Государственная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание

Инвестиция (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Содержание

1 Государственная инвестиционная политика: понятие, значение………..3
2 Методы государственного регулирования инвестиционной
активности…………………………………………………………………………..10
3 Современная инвестиционная политика России………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Тема 3.docx

— 47.48 Кб (Скачать документ)

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер  бюджетно-налоговой политики). К  микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные  инструменты позволяют достичь  координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные  органы инвестиционной политики, объединения  предпринимателей, информационные системы.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение  инвестиционной ориентации бюджетной  системы - важнейшая задача государства  на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным  финансовым институтам – важнейший  источник средств на капитальные  вложения во многих странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые  проблемы по распределению средств  из бюджета не всегда позволяют в  полной мере осуществлять планируемое  финансирование.

Существенный  канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как  частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и  объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование  цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных  органах и одобряются государством.

Важнейшей функцией государства наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных  ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения кредитных  ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Набор работающих инструментов государственного регулирования  инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным  в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех  или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких  конкретных обстоятельствах будут  работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен  исторический опыт государственной  политики регулирования инвестиций, который указывает на существование  моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно  выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций1.

В первой модели акцент делается главным образом  на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но мы классифицируем их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.

Привлечение иностранных  инвестиций зависит и от совершенствования  управления этим процессом. С целью  усиления взаимодействия с зарубежными  предпринимателями и ускорения  выхода России на мировой рынок капиталов  создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при  Правительстве РФ с участием иностранных  компаний и фирм, осуществляющих крупные  капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства  РФ

На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению  иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным  инвестициям в России и координация  рабочих групп при Консультативном  совете; координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных  экономических зон, а также организацию  и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров  и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при  Минэкономики России для улучшения  управления инвестиционным процессом  созданы и другие организационные  структуры:

- Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

- Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;

- Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза.

С целью обеспечения  иностранных инвесторов информацией  о состоянии инвестиционного  климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается  Российский центр содействия иностранным  инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной  базе, налоговой системе, инвестиционной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современная инвестиционная  политика России

 

Состояние инвестиционной деятельности в стране можно представить  следующими показателями:

- общий объем инвестиций;

- доля инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);

- доля реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;

- общая величина реальных инвестиций и др.

Объективность показателей  оценки инвестиционной деятельности связана  с тем, что их рост немыслим без  вложения инвестиций. В определенной мере эти показатели характеризуют  и эффективность использования  инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы  роста инвестиций, то это явный  признак повышения эффективности  использования инвестиций.

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного  предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге - для обеспечения нормального  функционирования предприятия в  будущем, его стабильного финансового  состояния и максимизации прибыли.

Приоритетной  задачей в период экономических  реформ является активно проводимая научно-техническая и инновационная  политика, которая обеспечивает непрерывный  процесс замены устаревших технологий в производстве на передовые, отвечающие реалиям современности. Ядром структурных  изменений экономики выступает  инновационная сфера, и степень  ее развития определяет скорость и  качество протекающих в национальной экономике преобразований.

Главной целью  социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются: на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Инвестирование  социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности  рабочей силы, регулирования труда  и занятости, установит необходимый  уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения  высокого уровня социального потребления.

Таким образом, инвестиции оказывают воздействие на национальную экономику в целом, обеспечивают ее устойчивое развитие через бюджетную, научно-техническую и инновационную  политику.

В комплексе мер  по стабилизации экономической ситуации, преодолению последствий кризиса, поддержке предприятий различных  секторов промышленности и развитию экономики государства большое  значение имеет оптимизация инвестиционных процессов.

В настоящее время  в российской экономике сложились  предпосылки для быстрого инвестиционного  и хозяйственного подъема. Целый  ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума –  темпы роста инвестиций здесь  значительно опережают динамику хозяйственного оживления. Однако эти  данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой «базы». Во-вторых, потребность  российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.

Главная опасность  для будущего развития страны заключается  в том, что рост инвестиций пока очень  неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых  рынков. Не устранены фундаментальные  причины слабости российской экономики  – незавершенность структурных  и институциональных реформ в  реальном секторе, его низкая конкурентоспособность  и физическая изношенность производственного  аппарата, структурные деформации национального  хозяйства (перекос в сторону  топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных  предприятий), сохранение обширного  сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий  к инвестициям.

Решение этих непростых  проблем требует осуществления  активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования  инвестиционной деятельности, накопленных  в экономике проблем и выработки  новых принципов государственной  политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены  решением стратегических задач развития Российской Федерации. Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции «в человека», восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Безусловным приоритетом  государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального  хозяйства на траекторию устойчивого  экономического роста для решения  острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и  его структурной перестройки, повышения  конкурентоспособности обрабатывающего  сектора промышленности, ускоренного  инвестиционного развития секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.

В среднесрочном  плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение  инициативы частно-предпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление  законодательных и институциональных  ограничений росту инвестиций в  производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим  после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного  аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

Достижение указанных  целей государственной инвестиционной политики требует осуществления  комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата  в стране, поддержке инициатив  рыночного сектора экономики, кардинальному  повышению роли государства в  обеспечении привлекательных законодательных  и институциональных условий  хозяйственной деятельности частных  инвесторов, адекватных современным  требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства  в инвестиционной сфере должны стать:

- усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

- введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

Информация о работе Государственная инвестиционная политика