Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 178.69 Кб (Скачать документ)

Глава 1: Цели и задачи денежно-кредитной  политики. 

     Денежно-кредитная  политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

     Денежно-кредитная  политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

     Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

     а) центральный банк страны и министерство финансов;

     б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие  в национальной банковской сфере  системообразующую роль (обычно это  сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный  банк);

     в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

     г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.

     В денежно-кредитной политике есть смысл  выделять два основных направления:

     1) поддержание должного состояния  самой денежно-кредитной сферы;

     2) использование денежно-кредитной  сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей. 

    1. Цель, задачи и объекты.
 

     Стратегической  целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).

     В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

     а) поддержание долговременного и  устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

     б) достижение и сохранение на должном  уровне склонности населения к сбережениям  в национальной банковской системе;

     в) сохранение доверия населения к  национальной банковской системе;

     ) поддержание на высоком уровне  надежности национальной банковской  системы;

     д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных  валютных резервов.

     Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная  сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из

состояния торгового и платежного баланса  страны.

     Пример. К тактическим задачам денежно-кредитной политики следует отнести поддержание на определенном уровне ставки рефинансирования (учетная ставка), уровня монетизации ВВП, сокращение удельного веса наличных денег. Специфические задачи обычно связаны с поддержанием валютного курса, с использованием валютных резервов и кредитованием отраслей национальной экономики.1

     Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег. 

     1.2. Целевой подход  денежной политики. 

     Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении  определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании  денежно-кредитной сферы, всегда имеют  необратимый характер.

     Данное  обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей  денежно-кредитной политики (см. рис. 1). Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.

   Операционные цели            Промежуточные цели           Стратегическая цель 

 
 

  Решение  оперативных           Решение тактических           Решение стратеги-

                 задач                                       задач                                ческих задач 

Рис. 1. Система целей современной денежно- кредитной политики

     В качестве таковых обычно выступают  уже известные нам денежные агрегаты из «семейства М». В свою очередь  для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

     Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных  задач. Оперативный анализ степени  достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень  эффективности проводимой денежно-кредитной  политики.

     Критерием выбора промежуточных и операционных целей выступает трудоемкость измерения  соответствующего показателя, доступность  экономической информации, а также  предсказуемость их воздействия  на стратегические цели экономического развития. 

1.3. Этапы 

     В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

     1) критическая оценка ситуации, конкретизация  задач социально-экономического  развития на предстоящий период;

     2) подбор конкретных инструментов  денежно-кредитной политики с  учетом доминирующих теоретических  конструкций;

     3) приведение в движение избранных  монетарных факторов воздействия,  контроль за ситуацией в денежно-кредитной  сфере;

     4) передача воздействия мобилизованных  средств воздействия или монетарных  факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки  и т. д.) на экономические процессы.

 

 

     Глава 2.  Основные инструменты  денежно-кредитной  политики Центрального банка 

    1. Перечень  инструментов.
 

     Главным субъектом государственной денежно-кредитной  политики выступает Центральный  банк страны, который является специальным  агентом правительства, хранит золотовалютные резервы державы. Он же разрабатывает  программы денежно-кредитной политики, доводит коммерческим банкам соответствующие  распоряжения и предписания.

     Денежно-кредитная  политика Центрального банка представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса.

     Выше  определено содержание денежно-кредитной  политики ЦБ страны с точки зрения решения тактических задач. В  качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ выделяются:

     ) операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

     2) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

     3) изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

     4) валютное регулирование;

     5) лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.);

     6) административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.

     Среди перечисленных выше средств воздействия  при желании можно выделить экономические  и административные, прямые и косвенные  методы регулирования. Обычно они взаимно  дополняются, а их реальное соотношение  изменяется в зависимости от состояния  экономической конъюнктуры.

     Так, операции ЦБ с ценными бумагами на вторичном рынке оказывают прямое воздействие па состояние платежной  системы и кредитный потенциал  балкон второго уровня. 11,15, регулируя  уровень ликвидности коммерческих банков, использует их экономический  интерес получать процентный доход  в той или иной форме. Но очень  часто центральные банки доводят  коммерческим банкам норматив наличия  цепных бумаг правительства в  структуре активов (% от активов, приносящих доход).

     Первые  три инструмента регулирования  в рамках современной денежно кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

     Эффективность использования того или иного  инструмента та денежного регулирования  тесно связана со степенью развития национального денежного рынка.                       

     2.2 Ценные бумаги 

     Операции  с цепными бумагами па открытом рынке. Прежде всего выделим ценные бумаги правительства, которые используются при дефицитном финансировании бюджета.

     Основными держателями ценных бумаг такого рода обычно выступают банки и  финансовые компании, которые приобретают  их за счет собственных средств или  по поручению крупных клиентов. Инициатором  купли-продажи ценных бумаг на открытом (вторичном) рынке в таком случае выступает ЦБ.

Операции  на открытом финансовом рынке — это операции, Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.

     Скупая  ранее выпущенные ценные бумаги правительства, ЦБ изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются  полноценными деньгами. На корсчетах  коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной  системы. Но самое главное изменение  состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал  для кредитования

реального сектора экономики. Срабатывание в  дальнейшем кредитного мультипликатора  приводит к тому, что незамедлительно  возрастает значение денежного агрегата М2 т. е. увеличивается объем денежного предложения.

     Пример. Предположим, ЦБ страны скупил у коммерческих банков имеющиеся у них ценные бумаги правительства на сумму 10 млн. талеров. Кредитный мультипликатор равен 4,4. Это означает, что через некоторое время объем денежной массы (М2) увеличится на 44 трл. талеров.

     Противоположная ситуация складывается в том случае, если ЦБ организует продажу доходных ценных бумаг правительства. Первоначально  коммерческие банки используют для  приобретения цепных бумаг имеющиеся  свободные денежные средства, а затем  в погоне за гарантированным процентным доходом начинают сокращать кредитный  портфель.2

     При скупке ценных бумаг на вторичном  рынке увеличиваются избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков. Денежное предложение (денежная база) возрастает (см. положение линии  Sm2 на рис. 2). При продаже ЦБ своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается (см. положение линии Sm1 на рис. 2).

Информация о работе Денежно-кредитная политика