Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявить значение иностранных инвестиций в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть виды иностранных инвестиций, функции, исследовать инвестиционный климат современной России, ознакомится с динамикой, объемом и структурой иностранных инвестиций за последнее десятилетие, а также проанализировать проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Содержание

Введение
1. Иностранные инвестиции и их роль национальной экономике
1.1 Иностранные инвестиции и их виды
1.2 Целесообразность привлечения иностранных инвестиций
2. Иностранные инвестиции в экономике России
2.1 Состояние инвестиционного климата в современной России
2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России 2000-2010гг.
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекательности России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 110.93 Кб (Скачать документ)

     Среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, наша страна отличается наименьшими темпами роста экономики. Такие данные опубликовал Росстат. Еще одно отличие России от развивающихся экономик, на которое обратили внимание статистики, – это отток капитала и сокращение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в нашу страну за январь–сентябрь упали на 13%.

     Объем портфельных инвестиций составил 866 млн. долл. – на 15% меньше, чем за тот  же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 38,426 млрд. долл. –  на 12,2% меньше по сравнению с притоком в январе–сентябре 2009 года.

     По  словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, общая ситуация с инвестициями в  мире неважная. Российская экономика, несомненно, сохраняет привлекательность  для западного бизнеса. Однако у  иностранцев существуют опасения по поводу инвестиционного климата, взаимоотношений  государства и бизнеса. Ясин напомнил и о продолжающемся оттоке российского  капитала. "Такое поведение отечественного бизнеса – сигнал для властей, что нужно четко выдерживать политическую линию, создавать комфортную для бизнеса среду", – подчеркнул эксперт. Пока же в экономике России складывается обстановка, весьма подходящая под определение "стагнация", что проявляется в том числе в снижении инвестиционной активности. Рост ВВП на уровне 2–3% в год характерен для развитых стран, но никак не для страны "с молодой рыночной экономикой", подчеркнул Ясин.

     До  кризиса Россия привлекала иностранных  инвесторов не только возможностью получать прибыль от вложений в конкретные экономические проекты, но и за счет растущего курса рубля. Сейчас же очевидно, что рубль скорее всего  будет ослабевать, следовательно, этот фактор ближайшие годы не будет работать. Старая модель сломалась, а новой  пока не создано, отметил Миронов. Кроме  сырья, у нас нет источников экономического роста. Поэтому в борьбе за инвестиции Россия не может конкурировать с  Китаем, Индией и Бразилией, которые  обладают, например, огромными резервами  дешевой рабочей силы. [10]

     Более подробная информация об объемах  поступления иностранных инвестиций в 2010году представлена в Приложении 5, Приложении 6 и Приложении 7. [9]

 

      3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России 

     3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России 

     Существует  ряд проблем, препятствующих поступлению  иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

     При вхождении в экономику той  или иной страны иностранные инвесторы  смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную  практику, прибыльность инвестиционного  проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные  меры не реализованы. В качестве примера  можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам. [11]

     Что касается проблемы с коррупцией, то рейтинг Transparency International по уровню распространения коррупции, в котором РФ заняла 146-е место из 180-ти, по его мнению, является показательным. По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. [6] Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.

     Поэтому не случайно, что на саммите G20 в Сеуле  была достигнута договоренность об установлении глобального антикоррупционного режима, чтобы бороться с международным  взяточничеством и не давать коррупционерам свободно перемещаться по миру. Если такие  меры будут приняты, то они помогут  также и России изжить это явление, тормозящее её развитие.

     Еще одной не менее важной проблемой  общенационального масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в  кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении  криминальных структур в ключевые отрасли  экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые  желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие  издержки и, как следствие, неконкурентоспособность  производства в России; сложные способы  оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий  к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

     Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В  настоящее время ряд иностранных  компаний, реализующих импортозамещающие  проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

     Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому  для их компенсации необходимо предложение  более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять  таким условиям, немного. Положение  помимо всего прочего осложняется  в целом неразвитостью российского  фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что  существенного притока портфельного капитала в экономику России в  ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня  активно работает федеральная и  региональная власть.

     Ко  всему можно добавить, что сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют  вести дела в своей стране, умеют  ладить с местными и центральными властями, знают как найти к  ним подходы и общий язык. Иностранные  же инвесторы, впервые оказавшись в  незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются  и вынуждены преодолевать массу  неожиданных и непривычных препятствий. Генеральный директор банка Raiffeines И. Йонш высказывает такое суждение: "Проблем в деле сотрудничества с Россией много, но самая главная, с которой приходится постоянно  сталкиваться, это непредсказуемость  часто меняющихся решений, инструкций, директив, постановлений, которые далеко не всегда соответствуют букве существующих законов". В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка. 

     3.1 Пути повышения инвестиционной привлекательности России

     иностранный инвестиция привлекательность капиталовложение

     Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

     Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока  иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования  рисков иностранных инвесторов, используя  существующий мировой опыт, некоторую  компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных  хозяйствующих субъектов при  усилении мер контроля за использованием льгот.

     Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения  иностранных инвестиций: радикализация  борьбы с преступностью; пересмотр  налогового законодательства в сторону  его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых  льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.

     Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:

     - усиление роли государства как  гаранта осуществления предсказуемого  благоприятного нормативно-правового  режима хозяйственной деятельности  для зарубежных инвесторов; публичность  проводимой государственной инвестиционной  политики;

     - создание равных конкурентных  условий хозяйственной деятельности  всем инвесторам независимо от  формы собственности, способствующих  эффективному размещению капитала  и устойчивому экономическому  развитию;

     - осуществление действенных законодательных  и практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных  проектов; устранение противоречий  нормативно-законодательной базы  инвестиционной деятельности, снятие  барьеров входа на рынок капиталов;  обеспечение возможности получения  инвесторами достоверной информации  об организациях в целях анализа  и выбора объектов инвестиций;

     - либерализация внешнеторгового  и налогового режимов для ввоза  в Россию современного технологического  оборудования, необходимого для  нужд модернизации действующих  предприятий; повышение инвестиционной  привлекательности российских предприятий  на основе решения вопроса  о собственности на землю под  приватизированными зданиями и  сооружениями.

     Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

     Таким образом, России обладает богатым инструментарием  для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. 

 

      Заключение 

     В данной работе мною были рассмотрены  иностранные инвестиции и их виды, необходимость привлечения иностранных  инвестиций в экономику России, проблемы связанные с этим, а также пути их решения. Также было уделено значительное внимание инвестиционному климату, а также объему, динамике и структуре  иностранных инвестиций за последние  десять лет. Итак, на основе проанализированного  мною материала, можно сделать следующие  выводы.

     Использование иностранных инвестиций является объективной  необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств  недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения  иностранных инвестиций.

     Наша  страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных  инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных  займов на международном рынке капиталов.

     В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а  именно кредиты. Так как кредитные  вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно  назвать с большой оговоркой.

     Для улучшения ситуации в стране государство  должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального  дохода.

     Наиболее  привлекательные отрасли для  иностранных инвестиций – это  топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная  торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный  спрос на внутреннем и внешнем  рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли  как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России