Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – более подробное изучение государственного регулирования занятости населения.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Политика занятости……………………………………………………..5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости…………………...5
1.2 Принципы и основные направления политики занятости………………….9
1.3 Функции занятости…………………………………………………………..12
Глава 2 Государственное регулирование занятости населения……………...19
2.1 Служба занятости на рынке труда………………………………………….19
2.2 Программы регулирования занятости……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МАСЛОВА КАТЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 44.76 Кб (Скачать документ)

отсутствие занятости ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Государственное  регулирование занятости населения.

2.1 Служба занятости на  рынке труда.

Обеспечение политики содействия занятости возложено на Федеральную  службу по труду и занятости (Роструд). С момента создания федеральной  службы занятости в начале 90-х  гг. на базе системы органов по труду  бывшего Госкомтруда сотрудники этого ведомства старались не только исполнять официальную доктрину социальной поддержки безработных, но и реализовывать программы поддержки малого и индивидуального бизнеса, работать с предприятиями, оказывая им помощь в создании рабочих мест. После ликвидации в 2001 г. Фонда занятости населения большинство этих «непрофильных» подпрограмм было свернуто. Кроме того, большая часть работников службы занятости были выведены из категории «государственные служащие» и приравнены к «бюджетникам», что привело к снижению уровня оплаты труда и других социальных гарантий и частичному оттоку из службы квалифицированных кадров. Тем не менее в рамках своих чрезвычайно узких финансовых возможностей работники службы занятости выполняют задачи трудоустройства и социальной поддержки обращающихся граждан.

В последние годы органы службы занятости находятся в  состоянии перманентного реформирования. После принятия закона №122-ФЗ от 22 августа 2004г. в ряде субъектов РФ органы исполнительной власти произвели свертывание даже тех малозатратных программ содействия занятости, которые у них действовали, считая, что всю ответственность должны взять на себя региональные Управления Федеральной службы по труду и занятости.

Затем политический маятник  опять качнулся в сторону децентрализации. В 2006-2007 гг. Федеральная служба по труду  и занятости РФ и организационные  формы проводимой ею политики содействия

занятости находились в состоянии  передачи большинства полномочий с  федерального уровня на уровень субъектов  Федерации. согласно закону №199-ФЗ от 31 декабря 2005г., Российская Федерация  передает органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; регистрации граждан в целях  содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; оказанию в соответствии с законодательством  о занятости населения государственных  услуг по содействию гражданам в  поиске подходящей работы, а работодателям  – в подборе необходимых работников; организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы  деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологической  поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан; осуществлению  социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и другие полномочия.

Средства на осуществление  передаваемых полномочий предусматриваются  в виде субвенций из федерального бюджета. Объемом средств, предусмотренных  в Федеральном фонде компенсаций  в виде субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на осуществление  переданных полномочий, определяется исходя из численности населения  и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива  затрат. Субвенции зачисляются в  установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. порядок  расходования и учета средств  на предоставление субвенций устанавливается  Правительством Российской Федерации.

Пока не ясно, каков будет  полный перечень положительных и  отрицательных последствий очередной  административной реформы службы занятости. С наибольшими финансовыми трудностями, видимо, столкнутся службы занятости «дотационных» регионов.

Что касается Роструда, то, лишившись  части управленческих функций, он, по крайней мере сегодня, сохранил функции  координации работы служб занятости  и разработки нового поколения нормативных  документов – Административных регламентов  оказания государственных услуг  в сфере занятости. В течении 2006-2007 гг. Федеральной службой по труду  и занятости населения был  разработан и утвержден Правительством пакет таких регламентов, в том  числе:

- Административный регламент  предоставления государственной  услуги по организации временного  трудоустройства безработных граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

- Административный регламент  Федеральной службы по труду  и занятости по предоставлению  государственной услуги содействия  гражданам  в поиске подходящей  работы, а работодателям – в  подборе необходимых работников;

- Административный регламент  Федеральной службы по труду  и занятости предоставления государственной  услуги по осуществлению социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными.

2.2 Программы регулирования  занятости.

В 90-е гг. функции службы занятости по трудоустройству и  оказанию услуг гражданам, обратившимся в центры занятости, а также чрезвычайно  узкие по масштабам и величине финансирования программы содействия предпринимателям в создании рабочих  мест конкретизировались в федеральных  программах содействия занятости населения. Аналогичные программы разрабатывались  в большинстве субъектов Российской Федерации. В 2000-е гг.на смену федеральным  программам содействия занятости населения  пришла «Концепция действий на рынке  труда на 2003-2005 годы». К сожалению, и эта «Концепция…», будучи по форме  программой действий Правительства  РФ, по содержанию вновь была урезана  до ведомственной программы службы занятости, действующей в рамках

своего скромного бюджета.

