Меры государства по формированию инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиционного климата и мер государственного регулирования по формированию инвестиционного климата.
Задачи курсовой работы включают рассмотрение вопросов:
- понятие инвестиционного климата;
- государственное регулирование инвестиционной деятельности;

Содержание

Введение
Понятие инвестиционного климата
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Меры государства по формированию инвестиционного климата
Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации и Республике Башкортостан
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Мер государства по формированию ик.docx

— 138.67 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

  1. Понятие инвестиционного климата
  2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  3. Меры государства по формированию инвестиционного климата
  4. Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Заключение

Список используемой литературы 

Введение

 

Инвестиционный климат – основной фактор привлечения в  экономику страны прямых инвестиций из-за рубежа. В условиях необходимости  притока иностранного капитала в  страну роль инвестиционного климата  увеличивается, возникает потребность в его улучшении.

Инвестиционный климат может  рассматриваться на уровне страны, отрасли, региона, предприятия. Предприятие в этой системе является конечной точкой приложения средств, где реализуются конкретные проекты. А привлекательность каждого проекта будет определяться привлекательностью всех названных составляющих. Другими словами, для стратегического инвестора не будут достаточно убедительными аргументы инвестирования средств в предприятие, если, несмотря на всю финансовую выгодность проекта, риск политической и экономической нестабильности в государстве сведет на нет любые усилия по привлечению инвестора.

В последнее время в  нашей стране наблюдаются тенденции  к стабилизации политической и экономической ситуации, что должно способствовать и оздоровлению инвестиционного климата. В то же время положительные изменения происходят постепенно, и необходимо уже в настоящий момент создавать условия для повышения конкурентоспособности инвестиционного климата России на мировом рынке капитала.

Опыт мировой экономики  показывает, что при наличии развитой системы регулирования инвестиционной деятельности приток иностранного капитала способствует дальнейшему экономическому росту на основе повышения производительности труда и развития конкурентоспособности собственного потенциала. Поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики, государственное регулирование инвестиционной  деятельности становится актуальным вопросом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиционного климата и мер государственного регулирования по формированию инвестиционного климата.

Задачи курсовой работы включают рассмотрение вопросов:

- понятие инвестиционного  климата;

- государственное регулирование  инвестиционной деятельности;

- меры государства по  формированию инвестиционного климата;

- оценка инвестиционного  климата в Российской Федерации  и Республике Башкортостан.

 

 

  1. Понятие инвестиционного климата

 

Известно, что для эффективного функционирования и развития хозяйственных систем необходимы определенные условия, такие как экономическая и политическая стабильность, устойчивая финансово-кредитная система, эффективное законодательство и т.д. Для комплексного анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата.

Инвестиционный климат —  это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации).

Понятие "инвестиционный климат" применимо преимущественно  для рыночной экономики, когда хозяйственная  среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием  для размещения инвестиционных ресурсов.

Оценки инвестиционного  климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

- объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);

- субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

 

На уровне хозяйствующего субъекта инвестиционный климат возводится в ранг одного из ключевых макроэкономических факторов, предопределяющих его инвестиционную активность.

Инвестиционный климат —  сложное, емкое и комплексное  понятие. Оно может рассматриваться  на многоуровневой основе. Комплексность  выражается в том, что инвестиционный климат формируется под воздействием совокупности факторов политического, экономического, социального характера и др., создающих в результате базовые условия для осуществления инвестиционной деятельности в стране или регионе. Многоуровневость означает возможность дифференциации инвестиционного климата по территориальному или отраслевому принципу.

Наряду с инвестиционным климатом страны можно выделить инвестиционный климат межрегиональных зон (например, федеральных округов или экономических районов), регионов, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики. Вместе с тем необходимо отметить, что основополагающим понятием является инвестиционный климат страны.

Оценка и прогнозирования  макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка позволяют  определить инвестиционный климат в  стране и эффективность инвестиционной деятельности на отдельных этапах экономического развития.

В мировой практике используются различные методы формирования инвестиционной привлекательности. Ее многоуровневая оценка включает оценку и прогнозирование:

— макроэкономических показателей  инвестиционного рынка;

— инвестиционной привлекательности  отраслей и подотраслей экономики;

— инвестиционной привлекательности  регионов;

— инвестиционной привлекательности  отдельных компаний.

Основные показатели, характеризующие  состояние инвестиционного рынка на макроуровне, могут быть объединены в следующие группы.

1. Показатели, характеризующие  эффективность инвестиционной политики государства и инвестиционной деятельности по национальной экономике в целом: валовое накопление и валовое сбережение; норма инвестирования в основной капитал (отношение объема инвестиций в основной капитал к ВВП); объем и динамика инвестиций в экономике; видовая, технологическая и отраслевая структура инвестиций; структура инвестиций по формам собственности и источникам финансирования: объем и структура инвестиций, привлеченных из-за рубежа; международная инвестиционная позиция страны и др.

