Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:52, реферат

Описание

Цель реферата – изучение регулирования инвестиционной деятельно-сти в Российской Федерации.
При выполнении реферата ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестицион-ной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение печать.docx

— 55.89 Кб (Скачать документ)

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство  помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

Так, функции государственной  легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции  выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и  контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и  контроля в отношении субъектов  инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой политики и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.

Функции государственного регулирования  инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имущества.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционных климат любой  страны, является существенная система  законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:

По федеральным государственным  органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:

─ акты Федерального Собрания;

─ акты Президента РФ;

─ акты Банка России;

─ акты Российского фонда федерального имущества;

─ акты министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти;

По форме и юридической  силе:

─ законодательные правовые акты (федеральные конституционные  законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

─ акты ратификации международных  соглашений и договоров Российской Федерации;

─ правовые акты органов  системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового  регулирования – вертикальные или  горизонтальные отношения инвесторов:

─ административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые  тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

─ гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторов выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений  в рамках таких договоров или соглашений.

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования  в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные  и подзаконные акты. Они носят  универсальный характер и устанавливают  основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относят:

─ Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере  приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

─ указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной  регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями  от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

─ постановления Правительства  РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся  предметные и рамочные законодательные  и подзаконные акты, специально ориентированные  на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. И Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

─ Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25.02.1999 г. Настоящий Федеральный  закон определяет правовые и экономические  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;

─ Закон РФ «Об иностранных  инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен  на привлечение и  эффективное  использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось два  подхода к регулированию иностранных  инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестиций нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяется те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяется законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 году был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 году был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

Субъекты Российской Федерации  вправе принимать законы и иные нормативные  акты, регулирующие иностранные инвестиции.

 

 

 

                                          Заключение

В заключение нужно отметить, что российская законодательная база еще достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики  процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список литературы

  1. ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25. 02. 1999 г. №39-ФЗ.
  2. ФЗ "Об ипотеке (залоге) недвижимости" от 16. 07. 1998 г. №102-ФЗ.
  3. ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9. 07. 1999 г. №160-ФЗ.
  4. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.
  5. Соколинский В.М. Государство и экономика. - М.: Финансы и статистика, -2007.
  6. Финансовый менеджмент / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М. – Финансы ЮНИТИ, 2009. – 345 с.
  7. Черкасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: Дело, 2009.
  8. http://base.garant.ru/
  9. http://juryev.ru/
  10. http://www.finansi-credit.ru/

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