Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:28, реферат

Описание

Основные функции государственного кредита, его отличия от банковского. Условия сделки, целевое назначение, срок возврата ссуды при банковском кредитовании. Содержание основных функций кредитования: регулирующей, контрольной и распределительной.

Работа состоит из  1 файл

Государственный кредит.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

    Государственный кредит совокупность экономических отношений жду государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах  с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Отличия государственного кредита от банковского.

Государственный кредит как самостоятельная форма  кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей:

  • Потребность государства в кредите.

   Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется, прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. [1] Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

  • Условия сделки.

   Условием  сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

  • Целевое назначение.

   Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

  • Срок возврата ссуды.

   При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.

  • Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

   С помощью банковского кредита  создаются деньги и при не продуманной  кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

    Как финансовая категория, государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

    Распределительная функция. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

    За  счет позаимствованных средств государство  может финансировать текущие  или капитальные расходы. Для  сохранения платежеспособности государства  краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

    Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30—50 лет и более. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и центы по нему.  
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижена Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличивать налоги в заданный период времени, что пришлось бы сделать в противном случае.

    Регулирующая  функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

    Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос.

    Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует их создавать накопления, приобретая государственные ценные бумаги.

    Контрольная функция. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов, в-третьих, осуществляется не финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

    Государство как гарант

    Бюджетный кодекс РФ определяет государственную  или муниципальную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательства. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115 БК РФ).

    Согласно  БК РФ (ст. 116) общая сумма предоставленных  государственных гарантий РФ для  обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда.  
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего дола РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США.

    Внутренние  государственные  гарантии. Государственные гарантии РФ внутри страны могут предоставляться субъектам РФ, муниципальным образованиям и отдельным юридическим лицам. Обязательным условием предоставления гарантии является проверка финансового состояния ее получателя. В настоящее время государственные гарантии на федеральном уровне не получили большого распространения.

    Внешние государственные  гарантии. Внешние государственные гарантии (гарантии в иностранной валюте) не получили в РФ большого распространения. Такие гарантии в 2006 г. предусмотрены в объеме 1000 млн. долл. и представлены гарантиями для оказания поддержки экспорта промышленной продукции. Появление таких гарантий объясняется тем, что Россия последовала примеру ряда промышленных государств, которые для стимулирования экспорта продукции национальных компаний взяли на себя риски, связанные с ее реализацией отдельным иностранным государствам.

    Государство как кредитор

    Внутренние  кредиты. Бюджетные кредиты — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возврат- ной и возмездной основах (ст. 6 БК).

    В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать:

  • бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.

    В середине 1990-х годов федеральный  бюджет РФ являлся исключительно  активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.

    Предполагалось, что такая форма финансирования, во-первых, будет стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование  полученных ресурсов, во-вторых, позволит пополнить доходы бюджета за счет получения процентов, в-третьих, позволит снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования, а в-четвертых, по истечении определенного времени полученные кредиты будут возвращены.

    Необходимость бюджетного кредитования объяснялась  также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали  государство. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.

    С начала ХХI в. Россия отказывается от широкого использования бюджетных кредитов. С одной стороны, это объясняется  тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты  своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться и необходимость в бюджетных кредитах отпала.

    По  этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться. Вводится требование, по которому бюджетные кредиты юридическими лицами, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, могут быть получены только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.  
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния заемщиком.

    Внешние государственные  кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 122) «Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором». Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

    Долговые  обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют  долг иностранных государств перед  РФ.

    Внешние государственные кредиты и задолженность  по ним перед Россией обычно делится  на три группы:

    1) задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);

    2) задолженность стран СНГ; 

    З) задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или  РФ).

    В 1990-х годах тяжелое финансовое положение не позволяло РФ выступать  на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 1970-х — первой половине 1980-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор. На 1 января 2005 г. по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, России остались должны почти полсотни государств. Среди наиболее крупных должников — Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников есть Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств по кредитам СССР и РФ составляет в долларовом эквиваленте на 1 января 2005 г. более 83 млрд. долл.

Информация о работе Государственный кредит