Анализ мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Прослеживая историю развития маркетинговой теории, видим, что маркетинг плавно перешел от ориентации на производство к ориентации на продажу, и через нее - к ориентации на потребителя. В современном мире все действия должны совершаться только с учетом его потребностей и мотивов, высказанных и невысказанных желаний, и это бесспорно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….............................
1. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………...
1.1. Традиционные теории мотивации………………………………..
1.2. Современные теории мотивации…………………………………
2. АНАЛИЗ МОТИВОВ НА ПРИМЕРЕ ПОКУПКИ ОДЕЖДЫ…...
2.1. Рациональные мотивы…………………………………………….
2.2. Утилитарные мотивы……………………………………………..
2.3. Эстетические мотивы……………………………………………..
2.4. Мотивы престижа…………………………………………………
2.5. Мотивы уподобления и моды…………………………………….
2.6. Мотивы самоутверждения………………………………………..
2.7. Мотивы традиции…………………………………………………
2.8. Эмоциональные мотивы…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по маркетингу пример.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………............................. 3
        
     1. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………... 4
        
     1.1. Традиционные теории мотивации……………………………….. 4
     1.2. Современные теории мотивации………………………………… 6
        
     2. АНАЛИЗ МОТИВОВ НА ПРИМЕРЕ ПОКУПКИ ОДЕЖДЫ…... 13
     2.1. Рациональные мотивы……………………………………………. 15
     2.2. Утилитарные мотивы…………………………………………….. 16
     2.3. Эстетические  мотивы…………………………………………….. 16
     2.4. Мотивы престижа………………………………………………… 18
     2.5. Мотивы уподобления  и моды……………………………………. 18
     2.6. Мотивы самоутверждения……………………………………….. 19
     2.7. Мотивы традиции………………………………………………… 20
     2.8. Эмоциональные  мотивы………………………………………… 20
        
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 24
        
     ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Прослеживая историю развития маркетинговой теории, видим, что маркетинг плавно перешел от ориентации на производство к ориентации на продажу, и через нее - к ориентации на потребителя. В современном мире все действия должны совершаться только с учетом его потребностей и мотивов, высказанных и невысказанных желаний, и это бесспорно.

     «Традиционный маркетинг основан на потребности. Вы берете товар, способный удовлетворить существующую потребность, и пытаетесь доказать, что он лучший в своём классе. В модном бизнесе действуют иначе. Тут речь идёт о создании потребности на пустом месте. Мода – это фабрика по производству желаний».[1]

     Для того, чтобы усилия маркетологов увенчались успехом, и им удалось создать «желание», необходимо лучше изучить своего потребителя, подстроиться под его желания, говорить в рекламе на его «языке». В противном случае, человек не захочет выделить конкретное сообщение из того информационного шума, который окружает его в повседневной жизни. В результате, рекламный бюджет будет израсходован впустую, а товар или услуга так и не найдут своего покупателя.

     Поэтому задача маркетолога заключается в том, чтобы понять, что именно происходит в сознании потребителя с момента поступления внешнего маркетингового раздражителя, до принятия окончательного решения. Непосредственное влияние на принимаемые потребителями решения оказывают четыре ключевых психологических процесса: мотивация, восприятие, обучение и память. В данной работе остановимся подробно на таком психологическом процессе, как мотивация покупки.

     Термин «мотивация» буквально означает «то, что приводит в движение». Поэтому мотивацию рассматривают, как совокупность факторов, причин энергетизирующих (т.е. придающих энергию) и направляющих поведение человека.[2]

     В произвольный момент времени человек  испытывает множество потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном психологическом состоянии человеческого организма – голоде, жажде, температурном дискомфорте. Природа других является скорее психогенной, результатом таких состояний психологического дискомфорта, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. В том случае, когда потребность становится достаточно интенсивной, чтобы заставить человека действовать, она превращается в мотив.

     Ключевым  моментом в изучении потребителя, создании адекватного товарного предложения и разработки коммуникационной стратегии является необходимость классификации мотивов потребителя, чтобы в итоге создать предложение, которое с большой долей вероятности, найдет отклик во внутреннем мире потребителя. 

ТЕОРИИ  МОТИВАЦИИ

     Анализ  мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что  побуждает людей делать тот или  иной выбор. Мотивы, таким образом, играют роль двигателя поступков человека, хотя и далеко не всегда осознанно. Потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны.

     Психологами установлено, что существует известная  разница между истинными значениями предпринимаемых человеком действий и рациональными объяснениями причин того, почему именно так, а не иначе поступил в данный момент человек. С точки зрения психологии теперь уже ясно, что:

     — предметы для покупателя — это  символы, и отторжение или принятие их символического значения человеком  влечет за собой покупку или отказ  от нее;

     — совершить покупку для человека — это значит рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе. Следовательно, люди покупают что-либо с учетом того, что о них скажут другие;

     — покупка может оставлять у  человека чувство тревоги и даже "нечистой" совести, поскольку всякий раз, как только человек делает выбор в процессе покупки (а выбор практически всегда имеет место в актах купли-продажи), он от чего-то отказывается в пользу другого и это может вызывать сожаление, сомнение в сделанном выборе.