Рассмотрим с некоторыми сокращениями и комментариями основные положения программной части  Концепции.

Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости  населения. Речь шла о нормативных  актах, способствующих созданию рабочих  мест в перспективных отраслях экономики, поддержке малого бизнеса и предпринимательства  в целях создания новых рабочих  мест и содействия занятости населения.

Повышение качества рабочей  силы и конкурентоспособности граждан  на рынке труда. Обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами  определенных профессий и квалификаций, разработка прогнозов потребности  в рабочих и специалистах. Что  реально делается службой занятости  в этом направлении, как делалось и в 90-е гг., - это профессиональная подготовка и переподготовка части  зарегистрированных безработных.

Содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального  партнерства на отраслевых рынках труда. Из этого перечня задач реально  выполнялось только то, что входило  в обычную сферу деятельности службы занятости – трудоустройство  граждан на заявленные предприятиями  вакантные рабочие места, организация  временных и общественных работ, в первую очередь для зарегистрированных безработных.

Для регулирования трудовой миграции намечалось совершенствование  нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования  иностранной рабочей силы. В последующие  годы действительно был принят ряд  нормативных правовых актов по регулированию  миграции.

В области содействия занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите, предусматривалось  внедрение механизмов

профилирования безработных  граждан, реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения. По мере возможности и в рамках, скорректированных Законом РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004г., служба занятости  участвует в социальной поддержке  слабо защищенных категорий населения, как она делала это с момента  своего создания.

Таким образом, указанная  Концепция ничего радикально не изменила в политике на рынке труда в  России. Сегодня в Правительстве  РФ рассматривается проект «Концепции действий на рынке труда на 2007-2011 годы», подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Вероятно, в случае утверждения данного документа, который под разными названиями находится в разработке с 2005г., срок начала его действия будет скорректирован на 2009 год.

Основные положения программной  части этой Концепции:

- совершенствование трудового  законодательства и законодательства  о занятости населения;

- совершенствование системы  мониторинга и прогнозирования  ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности  профессионального образования  и спроса на рабочую силу;

- повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения  иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической  активности населения;

- повышение качества рабочих мест.

Концепция адекватно реагирует  на такие актуальные проблемы, как  нерациональность миграционных потоков; несоответствие структур спроса предприятий  на работников различных профессий  и их подготовки образовательными учреждениями; разграничение полномочий между  федеральными органами власти и субъектами РФ. Но задача создания рабочих мест по-прежнему не ставится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственная политика на рынке труда – эта система  целей, принципов и мероприятий, направленных на регулирование систем воспроизводства, купли – продажи  и, в определенной мере, использования  рабочей силы. Политика занятости  как главное направление политики на рынке труда призвана воздействовать на факторы спроса и предложения, действующие на данном рынке в конкретный период, с целью преодоления отклонений от равновесия (безработицы и дефицита кадров).

Базу политики занятости  должна составлять экономическая политика. В ситуации безработицы основное внимание должно уделяться стимулированию роста производства, инвестиций, доходов  и численности рабочих мест. В  ситуации дефицита кадров внимание переключается  на повышение производительности труда, внедрение трудосберегающих технологий, автоматизацию и кмпьютеризацию рабочих мест. Привлечение иностранной  рабочей силы возможно как временная  мера, в долгосрочной перспективе  следует ориентироваться на российские трудовые ресурсы.

Дополнением экономической  политики служит «политика содействия занятости» как совокупность мер  государственной поддержки незанятого населения, включая оказание безработным  услуг по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству. Субъектом  данной политики является Федеральная  служба по труду и занятости.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Дудников С.В. Программное регулирование содействия занятости населения в мегаполисе.-М.,2004
  2. Кашепов А.В. Рынок труда и политика занятости. Социальная политика и социальное партнерство.-2006.-№6-9.
  3. Кашепов А.В. Перспективы экономической политики занятости. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации.-М.,2008
  4. Понизов В. Информация о работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений.-2007.-№4.
  5. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России.-М.,1999
  6. Волгина Н.А. Социальная политика.-М.,2008
  7. Эренберг. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.-М.,1996
  8. Аверина А.Н. Социальное развитие предприятий.-М.,2006
  9. Фишер С. Экономика.-М.,1993
  10. Щербаков А.И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования.-М.,2004
  11. Колосова Р.П. Современная экономика труда: государственная политика.-М.,1999
  12. Кульбовская Н.К Экономика охраны труда.-М.,2005
  13. Хлопков В.Д. Защита от профессиональных рисков.-М.,2004
  14. Роик В.Д. Управление условиями труда.-М.,2005.

 


Информация о работе Государственное регулирование занятости населения