Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и
методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА 

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

3 курс очно-заочного  отделения                                                                    

специальность 080502

«Экономик а  и управление на предприятии (РГБ)»

группа 32 РГБ 
 

К У Р С О В  А Я      Р А Б О Т А

по  дисциплине «Менеджмент» 
 

на  тему: Американская модель менеджмента

Исполнитель: Рагулина Н.А 

Научный руководитель: ст.пр. Шамина Марина Сергеевна 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

                                                                                                                                                      

                       

 Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Введение

 

     Экономический уклад и богатейший опыт знаний и  навыков, приемов и

методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели  своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом, американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.

        Американский опыт может быть для нас интересен по двум причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов, технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям. Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия решений, для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с ними.

     В этом исследовании используются три ракурса на американский опыт управления бизнесом - с точки зрения личности, корпорации и общества.

   Американский менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.

     Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер имеет существенное позиционирование своего места и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках. США на протяжении последних десятилетий постепенно уступают доля в мировом ВВП в объемах международной торговли ЕС, Японии. Этот процесс сопровождался обострением конкуренции на глобальных рынках. При этом, шло изучение опыта и моделей американского, японского и европейского менеджмента и усиление их взаимного влияния. Разрабатывая концепцию повышения конкурентоспособности, американцы большое внимание уделяют развитию науки и технологий. По оценкам аналитиков, отрыв в сфере исследования и коммерциализации высоких технологий от таких преследователей, как ЕС, Япония, составляет пять-шесть лет. Большое внимание придают в США сфере образования, которая стала локомотивом социально-экономического развития Американского общества. Теоретики систем управления качеством разработали и успешно внедряют на практике модели постоянного совершенствования бизнес процессов.

     Американский менеджмент, в духовной составляющей полагается на христианскую религию протестантской конфессии. При этом, он в своих доктринах сумел объединить и сочетать в себе, более того, синхронизировать философию свободы творчества, использующей веру в Иисуса Христа, и необходимость приоритетности научного знания, как главного фактора в достижении успеха экономического развития.

     Показательным является позиционирование одного из видных управленческих авторитетов президента и исполнительного директора американской корпорации General Electric Джека Уэлша (Jack Welch) сформулировавшего в управлении шесть золотых правил:

  1. Необходимо воспринимать действительность такою, как она есть, а не такой, какой она была или такой как ее хотелось бы видеть.
  2. Необходимо быть искренним со всеми.
  3. Необходимо не управлять, а направлять.
  4. Необходимо внедрять изменения раньше, чем они станут вынужденными.
  5. Если нет конкурентного преимущества, нельзя вступать в конкуренцию.

Нужно самому контролировать свою долю, иначе  кто-нибудь другой начнет это делать.

 

     ГЛАВА 1. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента. 
 

    1. История формирования американской модели менеджмента.
 

     Управление, как научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых  следует отметить демократичность страны,трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а так же отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом  на потребности бизнеса.

     Основателем научного менеджмента  по праву считается Уинслоу  Тейлор (20.03.1856-21.03.1915). Он рано включился в общественную и научную жизнь страны. В те годы промышленным центром США считалась Филадельфия, которая бурлила от всевозможных движений реформаторов и разнообразных дискуссий и идей по обновлению промышленности. Одну из групп составляли профессиональные инженеры, недовольные ролью менеджеров, особенно мастеров, которым передоверяли всю власть над людьми и техникой. Они выдвинули свой альтернативный проект - так называемую "машинную модель", суть которой сводилась к тому, что управление предприятием должно быть таким же точным и прогнозируемым, как конструирование машины. Другие - это так называемые "реформаторы труда", куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социально-культурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

     Американский менеджмент формировался  в конце 19-начале 20 века, в условиях создания крупных иерархичных структур, разделения управленческого и исполнительского труда, введение норм и стандартов, установление должности нанимаемого менеджера их обязанностей и ответственности. В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию выбора и оценку работников по деловым качествам

     В американском обществе повышается социальная значимость «чина»

Происходит  тотальная бюрократизация управленческого  аппарата предприятия- гиганты испытывают потребность в рациональной организации  труда, в четкой взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно-обоснованными принципами, нормами и стандартами.

     Великая индустриальная революция   XVII – XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие  революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая   форма  собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е совместных ( и долевых ) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегированных классов. При этом под администрированием понималась

формулировка  общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Что бы их объединить за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные отдаются менеджменту. Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице, затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникает два сообщества: акционеров и наемных руководителей. Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за определенной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.  

    1. Создатели американской модели менеджмента.
 

     Основоположником  науки управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система  организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

     Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем  они были расширены в книге  «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911). Основы системы Ф. Тейлора Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения:

- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

- Обучение и тренировка рабочих;

- Сотрудничество администрации и рабочих.

     Важная  характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

- определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

- подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

- введение инструкционных карт;

- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);

- калькуляция затрат на производство.

     Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

     Научное управление по Тейлору сосредотачивалось  на работе, выполняемой на самом  нижнем уровне организации. Тейлор и  его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью  работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

     Другим  представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Информация о работе Американская модель менеджмента