Государственное регулирование трансфертного ценообразования. Схемы и способы выявления трансфертных цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:28, реферат

Описание

Среди многочисленных средств, используемых для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.
Появление трансфертных цен связано с 50-60 гг. XX века, когда в промышленности развитых стран мира в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные транснациональные корпорации (далее - ТНК). Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточного продукта изготовленного на одном предприятии корпорации другому предприятию той же корпорации.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………...3-6
2. Государственное регулирование трансфертного ценообразования……………….7-16
2.1Правовые основы для контроля за ТЦ со стороны фискальных органов……….7-8
2.2.Проблемные положения НК РФ…………………………………………………..8-14
2.3. Способы решения проблемы…………………………………………………….14-15

3. Схемы и способы выявления трансфертных цен…………………………………..16 -19
3.1.Основные причины, влияющие на уровень трансфертных цен……………..….16-18
3.2.Эмпирические исследования факторов, которыми руководствуются
корпорации при установлении трансфертных цен……………………………………….18
3.3.Эмпирическое исследование российской практики установления трансфертных цен…………………………………………………………………………………………..18-19
Список литературы……………………………………………………………………………………20
Приложение…………………………………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Цены.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт»

Кафедра Ценообразования 
 
 

Реферат

по дисциплине «Ценообразование на мировом рынке» на тему:

«Государственное регулирование трансфертного ценообразования.

Схемы и способы выявления трансфертных цен.» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               

                                                             Санкт -  Петербург

2010 год.

Содержание. 

1.Введение………………………………………………………………………………...3-6

2. Государственное регулирование трансфертного ценообразования……………….7-16

    2.1Правовые основы для контроля за ТЦ со стороны фискальных органов……….7-8

   2.2.Проблемные  положения НК РФ…………………………………………………..8-14

   2.3. Способы решения проблемы…………………………………………………….14-15

                                                                                                                                          

 3. Схемы и способы выявления трансфертных цен…………………………………..16 -19 

   3.1.Основные причины, влияющие на уровень трансфертных цен……………..….16-18 

   3.2.Эмпирические исследования факторов, которыми руководствуются

корпорации при  установлении трансфертных цен……………………………………….18 

   3.3.Эмпирическое исследование российской практики установления трансфертных цен…………………………………………………………………………………………..18-19 

Список литературы……………………………………………………………………………………20 

Приложение…………………………………………………………………………………..21 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

   Среди многочисленных средств, используемых для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.

   Появление трансфертных цен связано с 50-60 гг. XX века, когда в промышленности развитых стран мира в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные транснациональные корпорации (далее - ТНК). Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточного продукта изготовленного на одном предприятии корпорации другому предприятию той же корпорации. В это время стало очевидно, что в условиях жесткой централизации управления, затраты на координацию всех звеньев производства могут начать превышать доходы от роста самих ТНК, поэтому руководство ряда корпораций начало активно проводить процесс децентрализации управления, с выделением относительно независимых подразделений, занимающих в организационной структуре промежуточное положение между производством и управленческим центром, с расширением свободы руководителей данных подразделений в принятии решений.

   Относительная независимость подразделений заставляла их руководителей искать новые подходы  к управлению производством. Одним из таких подходов стало внедрение в экономический механизм управления системы внутрифирменных расчетов, которые невозможны без оценки стоимости передаваемого продукта. Именно цена передаваемого продукта получила название трансфертной цены, а процесс ее оценки и установления - трансфертного ценообразования.

   Трансфертные  цены, применяемые в сделках, не выходящих  за пределы одной страны, используются для внутреннего учета движения товаров, услуг и финансов, а также для оценки деятельности подразделений ТНК. Трансфертные цены, используемые в сделках между организациями, входящими в одну структуру, но находящиеся в разных странах, служат иным целям. С их помощью ТНК могут защищаться от неблагоприятных налогов, государственного валютного контроля, тарифов, ограничений на операции с прибылью. Свободно устанавливая величины трансфертных цен, ТНК могут перекачивать и представлять свои прибыли в разных странах в различной форме, минимизируя, таким образом, размер налогообложения и увеличивая совокупную прибыль.

   Пример 1

   Комплектующие для производства грузовиков из филиала А ТНК, располагающегося в стране X, поступают в филиал В располагающийся в стране Y. В стране X ставка налога на прибыль составляет 20 %, а в стране Y - 50%. Компании выгодно использовать высокую трансфертную цену для максимизации прибыли в стране с более низкой налоговой ставкой.