2. Показатели, характеризующие  емкость инвестиционного рынка  и его обеспечение: объем спроса  и предложения на инвестиционном  рынке; динамика фактического объема сделок на рынке; динамика уровня цен на инвестиционные товары и инструменты; емкость инвестиционного рынка (показатель потенциально возможного объема сделок на инвестиционном рынке, обеспечивающий полное удовлетворение спроса на отдельные инвестиционные товары и инструменты при сложившемся уровне цен); количество и состав основных инвестиционных товаров и инструментов, обращающихся на рынке; динамика основных индикаторов инвестиционного рынка в отчетном периоде и др.

3. Показатели, характеризующие  состояние рынка недвижимости  и основных фондов: объем работ, выполненных по договорам строительного подряда; ввод в действие зданий и производственных мощностей; объемы строительства жилых домов и объектов социально-культурной сферы; индексы цен производителей в строительстве; ввод в действие основных фондов; коэффициенты обновления и выбытия основных фондов; степень износа основных фондов по отраслям экономики.

4. Показатели, характеризующие  состояние рынка ценных бумаг:  объем и структура эмиссии  ценных бумаг; объем государственных  ценных бумаг в обращении; оборот  рынка ценных бумаг; индикатор  рыночного портфеля (средняя из  эффективных доходностей по определенному типу бумаг, взвешенная по срокам погашения и по объему в обращении); дюрация рыночного портфеля (средний срок до выплат по ценным бумагам с учетом купонных выплат, взвешенный по объемам в обращении) и др.

5. Показатели, характеризующие  состояние денежного рынка, —  реальная ставка процента по кредитам; ставка рефинансирования; денежная масса М2; доля М2 в ВВП (коэффициент монетизации); удельный вес кредитов банков в структуре инвестиций; официальный курс основных иностранных валют (доллара США, евро) к рублю; индекс инфляции; уровень денежных доходов населения и др.

Оценка  различных составляющих инвестиционного  климата позволяет определить уровень  инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления  вложений. Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в "Ежегодной статистической карте".      

Наибольшую известность  в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: "Euromoney", "Fortune", "The Economist". В частности, рейтинг журнала "Euromoney" определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.). 

  1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Органы государственной  власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие  два метода:

- косвенное регулирование

- прямое регулирование

При косвенном регулировании  инвестиционной деятельности органы государственной  власти создают благоприятные условия  для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:

- совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установление для инвесторов специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;

- защита интересов инвесторов;

- предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- расширение использования средств населения и иных источников финансирования;

- создание сети информационных центров для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятие антимонопольных мер;

- возможность использования залогов при осуществлении кредитования;

- развитие финансового лизинга в РФ;

- проведение переоценки основных фондов с темпами развития инфляции.

     Прямое участие  государства в инвестиционной  деятельности осуществляется путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

- размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов;

- защита организаций от поставок устаревших, материалоемких, энергоемких, наукоемких технологий, оборудования и материалов;

- разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный  процесс временно приостановленных  и законсервированных строек  и объектов, находящихся в государственной  собственности;

- предоставления концессий  российским и иностранным инвесторам  по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Таким образом, прямое участие  государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета и за счет бюджетов субъектов РФ. Государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может  осуществляться с помощью иных методов  и форм, не противоречащих законодательству РФ.

При осуществлении регулирования  инвестиционной деятельности, государство выполняет несколько основных функций:

  1. Установочная функция, которая заключается в расстановке стратегических целей и приоритетов, а так  же в постановке задач инвестиционной политики на долгосрочный период. Формирование структуры приоритетов и целей является анализом результатов, а так же выявлением наиболее острых политических и социально – экономических проблем и нахождение оптимальных методов их решения.
  2. Мобилизующая функция, цель которой заключается в поиске источника инвестиционных ресурсов, а так же определении путей их привлечения для решения поставленных задач. При осуществлении этой функции применяется регулирование движения инвестиционных ресурсов, а так же их распределение и перераспределение между структурными подразделениями национального хозяйства. Основные инструменты, которые применяются для осуществления этой функции, это налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в области амортизационных отчислений, регулирование внебюджетных фондов.
  3. Стимулирующая функция заключается в безусловном и ускоренном решении ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция должна реализоваться через налоговые и финансовые льготы, создание оффшорных зон, кредитную и процентную политику, а так же иные инструменты.
  4. Контрольная функция, которая является контролирующей со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных правовых и экономических норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль происходит посредством контрольных органов и органов управления различного уровня.

Информация о работе Меры государства по формированию инвестиционного климата