Анализ формирования портфеля новшеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой является анализ формирования портфеля новшеств
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать понятие термину "новшество".
Определить методику формирования портфелей новшеств
Проанализировать формирование портфеля новшеств

Содержание

Введение 2
1.Понятие новшества 4
2. Методика формирования портфелей новшеств 10
3.Формирование портфеля новшеств 13
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Нововедения в организациях.Формирование портфелей новшеств.Рядинский.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

     Введение

 

     Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

     Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению  в инновацию) и распространению  в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

     Актуальность  темы данной курсовой работы заключается  в том, что по мере экономического развития общества значение новшеств все более возрастает и на современном  этапе новшества становятся важнейшим  инструментом конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов на всех уровнях иерархии – от отдельных структурных единиц предприятий до стран и регионов в целом.

     Целью данной курсовой является анализ формирования портфеля новшеств

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать понятие термину "новшество".
  2. Определить методику формирования портфелей новшеств
  3. Проанализировать формирование портфеля новшеств

     Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных  и зарубежных учёных, в области  экономической теории, менеджмента и управления персоналом.

 

     1.Понятие  новшества

 

     Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую  идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый  продукт, новую технологию, новый метод и т.п. 1Новшество (новация) - новый или обновленный продукт чей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.2 Новшество — это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности.3 Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых исследований и т. д.

     Новшество — объект промышленной собственности  и (или) связанный с ним продукт  интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения.4

     Новшество — это предмет инновации. Новшества  и инновации имеют различные  жизненные циклы.5

     Новшества могут разрабатываться по любой  проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторский работ (НИОКР) и т.д. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

     Термин  «нововведение» означает, что новшество  используется. Вложение инвестиций в  разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.6 Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

     По  своему содержанию новшество являет собой объект интеллектуальной деятельности (законченных исследований и разработок в сфере промышленной собственности), востребованный для введения в экономический оборот.

     На  этапе внедрения в производство понятие новшества сменяется  на понятие инновации. Отсюда термин инновационное производство, то есть производство с максимальным внедрением современных технологий.

     Автором новшества может быть гражданин  или группа граждан, создавших в  результате своего творческого труда  объект интеллектуальной собственности (ОИС).

     Новшество может быть классифицировано по различным  основаниям.

     Новшество может быть представлено для введения в производственный цикл организации в виде:7

     1. Продукта в его конструктивном, объективно-материальном смысле;

     2. Технологии, способа производства;

     3. Результата селекции;

     4. Здания, сооружения, иного производственно-архитектурного  проекта;

     5. Информации;

     6. и прочее.

     Введение  новшества в производство может  способствовать:

     1. Расширению производства;

     2. Переходу производства на качественно  новый уровень;

     3. Восстановлению производства на  конкурентоспособной основе;

     4. и другое.

     Отраслевое значение новшества проявляется в его применении в сфере:

     1. производственной;

     2. торговой;

     3. социальной;

     4. финансовой;

     5. управленческой;

     6. сельскохозяйственной;

     7. и других.

     Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

     Производить - значит комбинировать имеющиеся  в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:8

  1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
  2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
  3. изменения вследствие использования нового сырья;
  4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
  5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

     Процесс создания новшества включает (жизненный  цикл новшества):9

     1. Стадия исследования 

  1. фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования - задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);
  2. прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
  3. экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта - завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);

     2. Стадия производства 

  1. первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
  2. запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

     3. Стадия потребления 

  1. поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
  2. устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

     Таким образом, новшество – результат  интеллектуальной деятельности, законченных  научных исследований и разработок, обладающий новизной и способом для  включения в экономический оборот, является первичным кирпичиком, из которого строится инновация – это результат инновационной деятельности. Не все результаты являются новшествами.

     2. Методика формирования  портфелей новшеств

 

     Главным инструментом повышения конкурентоспособности товаров и других объектов является активизация инновационной деятельности на основе разработки и внедрения новых изобретений, рационализаторских предложений, прогрессивных технологий, методов менеджмента и т. д. Результатом инновационной деятельности организации должно быть повышение устойчивости ее функционирования и рост прибыли путем разработки и внедрения конкурентоспособных новшеств. Если новшества, включенные в портфель (план) организации для внедрения, не будут конкурентоспособными, то вся последующая работа после НИОКР не принесет положительных результатов. Обеспечение конкурентоспособности управленческого решения на ранних стадиях проектирования (на стадии НИОКР) возможно на основе изучения рассмотренных ранее экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, применения научных подходов, принципов и методов управления. В условиях перехода ОПК на рыночные отношения, когда формирование рыночных инструментов (правовой системы, экономических законов, политики формирования цен, вертикальной и горизонтальной интеграции органов управления, финансово-кредитного механизма их взаимодействия и др.) только начато, больше внимания следует уделять методам анализа и прогнозирования. Поэтому на данном этапе инновационную деятельность в ОПК можно активизировать на основе улучшения его финансирования из государственного бюджета и применения ограниченного круга инструментов научного сопровождения инновационной деятельности. Из законов функционирования рыночных отношений в работе уделено внимание закону конкуренции, закону о предельных издержках и предельной полезности, закону о возрастающей доходности, закону экономии времени др. Из законов организации в работе уделено внимание закону синергии, закону композиции, закону пропорциональности и закону самосохранения. Инновационную деятельность на данном этапе невозможно активизировать без применения системного, воспроизводственного, интеграционного и ситуационного подходов. С применением перечисленных законов и подходов портфели новшеств и инноваций целесообразно формировать в следующей последовательности:10

Информация о работе Анализ формирования портфеля новшеств