Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших проблем, которые призван решить проводимый в настоящее время в Беларуси новый цикл экономических реформ, является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
1 Теория внешних эффектов…………………………………………………
5
1.1 Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации из анализа А.Пигу………………………………

8
1.2 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза……………………………………………….

11
2 Глобальные экологические проблемы: понятия и виды………………….
14
3 Экономическое регулирование охраны окружающей среды…………….
3.1 Эмиссионный налог и платежи……………………………………
3.2 Налоги и платежи за ресурсы……………………………………..
3.3 Залоги и облигации…………………………………………………
3.4 Экологические фонды……………………………………………...
25
25
26
26
26
4 Теория внешних эффектов в области контроля загрязнения окружающей среды……………………………………………………………
29
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
32
33

Работа состоит из  1 файл

внешние эффекты.docx

— 163.17 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

Студента                                                                            Айдогдыев М.З

ФМ, 2 курс, ДКП-1    

(подпись)(дата)

 

 

Руководитель

доцент                                                                              Рымкевич В.В

(подпись)(дата)

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 33 с., 27 источников.

Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды.

Объект исследования – внешние эффекты в экономике стран в отношении охраны окружающее  среды.

Предмет исследования – методы и формы государственного регулирования внешних эффектов относительно охраны окружающей среды.

Методы исследования: научной абстракции, индукции, дедукции, экономико-статистический, системный, диалектический, а также логический и сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

                                                                                                   (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

4

1 Теория внешних эффектов…………………………………………………

5

1.1 Необходимость интернализации внешних  эффектов. Подход к проблеме интернализации  из анализа А.Пигу………………………………

 

8

1.2 Интернализация внешних эффектов  с позиции прав собственности.  Теорема Коуза……………………………………………….

 

11

2 Глобальные экологические проблемы: понятия и виды………………….

14

3 Экономическое регулирование охраны  окружающей среды…………….

3.1 Эмиссионный налог и  платежи……………………………………

3.2 Налоги и платежи  за ресурсы……………………………………..

3.3 Залоги и облигации…………………………………………………

3.4 Экологические фонды……………………………………………...

25

25

26

26

26

4 Теория внешних эффектов в  области контроля загрязнения окружающей среды……………………………………………………………

29

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

32

33


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших  проблем, которые призван решить проводимый в настоящее время  в Беларуси новый цикл экономических реформ, является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система  вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

Применительно к условиям развитой рыночной экономики  в мировой практике уже сложился определенный действенный механизм, позволяющий учитывать наличие  внешних эффектов (экстерналий). Тем  не менее, поэтому требуются постоянные их исследования в целях совершенствования  механизма адаптации.

Основные  положения теории внешних эффектов формировались за пределами нашей  страны в работах зарубежных классиков  и современных ученых - представителей различных направлении экономической теории: неоклассической теории благосостояния (А.Маршалл, В.Парето, А.Пигу, П.Самуэльсон и др.); теории имущественных прав (А.Алчиан, Р.Коуз, С.Чен и др.); экономики общественного сектора (Э. Аткинсон, Ф. Батор, Дж. Стиглиц и др.); теории интернализации внешних эффектов (У. Баумол, А. Низ, Д. Пирс, Т. Тайтенберг, К. Тернер, и др.) Вместе с тем, несмотря на значительные достижения мировой экономической мысли, в теории внешних эффектов до сих пор велика актуальность выработки новых принципов государственной политики в области регулирования экологических экстерналий.

 

1 Теория внешних эффектов

 

Известно, что рыночная экономика  способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, когда отсутствуют препятствия для того, чтобы рыночная иена несла адекватную информацию о спросе и предложении на рынке. Поскольку в реальной жизни идеальная модель свободного рынка не существует, встречаются ситуации неэффективного распределения ресурсов. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блата и о его альтернативных издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в результате чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая ситуация характерна для общественных блат и внешних эффектов (экстерналий).

Традиционно рыночные сделки заключаются  добровольно и их результаты касаются издержек и выигрышей лишь их непосредственных участников. Но иногда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних лиц (third-party), которые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других - получают некомпенсируемые выгоды, но это не отражается в рыночной пене. Следовательно, действительные издержки или выгоды здесь всегда превышают те о которых информирует рыночная цена. В результате соответствующие товары производятся либо в недостаточном, либо в избыточном количестве но сравнению с эффективным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое наложение посторонних субъектов, называется внешним эффектом или экстерналией.

С точки зрения последствий внешние  эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара пли услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.

Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Выпуск товаров, связанных с отрицательными и внешними эффектами, осуществляется в объеме, превышающем эффективный уровень, из-за отсутствия полной информации об издержках в рыночной цене.

По способу проявления внешние  эффекты бывают технологическими пекуниарными. Технологические внешние эффекты - это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.

В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:

  • потребительские, которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или солее домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики:
  • производственные, при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или шлее фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств:
  • производственно-потребительские, при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.

Механизм внешнего эффекта анализируется с помощью традиционных микроэкономических моделей. Рассмотрим пример отрицательного внешнего эффекта.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение этой продукции характеризует кривая S. одновременно являющаяся кривой частных предельных издержек данной фирмы РМС (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается предельным ущербом MD (marginal damage). С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т.е. SMC = РМС - MD. Эффективным является выпуск Q* при цене P*t который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Qопределяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Qc> Q". т. е. реальный выпуск превышает эффективный. [7, с 39]

 

1.1 Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации из анализа А.Пигу

 

Движение от реального уровня выпуска  к эффективному, т. е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, т.е. трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект. При этом считается, что условия оптимальности по Парето требуют полного отсутствия внешних эффектов.

В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации: А. Питу и Р. Коуза.

Подход А. Лигу основан на признании разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Лигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные - с помощью субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия - их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требует участия правительства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.

Налог Пигу (Pigovean tax) стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицы продукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.

Интернализацию отрицательного внешнего эффекта по Пигу можно рассмотреть на примере кислотных дождей, которые вызваны производственной деятельностью сталелитейной фирмы, выбрасывающей в атмосферу и NOx. Эти дожди негативно влияют на производственные результаты бригады рыбаков, поскольку из-за загрязнения поверхности водоема вредными веществами снижается количество и качество добытой рыбы. [7, с 41]

 

 

 


 

 

Как и на рис 1, на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной - пена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Налог на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D с отрицательным наклоном. Кривая общественных предельных издержек S представляет собой сумму кривых частных предельных издержек и предельного ущерба. Иначе, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC С м РМС для любого объема выпуска.

Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном , в то время как эффективный выпуск равен Q*. Очевидно, что > Q*. Для nого, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до эффективного уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков. Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что производителю адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме tQ*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску в объеме, равном площади заштрихованного треугольника.

Однако практическое применение налога Питу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, необходимо знать точный размер предельного ущерба. Для этого требуется выяснить:

  • какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы тины и объемы загрязнении, обусловленных конкретными производственными процессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.;
  • какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб. Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов;
  • какова денежная оценка ущерба.

Все эти измерения могут быть лишь приблизительными, и поэтому адекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получить индивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будет назначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническим причинам и связано с высокими издержками.

Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды