Анализ качества и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Качество и конкурентоспособность продукции……………………….…….4
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…..…………………………………………….…………………...5
1.2 Методы оценки качества………………….………………………….…..9
1.3 Контроль качества продукции…………………………………………..11
1.4 Система управления качеством продукции……………………………..12
2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт» …………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………...18
2.2 Обеспечение стандартами качества продукции………………………...24
2.3 Система менеджмента качества ОАО «Горизонт»………………….…26
2.4 Профилактика брака продукции на предприятии…….………………30
3. Пути повышения качества продукции …………………………….…………32
3.1 Опыт ведущих фирм производителей телевизионной техники……….32
3.2 Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции
ОАО «Горизонт»………………………………………………………………..34
3.3 Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии ..………………………………………………………………...38
3.4 Совершенствование системы управления качеством на предприятии…40
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...…50

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

     Примечание (собственная разработка)

     Анализируя  приведенную информацию следует  отметить, что положение ОАО «Горизонт» в основном характеризуют графы 4 и 5. руководству предприятия следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Очень беспокоит проблема платежеспособности и финансового состояния. Предприятие получало кредиты у государства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качество выпускаемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с использованием импортных комплектующих, что приводит к его улучшению. Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желать лучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции, следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Регион сбыта продукции ограничен (страны СНГ), в то время как изделия лидирующих фирм пользуется спросом почти во всех странах мира.

     В целом в результате сопоставления  сильных и слабых сторон нашего предприятия  с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с  дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большое внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.

     Так, если мы определили, что продукция  предприятия способна конкурировать по цене, то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимся стандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (прежде всего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры изделия, выгодно характеризующие его в сравнении с имеющимися аналогами.

     Также следует обратить внимание на маркетинговую политику фирм" конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент ОАО "Горизонт" на белорусском рынке ПО "Витязь" довольно активно рекламирует свою продукцию как на телевидении, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оно увеличило гарантийный срок на свои телевизоры с 25 месяцев до 30 месяцев, в то время как гарантийный срок на телевизоры "Горизонт" по-прежнему 25 месяцев. Это большое упущение в политике, проводимой ОАО "Горизонт" так как даже рядовой потребитель не разбирающийся, скажем, в технических параметрах, скорее купит тот телевизор, гарантийный срок которого больше, а это отрицательно скажется на конкурентоспособности телевизоров ОАО "Горизонт".

     Также, бесспорным является развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией телевизоров, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5-2,0 раза  ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. Более того можно проводить такую политику в соответствии с которой завод гарантирует поставку запасных частей к продаваемым телевизорам в течение определенного более или менее длительного срока, после снятия их с производства. 

3.3 Мероприятия по  повышению качества  продукции на предприятии 

     В течение 2008.г. в рамках выполнения отраслевой программы «Качество» ПО «ГОРИЗОНТ» на 2008 г. выполнен большой объем работ по повышению качества телевизоров цветного изображения. Это позволило достичь следующих результатов по основным качественным показателям телевизоров:

  • обеспечивается реализация государственной научно-технической программы «Телевидение» в части, касающейся ПО «ГОРИЗОНТ»;
  • удельный вес новой продукции в течение 2-х лет с начала освоения в общем объёме производства ПО «ГОРИЗОНТ» составил 78,8 %;
  • наработка на отказ по результатам производственного контроля надёжности составила 12585 час.;
  • уровень отказов телевизоров в гарантийный период составил 1,06%;
  • уровень отказов на прогоне и в секции УП «ТД ГОРИЗОНТ» составил 1,38%;

     Повышение технического уровня и качества изготавливаемой  продукции , а так же проведение рекламных  мероприятий позволило существенно  увеличить объем экспорта в Российскую Федерацию.

     Основная  продукция – телевизоры цветного изображения сертифицированы на соответствие требованиям по безопасности и ЭМС.

     В период с 2004 по 2010 выполнено :

  1. Обеспечено с целью сертификации в Российской Федерации соответствие разрабатываемых и серийно выпускаемых телевизоров требованиям вновь введённых ГОСТ Р по ЭМС и безопасности.
  2. Обеспечено организацию проведения комиссией БелГИМ инспекционного контроля СМК ПО «ГОРИЗОНТ» в составе РУП «ЗАВОД ГОРИЗОНТ», НИ РУП «ИЦТ», РУП «КСТ» на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.
  3. Обеспечено подготовку отзывов (предложений) о проектах государственных стандартов.
  4. Обеспечено обновление, пополнение и актуализацию фонда нормативных документов.
  5. Обеспечено обучение вновь принятого персонала основам МС ИСО семейства 9000 и СМК ПО «ГОРИЗОНТ».
  6. Обеспечено проведение оценки удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования на выставках, при сервисном обслуживании.
  7. С целью увеличения надежности телевизоров модернизирована строчная развертка и источник питания.
  8. При заключении контрактов на поставки ПКИ и материалов внесено в раздел «Качество» порядок рекламации и утилизации ПКИ, отказавших по вине поставщика.
  9. Внедрены в производство новые внешние виды телевизоров: 54/20, 54/7, 54/21.
  10. Внедрены в серийное производство технологический процесс SMD-монтажа.
  11. Обеспечено обновление парка рабочих средств измерений до 5%.
  12. Обеспечено оценку и рассмотрение на заседаниях ДОК результатов функционирования процессов СМК.
  13. Расширина область аккредитации испытательного центра по  
    ГОСТ Р МЭК 60065-2000 с последующими дооснащением необходимыми приборами и приспособлениями.

     При проектировании будет продолжена разработка и освоение цветных телевизоров  с расширенными функциональными  возможностями и потребительскими характеристиками.

     Выполнение  поставленных задач предполагается достигнуть за счет планирования технико-экономических  показателей качества подразделениям объединения, рассмотрения их выполнения на заседаниях ДОК у генерального директора и на ПДКК у главного инженера объединения. Положениями о премировании за основные результаты труда рабочих и основные результаты производственно-хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предусмотрена зависимость размера премиальной оплаты труда от выполнения качественных показателей. 

3.4 Совершенствование  системы управления  качеством на предприятии 

     В результате проведенного анализа системы  поощрения персонала ОАО «Горизонт» было выяснено, что на предприятии  стимулирование труда осуществляется на основании положения о премировании руководителей, специалистов и служащих структурных подразделений ОАО «Горизонт». В соответствии с этим положением вознаграждение работников проводится только путем выплат премий.

     Кроме того, следует уделить большое  внимание моральному стимулированию работников предприятия. Так, в газете «Горизонт» следует ежемесячно отмечать успехи структурных подразделений и отдельных работников в области повышения качества.

     Для повышения материальной заинтересованности рабочих, технических специалистов, руководителей в улучшении качества выпускаемой продукции предлагается усовершенствовать существующую систему материального стимулирования. В данной связи рекомендуется выплачивать материальное вознаграждение по двум показателям:

     1. отпуск и контроль телевизоров, которые не имели 
дефектов, выявленных на этапах сборки, приемки и инспекционного контроля;

     2. за производство телевизоров, которые не имели дефектов, повлекших рекламации в течение гарантийного срока эксплуатации.

     Материальное  вознаграждение за производство и контроль телевизоров, которые не имели дефектов, выявленных на этапах сборки, приемки и инспекционного контроля предлагается выплачивать в следующем месяце за расчетным. Сумма материального вознаграждения рассчитывается по формуле:

           (3.1.)

     где 0,01 — коэффициент;

       — количество телевизоров  i-ой модели, произведенных за расчетный месяц;

       — количество телевизоров  i-ой модели, произведенных за расчетный месяц, с учтенными дефектами в расчетном месяце;

       — количество телевизоров  i-ой модели с дефектами, обнаруженными при хранении на складе готовой продукции;

       — чистая прибыль, полученная  от продажи телевизора i-ой модели;

     m — количество телевизоров разных моделей, принимаемое для расчета.

     Сведения  по величинам  согласно методике, предлагаются отделом технического контроля, сведения по величинам представляются бухгалтерией.

     Материальное  вознаграждение за производство и контроль телевизоров, которые не имели дефектов, повлекших рекламации в течение гарантийного срока эксплуатации, рекомендуется выплачивать в следующем месяце после окончания срока гарантийной эксплуатации данных телевизоров. Сумма материального вознаграждения рассчитывается по формуле:

            (3.2.)

     где 0,03 — коэффициент;

       — количество телевизоров  i-ой модели, произведенных за расчетный месяц;

       — количество телевизоров i-ой модели, на которые поступили рекламации в течение гарантийного периода;

       — чистая прибыль, полученная  от продажи телевизора i-ой модели;

     m — количество телевизоров разных моделей, принимаемое для расчета.

     Информацию  о величине предоставляет отдел управления качеством и Маркетинг-центр, сведения по величинам представляются бухгалтерией.

     Для реализации предлагаемой системы материального  стимулирования работников предприятия  за повышение уровня качества выпускаемой продукции дефекты телевизоров, выявленные на этапах сборки, приемки и инспекционного контроля, целесообразно учитывать в компьютерной системе контроля движения телевизоров.

     Их  дефекты телевизоров необходимо подразделить на три категории:

     - первая категория — дефекты,  не требующие для своего устранения  существенных материальных ресурсов и разборки телевизора;

     - вторая категория — дефекты,  требующие для своего устранения  частичной разборки телевизора;

     - третья категория — дефекты,  для устранения которых требуются замены 
микросхем, плат или кинескопа.

     Для каждой из групп дефектов важно установить подразделения завода, принимающие непосредственное участие в производстве и контроле продукции, на которое относится данный дефект.

     Общая сумма материального вознаграждения распределяется между подразделениями пропорционально их штатной численности в соответствии со следующими требованиями:

     - для подразделения, по вине  которого произошел дефект третьей  категории, материальное вознаграждение не начисляется;

     - по дефектам первой и второй  категории опытно-статистическим  методом необходимо задать уровни дефектов, превышение которых также приводит к лишению данных подразделений материального вознаграждения.1

     - сумма материального вознаграждения, приходящаяся на подразделение, согласно предлагаемой методике переходит в фонд руководителя подразделения и распределяется среди рабочих подразделения, принимавших непосредственное участие в обеспечении качества выпускаемых телевизоров.

     Информацию  о рекламациях на телевизоры в  течение гарантийного периода необходимо учитывать в компьютерной системе, связанной с системой контроля движения и продаж телевизоров. Каждый из дефектов по данным рекламациям относится к одной из трех категорий, указанных выше. Для каждого из дефектов определяется подразделение, ответственное за данный дефект. Общая сумма материального вознаграждения за производство и контроль телевизоров, которые не имели дефектов, повлекших рекламации в течение гарантийного срока эксплуатации распределяется между подразделениями пропорционально их штатной численности аналогично распределению материального вознаграждения за производство и контроль телевизоров, которые не имели дефектов, выявленных на этапах сборки, приемки и инспекционного контроля.

     Применение  приведенной методики поощрения  работников предприятия позволит повысить уровень качества выпускаемой продукции, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособность продукции