   Уже к началу 8О-х годов ХХ-го столетия в США насчитывалось около 1,5 тыс. компаний, активно использующих трансфертные цены во внутрипроизводственном обороте, в Великобритании - более 300 компаний, менее активно этот процесс происходил в Японии, где ощущалось большее тяготение к крупным централизованным органи зационным структурам. К числу наиболее известных компаний, где активно применялось трансфертное ценообразованию относятся американские "General motors", "General electric", "IBM", английская "Unilever", японские "Toyota motors", "Hitachi" и др.

   В СССР трансфертные цены появились после  принятия в 1987 году закона о государственном  предприятии (объединении) и в 1988 году - закона о кооперации. Эти два правовых акта резко расширили хозяйственную самостоятельность государственных предприятий, которые оказались облепленными разного рода кооперативами и малы ми предприятиями, получавшими от них ресурсы бесплатно либо по номинальным ценам и реализовывавшими продукцию по свободным ценам, более высоким, чем государственные.

   Настоящий расцвет трансфертного ценообразования связан с отменой в самом конце 80-х годов XX столетия монополии внешней торговли, когда у руководства государственных предприятий появилась возможность занижать цены при экспорте продукции, получая на свои зарубежные счета разницу между рыночной и отпускной ценой. Развилась классическая схема трансфертного ценообразования - экспорт через оффшорную структуру. Обычной формой бизнеса стала совокупность двух юридических лиц - государственного предприятия и частного оффшора. В СССР и в постсовецких странах, трансфертное ценообразование было формой получения частными лицами дохода от использования государственной собственности.

   Трансфертная  цена - специфическая цена, она в  значительной степени обособлена от механизма рыночных цен. Однако в  рамках внутрифирменного оборота трансфертные цены выполняют те же функции, что  и рыночные цены, среди них наибольшая роль закрепляется за учетной, измерительной и стимулирующей функцией. Учет издержек производства, измерение доли прибыли в продукции, реализованной по трансфертной цене в рамках соответствующей корпорации, обеспечивает эффективное функционирование экономических служб, действующих в системе управления.

   В практике установление трансфертных цен производится на основе пяти основных методов:

   1. Затратное трансфертное ценообразование.

   2. Рыночное трансфертное ценообразование.

   3. Фактическое трансфертное ценообразование.

   4. Договорное трансфертное ценообразование.

   5. Смешанное трансфертное ценообразование.

   При затратном методе определения трансфертных цен все фактические затраты включаются в цену продукта, сведения о затратах на его изготовление берутся из бухгалтерских ведомостей и оперативных отчетов отделений.

   Существует  три основных метода определения трансфертной цены по затратам:

   •   по переменным издержкам на единицу продукции;

   •   по полным издержкам (при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции);

   •   с учетом маржинальных затрат (к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка - наценка, маржа).

   К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования относится простота использования, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете).

   К недостаткам - заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры.

   Разновидностью  метода затратного трансфертного ценообразова ния является метод нормативных затрат, при котором издержки на каждом этапе производства и распределения продукции устанавливаются самой ТНК.

   При рыночном трансфертном ценообразовании - цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются исходя из рыночных цен. Недостатком метода является то, что не все товары, которые поставляются внутри корпорации, представлены на рынке, а также необходимость решения проблемы, рынок какой страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если подразделения ТНК находятся в разных странах.

   Фактическое трансфертное ценообразование - определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла  или при распределении продукции  между подразделениями. Данный ме тод  обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.

   Преимущества  метода - возможность получения прибыли  каж дым подразделением и высокая  заинтересованность подразделений  в достижении конечного результата.

   Основным  недостатком метода является сложность  распределе ния прибыли между  подразделениями и определение  нормы прибыли для каждого  из них. Существует несколько методов  определения нор мы прибыли для  подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:

   •   согласно отраслевым нормам;

   •   по товарообороту (определение прибыли для каждого подразделе ния ТНК по товарообороту, который обеспечивает это подразделение).

   При использовании данного метода возникает  проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения ТНК ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.

   •   по издержкам (недостатки те же, что и метода затратного трансфертного ценообразования).

   •   по трудовым затратам (к недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения ТНК в завышении стоимости трудовых затрат).

   Договорное  трансфертное ценообразование - цены устанавлива  ются на основании результатов переговоров и консультаций между менеджерами подразделений ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Чтобы избежать этого, ТНК использует ряд механизмов:

   •   предоставление продающему подразделению ТНК права реализовывать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

   •   предоставление покупающему подразделению ТНК права приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

   •   корпоративный арбитраж.

Информация о работе Государственное регулирование трансфертного ценообразования. Схемы и способы выявления трансфертных цен