Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание

Сущность и функции маркетингового потенциала предприятия. Концепция потенциала подразделения, фирмы. Порядок установления маркетингового потенциала. Интегральная оценка маркетингового потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">
фирмой для создания изделий и оказания услуг (рассматриваются все три разновидности технологий: «стабильная», «плодотворная» и «измен­чивая»);

6)    анализ жизненных циклов товаров по стратегическим зонам хо­зяйствования фирмы;

7)    установление интегральной оценки потенциала маркетинговой си­стемы предприятия;

8)    разработка предложений (задания) по дальнейшему развитию мар­кетинговой системы.

Системный (детальный) подход. Наблюдение и управление состо­янием маркетингового потенциала фирмы возможно При использовании в полной мере системного и ситуационного анализа, детального пара­метрического описания системы маркетинга. Необходимо учесть все эле­менты этой системы, включая «жесткие» и «мягкие» элементы (рис. 1).

Маркетинговый потенциал фирмы з случае системного представления можно рассматривать как кортеж (4) из частных потенциалов, характе­ризующих степень готовности маркетинговых ресурсов (<ррес), органи­зационного механизма маркетинга (грорг) и способности достигать тре­буемых маркетинговых результатов (ррез). В кортеже (5) в организаци­онном механизме маркетинга выделены «жесткие» и «мягкие» элементы (у>жэо и у»мэо). Кортеж (б) раскрывает компоненты маркетиногового потенциала организации на элементном уровне:

На последнем элементном уровне (6) использован (см. рис. 1) сле­дующий детальный перечень компонентов:

<рк — потенциал маркетингового персонала;

у>б — потенциал маркетинговой материально-технической базы;
                     уэи — потенциал маркетинговой информационной базы;

рф — потенциал финансового ресурса маркетинга;

у>сп — потенциал стратегического планирования маркетинга;

?>т — потенциал технологии процессов и методов маркетинга и уп­равления маркетингом;

<рс — потенциал организационной структуры маркетинга и управления маркетингом;

у>уст — И'.менциал управленческого стиля и организационного лове-' денпя руководства и персонала фирмы (реакции на воздействия и ситу­ации)  в области маркетинга;

уэоп   —   потенциал   навыков   персонала,  опыта  коллектива  фирмы  в

■••".'■              ^>цп — потенциал, заключенный в совместно разделяемых маркетин-

говым перо••■-:-'.->м ценностей, положений, концепций, традиций фирмы
(в том чиг:              ■■.-.■•■     ';'.::'!!1.ям ф'!рмь; ценностей в области маркетинга^:

у>ур   -   п---г.--!|цнад.   хппзхтеризуюший   способность  фирмы  проводит;.

опреп'-т- •              ,-.-.,-.-т. разрабатывать и реализот • -



«Жкстки-:- :>,чементм организации и управления маркетингом — Жч:.

Сп .—.. стратегические; цели и; ш1анЬ!;;:;(с^аШ^Щ)|маркет11нга;:

Т.Г— технологиями-методы, м^

подсистемы;: управления;:;,;:.: л ^Ш^ШШ^ШШ^ШШШ^^-^йл^-^^й^к:^

'С- — ^органЙзацЙонннаЙйструкт^

..маркетингом^^; Ж:;:Д|;::^

Уст - стиль'утгравленйя, организацйовдШщвеДение;.: Коп - сумма навыков персонала, опытЩолЩктава; ; :;;: " Кцп - совместно разделяемые персонал?^

кис. I. состав элементов маркетинговой система: ~р:г,",~::.".т"л,

учитываемых при оценке маркетингового потенциал.!

на основе системного подхода


ватъ необходимые маркетинговые решения, оказывать требуемые марке­тинговые услуги;

<рэ — потенциал, характеризующий способность фирмы достигать оп­ределенных экономических результатов маркетинговой деятельности;

<рч — потенциал, характеризующий способность фирмы достигать пе­ределенных социальных результатов маркетинговой деятельности.

