Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших проблем, которые призван решить проводимый в настоящее время в Беларуси новый цикл экономических реформ, является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
1 Теория внешних эффектов…………………………………………………
5
1.1 Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации из анализа А.Пигу………………………………

8
1.2 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза……………………………………………….

11
2 Глобальные экологические проблемы: понятия и виды………………….
14
3 Экономическое регулирование охраны окружающей среды…………….
3.1 Эмиссионный налог и платежи……………………………………
3.2 Налоги и платежи за ресурсы……………………………………..
3.3 Залоги и облигации…………………………………………………
3.4 Экологические фонды……………………………………………...
25
25
26
26
26
4 Теория внешних эффектов в области контроля загрязнения окружающей среды……………………………………………………………
29
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
32
33

Работа состоит из  1 файл

внешние эффекты.docx

— 163.17 Кб (Скачать документ)

Наиболее  заметно сокращение лесной площади  нашей планеты: за последние 300 лет уничтожено 66—68 % лесов, и лесистость сократилась до 30 %. Рост численности населения и развитие мирового хозяйства постоянно поддерживают растущий глобальный спрос на лесную продукцию. В период 1990—1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно почти 65 млн. га лесных угодий. Особенно угрожающее положение сложилось в тропических лесах. При современной скорости их сведения вначале XXI ст. в некоторых регионах (Малайзия, Индонезия) леса могут полностью исчезнуть.

Одной из основных причин такого истощения лесных ресурсов является высокий спрос на древесину в промышленно развитых странах. В качестве альтернативы необходимо значительно повысить эффективность технологии производства лесоматериалов, в первую очередь бумаги, более широко использовать отходы и вторичные материалы, в целях экономии бумаги выпускать издательскую продукцию в электронном виде. Лесовосстановление обеспечит удовлетворение будущих потребностей в древесине и будет способствовать поглощению углеродистых соединений из атмосферы, замедляя тем самым процесс глобального потепления.

Кроме лесов  в тщательной охране нуждаются и  другие растительные сообщества, животный мир нашей планеты. Сохранение их биологического разнообразия имеет большое значение для многих видов хозяйственной деятельности, и прежде всего для сельского хозяйства, поскольку дикорастущие растения являются генетическим средством обеспечения устойчивости к болезням, засухе и засолению. Необходимо выделить также такую отрасль промышленности, как производство медицинских препаратов на растительной основе, что позволяет удовлетворять основные потребности в медицинской помощи более 3 млрд. человек.

Однако  по мере того как растет осведомленность  научных коммерческих кругов о ценности растительных медицинских препаратов, увеличивается и угроза самим этим растениям. Согласно последним обследованиям, обобщенным специалистам ООН, около четверти миллиона видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения. Проблематичным является и выживание приблизительно 25 % всех видов млекопитающих и 11 % видов птиц. Продолжается истощение рыбных промысловых районов Мирового океана: за последние полвека рыбные уловы выросли почти в пять раз, при этом 70% океанических промыслов подвергаются предельной либо запредельной эксплуатации.

Осознание непредсказуемой ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания естественной эволюции и устойчивого функционирования биосферы привело человечество к пониманию угрозы, которую создает сокращение биологического разнообразия, происходящее в результате некоторых видов человеческой деятельности. Разделяя озабоченность мирового сообщества, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) среди других важнейших документов приняла Конвенцию о биологическом разнообразии. Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных биологических ресурсов и осуществление действенных мер по их сохранению.

 

 

3 Экономическое регулирование  охраны окружающей среды.

 

Многие  специалисты, в том числе и  юристы, в развитых странах считают  экологические проблемы, по сути, проблемами экономическими. Такая позиция согласуется  с тем, что в настоящее время  во многих странах и особенно в  США наблюдается ослабление административного  регулирования экономики. Экономические  методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой  цели и столь же сознательно стремятся  к их достижению. Такая целевая  установка - важная отличительная особенность  управления в социальных и экономических  системах. Поэтому сущность экономических  методов состоит в организации  деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в  потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение  и санкции неэкономического характера.

