Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 178.69 Кб (Скачать документ)

     Осуществляя мероприятия по поддержке проблемных коммерческих банков, ЦБ может принять  решение о предоставлении особых стабилизационных кредитов.

     Пример. В США кредиты по учетной ставке ФРС для коммерческих банков бывают трех типов. Корректирующий кредит — наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают американские банки для разрешения проблемы ликвидности в краткосрочном периоде. Такой кредит может быть получен по телефонному звонку руководства банка, предоставляется на 1-2 дня. Сезонный кредит предоставляется по сезонной схеме в определенное время года том банкам, которые сотрудничают с сельскохозяйственными производителями. Расширительный кредит выдается коммерческим банкам, которые испытывают серьезные проблемы с ликвидностью из-за нехватки депозитов. Банки, рассчитывающие получить такой кредит, должны представить план восстановления ликвидности.3

     Банки, которые пользуются дисконтным окном, сталкиваются с тремя видами издержек:

     а) платят процентную ставку (кроме того, теряют доходы по ценным бумагам);

     б) несут издержки, связанные с дополнительным изучением их деятельности специалистами  ЦБ;

     в) наконец, при частом обращении к  дисконтному окну за получением кредита  рискуют тем, что в будущем  и в весьма неподходящий момент им могут отказать в такой услуге.

     Следует признать, что ЦБ страны не может  повлиять на весь объем рефинансирования. Поэтому есть смысл денежную базу разделить на две части: первая полностью  контролируется ЦБ (МВк), вторая менее  всего подвержена такому контролю (DL). В итоге: МВ == МВк + DL.

     Первая  часть (незаимствованная денежная база) преимущественно зависит от осуществления  операций на открытом рынке ценных бумаг. Вторая часть порождается  выдачей ЦБ расчетных кредитов коммерческим банкам.

     Примечание. М (предложение денег) = m х МВ, m — денежный мультипликатор, который показывает, как изменится предложение денег при

заданном  изменении денежной базы. Денежный мультипликатор всегда больше 1, поэтому  денежную базу и называют деньгами повышенной мощности. Денежный мультипликатор отражает влияние на предложение денег и других факторов, помимо денежной базы.

     Финансовая  паника.

     Кроме влияния на денежную базу и денежное предложение политика рефинансирования, проводимая ЦБ, важна для предотвращения финансовой паники в разных ее проявлениях: от «набега вкладчиков» на отдельный банк до

массового изъятия депозитов населением из национальной банковской системы, продажи  ценных бумаг правительства и  т. п.

     Политика  рефинансирования непосредственно  влияет на состояние текущей платежеспособности банковской системы. Сбои в национальной платежной системе способны породить и обострить проблему неплатежей. 

     Поэтому, выполняя чисто экономические расчеты, не следует забывать, что ЦБ отвечает за состояние национальной платежной  системы, следовательно, просто обязан выступать «кредитором в последней инстанции». Проводя политику рефинансирования, ЦБ страны снабжает банковскую систему платежными средствами (избыточными резервами), следит за тем, чтобы предотвратить банковскую панику, не допустить банковского кризиса. Исключение финансовой паники и банковского кризиса — элементарное требование, предъявляемое к проводимой денежно-кредитной политике.

     Вывод: выполнение ЦБ функции «кредитора в последней. инстанции» очень похоже на страхование банковского бизнеса от наступления неблагоприятных обстоятельств.

     Поэтому появляется опасность недобросовестного поведения со стороны коммерческих банков. Опираясь на гарантированную поддержку со стороны ЦБ, коммерческие банки при проведении активных операций склонны принимать на себя больший финансовый риск. Такая позиция особенно характерна для крупных коммерческих банков, которые умеют собственные проблемы превратить в общенациональные. Их несвоевременное разрешение может привести к серьезному банковскому кризису и финансовой панике.

     Не  случайно современная денежно-кредитная  политика обязательно включает достаточно сложную подсистему банковского регулирования и пруденциального надзора за деятельностью всех коммерческих банков.

     Отчисления  в фонд обязательных резервов.

     Такой инструмент регулирования денежно-кредитной  сферы оказывает воздействие  не на отдельные банки, а на всю  национальную банковскую систему, определяет объем предложения денег и  во многом носит административный характер.

     В данном случае речь идет не о каком-то страховом или в буквальном смысле слова резервном фонде банковского  дела. Фонд обязательных резервов (ФОР) создается в ЦБ страны за счет денежных средств, мобилизованных коммерческими  банками в виде депозитов. Отчисления в данный фонд имеют обязательный характер, осуществляются в % от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц. (См. рис. 7)

     Обязательные  резервы — установленная денежными властями часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в центральный банк на беспроцентный резервный счет.

     Впервые такой метод регулирования денежно-кредитной  сферы с использованием обязательных резервов был введен в США в 1933 году. В настоящее время в подавляющем большинстве стран мира применяется как важнейший инструмент денежно-кредитной политики.

     С чем связано создание обязательных резервов? Ответ — приходится учитывать  действие денежного мультипликатора. За счет таких административных мер  ЦБ страны ограничивает процесс создания и банковской системе кредитных  денег («денег жирооборота»), контролирует уровень денежного (кредитно-депозитного) мультипликатора. (См. рис. 7)

     Примечание. Ранее при расчете денежного мультипликатора мы исходили из того, что на практике ЦБ страны обязывает коммерческие банки часть мобилизованных денежных средств (депозитов) размещать у себя на специальных беспроцентных счетах. Наличие такого ограничения приводит к тому, что денежная мультипликация в рамках национальной банковской системы постепенно угасает. Например, элементарные математические преобразования показывают, что при норме отчислений в ФОР в 20% кредитно-депозитный мультипликатор не может быть больше 5.

     Каких последствий можно ожидать, если ЦБ, например, увеличит норму отчислений в ФОР?

     При увеличении нормы обязательных отчислений в национальной банковской системе уменьшаются избыточные резервы и, как следствие, сокращается кредитный потенциал коммерческих банков. В дальнейшем сокращение кредитного портфеля вызывает уменьшение процентных доходов коммерческих банков. Но самое главное — ослабевает денежная мультипликация или способность коммерческих банков создавать деньги жирооборота».

     Пример. Предположим, на определенную дату коммерческий банк

сумел мобилизовать денежные вклады населения  в объеме 1000 талеров.

ЦБ довел  норматив обязательных отчислений 20%. Тогда обязательные

резервы составят 200 талеров, которые будут изъяты из каналов денежно-

го обращения  и депонированы в ЦБ на специальном  беспроцентном счете.

Таким простым способом определенная часть  денежного капитала (при-

влеченные средства) будет выведена из коммерческого  оборота.4

     

     Прирост депозитной базы

     коммерческого банка

       

     

      Отчисления в фонд обязательных                                      Увеличение избыточных         

                    резервов                                                                               резервов

     

     

    Возврат средств при сокращении                                     Потенциал для проведения

                  депозитной базы                                                          активных операций

     

        

       Денежный мультипликатор                                       Активизация               Другие

                                                                            Кредитования            активные 

      Увеличение денежной массы                                         клиентов                операции  
 

Рис. 15.7. Формирование обязательных и избыточных резервов коммерческого банка 

     Избыточные  резервы, которые определяют возможности кредитования, составят 800 талеров. Денежный мультипликатор (с учетом нормы отчислений в ФОР) будет равен 5. Следовательно, общее увеличение депозитов в банковской системе составит 5 000 талеров.

     Наоборот, при снижении ЦБ норматива отчислений в ФОР с 20 до 10% наращивается кредитный  потенциал данного коммерческого  банка (900 талеров). Можно ожидать, что  возрастут его доходы и прибыль. Кредитные ресурсы становятся менее  дорогими, увеличивается платежеспособность национальной банковской системы и  ее ликвидность. Денежный мультипликатор будет равен 10. Общее увеличение банковских депозитов составит 10 000 талеров (т. е. 1000 х 10 == 10 000).

     Следует отметить, что в современной банковской практике нормы отчислений в ФОР  пересматриваются довольно редко. Это  связано с тем, что данный инструмент оказывает сильное воздействие  на объем предложения денег. За счет использования данного инструмента  невозможно обеспечить небольших изменений  объема денежного предложения, т. е. точную настройку денежного предложения.

     Обратим внимание на то, что норматив отчислений в обязательные резервы во многом имеет административный характер, выступает  как своеобразная «продразверстка» на банковский капитал. Из-за резервирования денежных средств, мобилизованных банком на платной основе, банки теряют часть дохода. Это снижает их конкурентную способность по сравнению с теми кредитными организациями, которые  освобождены от отчислений подобного  рода. Чтобы компенсировать потери, есть соблазн повысить процентную ставку по кредитам клиентам банка, что ведет  к увеличению издержек производства в реальном секторе экономики.

     Поэтому на практике по мере развития национальных финансовых рынков масштаб использования  данного инструмента регулирования  уменьшается. Максимальный размер отчислений в обязательные резервы часто  закрепляется законодательно.

     В ряде стран резервные требования отменены как малоэффективные (Великобритания) или их нормативы существенно снижены (Германия, Франция и т. д.). В странах переходного периода (Россия, Беларусь и т. д.) такой прием денежно-кредитного регулирования используется в качестве обязательного инструмента.

     Политика  дешевых и дорогих  денег

     В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

     1) политика дешевых денег («кредитная  экспансия»);

     2) политика дорогих денег («политика  кредитной рестрикции»).

     В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.),

Информация о работе Денежно-кредитная политика