    1. Традиционные теории мотивации

     Психологами разработаны несколько основных концепций мотивации человека. Три  наиболее известные из них – теория Зигмунда Фрейда, Абрахама Маслоу и  Фредерика Герцберга – приводят своих сторонников к разному  толкованию поведения потребителей и разным выводам по стратегии.

     Теория  Фрейда. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят их поведением, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Когда потребитель изучает отдельные марки товаров, он обращает внимание ни только на их основные характеристики, но и на менее заметные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал вызывают определенные ассоциации и эмоции. Основные руководящие человеком мотивы – от очевидных до самых завуалированных – позволяет определить методика, известная под названием «лестница». Обратившись к ней, маркетолог имеет возможность установить,  к какому уровню мотивов потребителя ему наиболее целесообразно апеллировать.

     Для выяснения вызываемых товаром скрытых ассоциаций исследователи проводят «глубинные интервью», использую проекционные техники – словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. Цель опросов – установить: что толкает человека к покупке; что удерживает человека от покупки; как возникает решение купить тот или иной продукт; какова связь данной, покупки с другими покупками, совершенными ранее.

     Основные  мотивы поведения человека психолог делил на две группы:

     - либидо (любовь, дети, забота о старости);

     - танатос (смерть, насилие, агрессия, страх).

     Такой подход к изучению мотивации заключается в том, чтобы обнаружить скрытый смысл установок в совершаемых покупках. Маркетолог, учитывающий все эти моменты, будет делать акцент не на предмете (рациональная сторона покупки), а на положительных эмоциях (ассоциациях). Он будет обращаться к чувствам и работать на символическом уровне, когда приоритет рекламного воздействия отдается не столько доводам, сколько показу, но такому показу, который, в конечном счете, и настраивает на покупку.

     Теория  Маслоу. Учёный-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремиться к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке в соответствии с их значимостью: физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и самореализации (рис.1).

     

     Рис.1. Иерархия потребностей по А.Маслоу 

     Индивид в первую очередь пытается удовлетворить  самые насущные потребности. Когда  ему это удается, удовлетворенная  потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости потребности. К примеру, голодного человека (неудовлетворенность потребность 1) не интересуют новинки из мира искусства (потребность 5), как он выглядит в глазах общества (потребность3 или 4), насколько чистым воздухом он дышит (потребность 2). Но когда у него будет достаточно еды и питья, на первый план выйдут следующие по значимости потребности.

     Теория  Ф. Герцберга. Ф. Герцберг – автор двухфазной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствие факторов недовольства – требуется присутствие факторов удовлетворения.

     На  практике теория двух факторов применяется двояким образом. Во-первых, продавец должен избегать появления факторов недовольства. Во-вторых, производитель должен определить основных факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителем. Данный фактор и определяет выбор потребителем той или иной марки [3].

     На  мой взгляд, абстрактность этих теорий мотивации едва ли позволяет им быть эффективным инструментом планирования маркетинговой деятельности. Да к тому же покупатель изменился. Ведь раньше достаточно было спросить потребителя о том, чего он хочет и что его не удовлетворяет в прочих товарах, и создать новый уникальный товар, лишенный недостатков и предназначенный для полного удовлетворения потребителя. Это неизменно приносило успех. Но потом в системе начались сбои - неудовлетворенные потребности попросту иссякли. Увы, потребности, которые можно выявить, закончились! Из-за обилия предложений сам потребитель растерялся, он уже не может сформулировать свои собственные неудовлетворенные потребности.

     Потребитель не будет менять свой выбор товара, который в целом его удовлетворяет, на товар новый и неизвестный, если выгоды от приобретения незначительны. Выгоды должны были расти как в количественном, так и в качественном выражении, чтобы новый товар смог занять место на рынке. В действительности именно так и происходило. Стиральные порошки стирали все лучше, машины становились все быстрее и экономичнее, предметы быта - все комфортнее или эргономичнее. В результате потребительские характеристики достигли своего апогея, значительный их рост, практически во всех областях, кроме High-Tech, прекратился, так как расти стало некуда, или очень сильно замедлился.

     Тезис о неудовлетворенности потребителя  также перестал быть актуальным. Современный потребитель либо полностью удовлетворен существующими на рынке товарами - что может быть лучше зубной пасты, которая борется с 15 признаками нездоровых зубов? Стоит ли ломать устоявшиеся привычки ради новой пасты, которая борется с 16 признаками заболеваний полости рта? Либо потребитель неудовлетворен, но предложения, которое могло бы его удовлетворить, в принципе не существует и появление его не предвидится.

    1. Современные теории мотивации

     Начнем  с обсуждения работы Пулера, который  развивает теорию Маслоу. Автор утверждает, что с развитием экономики произошёл своеобразный подъем по лестнице иерархии. Современный покупатель с легкостью удовлетворяет основные свои потребности и переключается на потребности самого высокого порядка по теории иерархии Маслоу - самореализации личности.

Информация о работе Анализ мотивации