Роль  экономических методов заключается  в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации  экономических затрат, которое понесет  общество ради достижения желаемого  состояния окружающей среды и  ее отдельных компонентов. [16]

В числе  экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

-платежи  или налоги за право пользования  природными ресурсами;

- компенсационные  платежи за выбытие природных  ресурсов из целевого использования  или ухудшение их качества, вызванное  производственной деятельностью;

- платежи  или налоги за выбросы загрязняющих  веществ в окружающую среду;

- дополнительный  налог с прибыли предприятий,  выпускающих экологически вредную  продукцию или применяющих экологически  опасные технологии.

Все эти  чисто экономические инструменты  служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

 

3.1 Эмиссионный налог и платежи.

 

Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной  любую загрязняющую деятельность и  полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая  деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах  предусмотрено введение налогов  природопользователей и загрязнителей  окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60 - х годов. [19]

Система налогов на загрязнение воздуха  и вод очень сложна. Она заключается  в установлении платы за единицу  загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело  бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет два главных  преимущества по - cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

Во - первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Во - вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

В экологическом  плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или  сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска  продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных  ресурсов. На первом этапе налоговый  “гнет” естественно сказывается  на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к  перечисленным изменениям соотношение  спроса и предложения нормализуется, и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника  выбросов и взимаемые только в  том случае, если выбросы превышают  заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.

Применяя  для осуществления экологической политики эмиссионные налоги или платежи, надо учитывать следующие ограничения:

1) недоучет  некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;

2) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;

3) для каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;

4) эмиссионный  налог не применим к регулированию  некоторых видов загрязнений  (опасных отходов, шумового загрязнения  в городе);

5) налог  неэффективен для принятия экстренных  мер в условиях чрезвычайной экологической ситуации;

6) побудительный эффект налогов может ослабляться под действием ряда объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста и некоторых других);

Первые  три проблемы не носят принципиального характера и по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной степени ограничивают сферу воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод. Именно в этой сфере эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах Запада.

 

3.2 Налоги и платежи за ресурсы

 

Налоги  на использование ресурсов применяются  для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие факторы, искажающие цены на ресурсы.

Налоги  и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.

 

3.3 Залоги и облигации

 

В некоторых  странах Запада применяется схема  залогов - возмещений. Согласно этой схеме  залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов  и возмещается, как только этот продукт  надлежащим образом уничтожается. Залоговые  вклады на возмещение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязнителей, ибо залог больше расходов на захоронение  отходов.

Экологические цели могут быть достигнуты и посредством  совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно  для каждого загрязнителя.

 

3.4 Экологические фонды

 

Экологические фонды обычно носят перераспределительный  характер: средства поступают от загрязнителей  и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или  идут на улучшение экологической  обстановки в целом. Это позволяет  координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

- эмиссионные  налоги и платежи предприятий  (за выбросы в атмосферу, сбросы  в водоемы, размещение твердых  отходов);

- налоги  и платежи за ресурсы;

- залоги-возмещения  и облигации пользования;

- средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

- плата  предприятий за выбросы (лицензионные  взносы);

- штрафы, взысканные в административном  и судебном порядке с юридических  и физических лиц, виновных  в нарушении законодательства  по охране окружающей среды. [14]

Средства  крупных фондов могут расходоваться  на финасирование:

- крупных  средоохраных проектов на предприятиях  при невозможности их осуществления  за счет собственных средств

- строительства,  технического перевооружения, реконструкции  и капитального ремонта средоохранных  объектов, действующих на соответствующей  территории 

- научно - исследовательских разработок  и создания новых видов средоохранной  техники и технологии

- мероприятий  по предупреждению и компенсации  негативных социально-экономических  последствий нарушения средоохранного  законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и  т.д.).

- работ  по оценке воздействия на окружающую  среду и проведения экспертизы  экономических проектов, приуроченных  к данной территории;

- создания  специализированных предприятий  по переработке отходов производства  на территории данного региона;

- частичное  или полное погашение банковских  кредитов, данных предприятиям для  проведения ими крупных капиталоемких  мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий  и т.д.) при условии обеспечения  высокого качества этих работ  и выполнения их в определенные  сроки.

Определенная  доля отчислений местных фондов может  резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных  процессов и явлений, а также  аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо  отметить, что все перечисленные  статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные  расходы, которые не могут покрываться  из экологических фондов. Связанные  с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды