цен, должны быть возмещены ему; при повторном  нарушении дисциплины цен штраф  берется в двойном размере. 

Заключение 

    Цены  являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических  точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.

      Воздействие государственной экономической  политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

    В условиях рыночной экономики цены на товары устанавливаются их собственниками. Как правило, государство регулирует цены лишь на ограниченный круг товаров. При этом говорят о:

    • прямом регулировании цен;

    • косвенном регулировании цен.

    Прямое  регулирование цен, обеспечивается путем:

    • фиксации цен на определенном уровне. Обычно такой подход используется на короткий промежуток времени и является крайней мерой, обусловленной значительным различием в ценах, устанавливаемых  государством и складывающихся на рынке;

    • контроля государственных учреждений за ценами, которые устанавливаются  отдельными предпринимательскими структурами;

    • заключение соглашений о ценовой  политике между правительственными учреждениями, на которые возложено  регулирование цен, и монополиями;

    • установление границ и диапазона  изменения цен.

    Чаще  всего устанавливается верхняя  граница цены товара. Иногда регламентируется и нижняя граница цены.

    Косвенное государственное регулирование  цен обеспечивается путем:

    • реализации различных форм субсидирования, кредитования, налогообложения. Во всех этих случаях создаются необходимые  предпосылки для снижения цен;

    • изменения цен на сырье, топливо, материалы, машины, используемые при  производстве товаров, цены на которые  регулируются;

    • установления льготных тарифов на транспортные и другие виды услуг для производителей определенных товаров;

    • воздействия на спрос и предложение  в целях обеспечения их сбалансированности. Это прежде всего относится к сельскохозяйственным и сырьевым товарам;

    • осуществления государственных  закупок соответствующих товаров  и услуг.

    Государственное регулирование получило широкое  распространение в большинстве отраслей многих государств с рыночной экономикой.

    Эффективным средством регулирования цен  является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

    Особым  направлением ГЭП является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

    Установление  цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные  тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

    Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению  национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

    Фиксация  цен ленных видов товаров и  услуг у частных фирм, устанавливают  по договоренности с партнерами “конкретные  цены”, которые становятся затем  базовыми ценами для отрасли.  

Список  литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая. Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.99 № 154- ФЗ).

 2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ).

 3.Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 01.12.95 г. № 191-ФЗ ( в ред. от 16.11.98 г.).

 4.Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552. М.: Финансы и статистика, 1997.

 5.Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия / Министерство экономики РФ (Приказ от 01.10.1997 г. № 118)//Экономика и жизнь. 1997. № 57.

6.Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (Утверждены Министерством экономики РФ 06.12.95 № СИ-484/7-982).

 7.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. редакция В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994.

8.Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: Изд-во БЕК, 1997.

9.Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике: Курс лекций. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

10.Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А.Слепова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

11.Слепов В.А.,Галанов В.А., Быкова Е.В., Хоминич И.П. Финансы и цены: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.А.Слепова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 1999.

12.Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.

 13.Цены и ценообразование/Под ред. В.Е.Есипова: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

 14.Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К.Салимжанова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

15.Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

Информация о работе Государственное регулирование цен