Интегральная оценка маркетингового потенциала для рассмотренных уровней деятельности системного анализа определяется подобно выра­жению (3) как сумма произведений частных оценок потенциалов на их удельные веса (коэффициенты значимости).

Системный анализ функции маркетинга предприятия позволяет уста­новить процедуру анализа, порядок оценки маркетингового потенциала. Мы рекомендуй следующую схему его анализа и оценки:

1)    описание проблемы развития предприятия;

2)    постановка маркетинговой задачи, входящей в программу решения проблемы;              .

 

3)     описание системной модели функции маркетинга (раскрывается внутренняя, внешняя среда, группы факторов влияния на маркетинговую деятельность);

4)     оценивается ресурсный маркетинговый потенциал относительно поставленной инновационной задачи;

5)     оценивается организационный маркетинговый потенциал (включая «жесткие» и «мягкие» элементы);

6)     оценивается способность достигать заданных результатов марке­тинговой деятельности;

7)     устанавливается интегральная оценка маркетингового потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу;

8)     определяются основные направления проекта подготовки предпри­ятия для достижения требуемого маркетингового потенциала, составляется задание на разработку инновационного маркетингового проекта.

Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специ­алистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недо­ступность информации о предприятиии (особенно при анализе потенциала конкурентов) заствляют использовать диагностические подходы к оценке маркетингового потенциала фирмы. Диагностический анализ и диагно­стика состояния фирмы проводятся по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров. Обя­зательные условия качественного проведения диагностического анализа:

а)              должны использоваться знания системной модели и в целом сие-'
темного анализа исследуемого объекта;

б)              необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с дру­
гими важными параметрами системы с тем, чтобы по состоянию диаг­
ностического параметра оценить состояние всей системы, либо сущест­
венной ее части;

в)              информация о значеншх отобранных диагностических параметров
должна быть достоверной, так :<ак при ограничении параметров возрастает
риск потерь из-за неточна о:- ■ ■пслрччпп лизгно-м состояния системы.

Допустим в  качестве  дио*-^;тир'г\чо:о элг-иепта  (блока)  маркетин-



товой системы предприятие «ыс^пас! элемент «кадры». По состоянию .'этого элемента можно диагнос^-ирила:;. состояние системы в целом. Ди-|агностическими параметрам-,', ■■.чрчктеризующими внешние проявления !будут входные и выходные (относительно маркетинговой системы) пара-| метры. Это внешние параметры.

4 Например, входными параметрами могут быть: численность, количество I принятых на работу высококвалифицированных известных маркетологов, I расходы на.заработную плату и т.п. К входным параметрам в диагности­ческом анализе относят также управляющие воздействия и ситуации с | состоянием внешней среды.

| Выходными диагностическими параметрами для нашего примера могут I быть: качество выполненных маркетинговых работ (услуг, проектов); со-| стояние стратегических зон хозяйствования; затраты на выполнение работ; "\ увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. ! В качестве диагностических параметров используются также интегральные < параметры эффективности использования ресурсов (интегральные не в I смысле обобщения частных параметров, а в смысле эффективности: | отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых | ресурсов к полученным результатам). Например, производительность тру-; да, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры — !   это абсолютные показатели, то интегральные — относительные.

Диагностические параметры могут быть локальными (частными), ука­зывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состо­яния системы, выражаемая. структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков маркетинговой си­стемы фирмы. •- —Диагностически': параметры могут тзкже^зависимыми, когда для вы­явления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независмимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается так называемыми структурными параметрами (не -- отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организаци­онных средств (технологии, методов, организационной структуры). Фун­кциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эф­фективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использовании) организационного маркетингового потенциала фирмы, управляющему воздействию, ситуациям с состоянием внешней среды.

