3 границы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6
1.1 Трактовка экономических функций государства
в традиционной политэкономии…………………………………………………......6
1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования……………. ………...8
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11
2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11
2.2 Функции государства в рыночной экономике
и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14
3 границы вмешательства государства в экономику………..14
3.1 Япония………………………………………………………………………………..21
3.2 Россия…………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленное макроэкономическое воздействие различных государственных структур[2] на процесс развития национального хозяйства в целом и его сфер в частности. Конечной глобальной целью государственного регулирования экономики является обеспечение устойчивого прогрессивного социально-экономического развития общества, направленного на рост благосостояния нации.

Необходимость государственного регулирования экономики объективными обстоятельствами. С одной стороны, вмешательство государства в экономику вытекает из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику. Во-первых, это поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности. Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий. Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей. Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага охрана общественного порядка. Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики налогов, трансфертов. Таким образом, в условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Исходя из сущности, определяются и цели государственного регулирования экономики:

1.   Обеспечение экономической стабильности (выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний):

-регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

-обеспечение экономического роста;

-поддержка устойчивости национальной валюты;

-обеспечение полной занятости;

-внешнеэкономическое равновесие;

2.Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

-обеспечение территориальной целостности;

-обеспечение правовой основы функционирования экономики;

-поддержка внутреннего порядка;

3.Обеспечение социальной стабильности:

-социальная обеспеченность различных слоев населения;

-предоставление социальных услуг;

-обеспеченность населения общественными благами;

4.Координация хозяйственной деятельности:

-обеспечение информацией о конъюнктуре рынка и перспективах развития народного хозяйства;

-разработка мотивационного механизма (системы поощрения и санкций);

5.Поддержка конкурентной среды:

-создание экономических и правовых условий, правил системы;

-конкурентных отношений и защита конкурентной среды;

-борьба против недобросовестной конкуренции;

-борьба с монополизмом;

-разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности;

-поддержка мелкого среднего предпринимательства;

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране и в конкретной период. Именно эта острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.

2.2 Функции государства в рыночной экономике и основные методы

государственного регулирования экономики

Экономическая роль государства в любом обществе реализуется через совокупность конкретных функций. Как и роль государства, так и выполняемые им функции бывают разными не только в разных моделях взаимоотношений государства и экономики, но и разной в рамках одной модели, с различными конкретно-историческими условиями разных стран. Кроме того, экономическая роль государства и выполняемые функции не могут быть одинаковыми в государствах со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой и в государствах с переходной экономикой. Здесь также большое значение имеют конкретные специфические условия. Эти различия обусловлены многими факторами объективного, материального порядка, а так же под влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием как менталитет.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

1)  государственного экономического планирования;

2)  бюджетно–налоговой системы;

3)  денежно – кредитной политики.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.  

В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Однако опыт функционирования административно-командной и рыночной систем свидетельствуют о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп. Поэтому организация планирования не только необходима, но и возможна в рыночной экономике. Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного капитала. Это ресурсы государственного и частного сектора экономики.

Во-вторых, государство через финансово- промышленные группы, крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности, как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.

Государственное вмешательство через разработанные программы предусматривает субсидирование и кредитование из бюджета жилищного строительства, проведение структурной, антикризисной и финансовой политики. Системой плановых ориентиров государство имеет возможность скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления, как безработица, инфляция, неравновесие совокупных рынков и т.д.

Бюджетно-налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по его стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Государственный бюджет представляет собой бюджет центрального правительства, совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Каков характер и направление бюджетных расходов? Значительное место среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укрепление его здоровья. Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение, внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Основным  источником  доходной  части  бюджета  являются  налоговые поступления. Под налогом понимается принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.  Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части  бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили  налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Денежно-кредитная политика является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемая Центральным банком.  Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской  системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного  бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы. К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

1)  целевое кредитование;

2)  установление кредитных «потолков»;

3)  контроль над установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование  той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах. Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль над уровнем процентных ставок связан с установлением

Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы  за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке. Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

Информация о работе 3 границы вмешательства государства в экономику