В части жт:              ..г-п^.... ,,._^рс;;ы:.;;: параметрами будут: квалифи­
кация, сотрудничестно, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст
коллектива и т.п. ':-уп;-:!;нопа.':\!!ыс параметры: уровень профессиональ-
по-квалификацио.::   ..,              ..:! труда, специализации и совмещения,

кооперации; учет --мч""-чыч * юактеристик сотрудников и руководителей


Рнс.  3.  Виды и взаимосвязь диагностических н структурных параметров.



и другие.

На рис. 2 и 3 показаны схемы диагностирования маркетингового потенциала и виды параметров.

Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы (прежде всего необходимо нести наблюдение и досье на каждого конкурента, контрагента, посредника). В упрощенном виде схема диагностического анализа маркетингового потенциала пред­приятия такова:

1)    ведение каталога управляющих воздействии на маркетинговую си­стему;

2)    ведение каталога ситуаций с состоянием внешней маркетинговое! среды предприятия;

 

3)    ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления маркетинговой системы;

4)    ведение каталога структурных параметров, характеризующих внут­реннее состояние маркетинговой системы;

5)    установление взаимосвязи структурных и диагностических парамет­ров маркетинговой системы предприятия;

 

6)     наблюдение диагностических параметров и обработка статистиче ских данных;

7)     оценка структурных параметров;

8)     оценка состояния частных параметров маркетинговой системы и определение интегральной оценки ее потенциала;

9)     разработка рекомендаций и составление стратегического плана и задания по развитию маркетинговой системы.

Таким образом сделана попытка раскрыть понятие потенциала мар кетинговой системы и определить его роль з стратегическом панировании развития предприятия. Изложены методические подходы к анали г/ и оценке маркетингового потенциала предприятия, циклический подход и порядок проведения анализа развития маркетинговой системы во времени (циклический анализ); системный подход и системный (детальный) аналиа маркетинговой системы; диагностический подход и диагностический ана­лиз маркетинговой системы.

Данный материал предназначен для аналитических служб, занятых стратегическим планированием развития, обеспечением конкурентоспо­собности и экономической безопасности предприятия в целом.


а. Шаикин МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Современное состоите транспортного комплекса характеризуется сокращением числа заказов на грузоперевозки из-за общего спада в '.жономике — все меньше товаров требуют транспортировки, появляется избыток провозных возможностей. Повышение стоимости проезда огра­ничивает транспортную подвижность населения. Сложное финансовое состояние большинства транспортных предприятий, снижение их инве­стиционных возможностей связаны со сложившейся в народном хозяйстве страны высокой дебиторской задолженностью, в том числе и за транс­портные услуги, а также с низкими адаптационными возможностями этих предприятий к новым рыночным условиям работы. Изменившиеся эко- ' комические условия требуют от перевозчика пересмотра своей коммер­ческой деятельности в направлении активного поиска клиентуры, изу­чения и удовлетворения потребностей грузоотправителей и грузополуча­телей, рекламы транспортных услуг и повышения их конкурентоспособ­ности, а также диверсификации производства.

Другая модель поведения, когда перевозчик максимально повышает тарифы, как показывает практика автомобильных перевозок-, приводит к потере значительной части постоянных клиентов. В этом'случае клиент приобретает собственный подвижной состав, отказываясь от услуг авто­транспортного предприятия.

Для эффективного функционирования транспортное предприятие должно владеть правилами поведения на рынке и своевременно приспо­сабливаться к изменению рыночных условий. Обеспечить рыночную ори­ентацию управления предприятием помогает знание маркетинга. В то время, как в индустриально развитых странах маркетинг, являясь ориен­тированное! на потребителя комплексное! системой управления производ­ственно-сбытовой деятельностью предприятия, широко используется боль­шинством транспортных компаний, его внедрение на отдельных видах транспорта России носит ограниченный характер. Среди основных причин такого положения — недостаточный учет особенностей конечной продук­ции транспорта, трудности формирования рынка транспортных услуг, не­достаток исследований по проблемам управления маркетингом на отече­ственном транспорте и соответствующей учебно-методической литературы.

Информация о работе Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия