Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:28, реферат

Описание

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр¬ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче¬ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра¬тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи¬на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла¬дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

Содержание

Введение
1. Демократический режим: понятие и основные черты.
2. Основные формы и типы демократии.
3. Принципы демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Основы СГ.docx

— 49.23 Кб (Скачать документ)

       Ущемление в политических решениях интересов  тех или иных групп обычно увеличивает  вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние  на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается  динамический баланс, равновесие групповых интересов. Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения.

       Демократия  не является универсальной, наилучшей  для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

       И все же растущее стремление населения  современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

       В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразовании.

       Первый  из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей политической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансформация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопровождались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.

       В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира. 

 

       

       Основные  формы и типы демократии

       Истории известны две основные формы демократии: прямая или непосредственная и представительская.

       Исторически первой формой демократии была именно непосредственная демократия. Ее суть состоит в том, что народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения  по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов  представителей и не передоверяя  последним права принятия решений. Примерами такой, непосредственной демократии можно считать древнегреческие  города-государства (Афины, Спарту), Новгородскую феодальную республику. Такая форма организации демократии была характерна именно для ранней стадии демократии, когда этот политический режим только зарождался и еще только отдаленно напоминал демократию в современном смысле. Незначительное количество лиц, участвовавших в демократическом процессе, (насчитывало, как правило, 3-6 тысяч человек), что позволяло им собираться на городской площади или в поле под стенами города и простым большинством голосов принимать решения.

       Понятно, что современная демократия не может  по форме быть непосредственной. Современные страны, в которых живут десятки или даже сотни миллионов человек, в которых признано правовое равенство всех граждан, в которых существует в тысячи раз более сложные, чем в древних Афинах, экономические, социальные, политические, правовые, технические, экологические и иные проблемы, просто технически не могут по форме функционировать как прямая демократия. Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительская, т.е. такая, когда народ не сам, а через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т.п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.

       По  типу же современная представительная демократия относится к массовой или развернутой. Это означает, что существуют только два естественных ограничителя для включения в демократические отношения – совершеннолетие и состояние гражданства. Некоторые дополнительные условия (определенный срок проживания, владение государственным языком) применяется в большинстве стран современного мира лишь к претендентам на некоторые высшие выборные посты в государстве.

       Подобный  статус современной развитой демократии (представительская по форме и  развернутая по сути) не исключает, однако, применение некоторых важных элементов прямой демократии: референдум, плебисцит, массовые манифестации, демонстрации, петиции и т.п.

       До  сих пор речь шла в основном о достоинствах и преимуществах  демократии. Было бы неправильно, однако, предполагать, что данный политический режим (как и все, что создано  человеком) является неким совершенным  идеалом. Реальная политическая жизнь слишком многогранна, противоречива и слишком осложнена таким количеством дополнительных конкретных факторов, событий и обстоятельств (в зависимости от конкретной страны и в конкретный период), чтобы можно было поместить ее в рамки какой-либо безукоризненно идеальной модели. Описанная выше теоретическая конструкция демократии вовсе не является, застывшей схемой или идолом для поклонения. Она – скорее ориентир по наиболее принципиальным вопросам. Кроме того, следует иметь в виду, что в реальной политической практике в каждой из стран, где функционирует демократический политический режим, модель демократии претерпевает определенные изменения, сохраняя лишь наиболее важные базовые, принципиальные опоры. Слегка перефразируя известный тезис, можно утверждать, что демократия – это не догма, а инструмент для решения политических и общественных проблем. Английский политик герцог Мальборо, известный более под именем Уинстона Черчилля, утверждал, что “демократия является наихудшим из всех возможных способов устройства общества и политического режима, если не считать все остальные…!” 

       Принципы  демократии

       Классическое  определение демократии принадлежит  американскому президенту А. Линкольну: "Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа". Этимология этого слова – народовластие  – определяет и ряд исходных взаимосвязанных, принципов, без которых демократии в любом ее понимании быть не может (некоторые авторы называют их "основополагающими законами демократии")3.

       Ядром демократии, ее основополагающей идеей  является суверенитет народа.

       Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя:

       1) народ является единственным  и высшим источником власти  в стране;

       2) государственная власть только  тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование  поддержано народом в соответствии  с нормами права путем свободного  волеизъявления избирателей на  свободных выборах;

       3) народ имеет безусловное право  самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб  страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа;

       4) народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния  на их деятельность, а также  конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами;

       5) в период выборов и в соответствии  с нормами права народ имеет  безусловное право и реальный  механизм смены власти, а также  структурного изменения характера  государственной власти;

       6) в случае явного злоупотребления  власти доверием народ, перерастания  власти из инструмента реализации  интересов народа в инструмент  тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство.

       Второй  важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа  организации власти является личность человека, которая признается наивысшей  ценностью в стране. Это означает:

       • общество и народ в целом рассматриваются  не как некое монолитное образование, выражающее столь же монолитную единую волю, а как сумма независимых  индивидов, отражающая сумму частных  интересов отдельных личностей;

       • признается безусловный приоритет  интересов личности, т.е. приоритет  суммы частных интересов отдельных  независимых индивидов над интересами государства;

       • признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммой прав и свобод и прежде всего –  суммой так называемых естественных и поэтому неотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются:

       - право на жизнь;

       - право на личную свободу, независимость  и неприкосновенность;

       - право на частную собственность.

       Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожить свою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, на своей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью и сам смог воспитать своих детей. Поскольку источником этих естественных и неотъемлемых прав и свобод является не общество, не государство и даже не семья каждого индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только не могут быть поставлены под сомнение, ограничены или изъяты у индивида, но фактически они изымаются из ведения общества и государства. Кроме этого личность в демократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы (политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.

       Понятие право человека означает совокупность правовых норм взаимоотношений свободных  индивидов между собою, а также  с государством и обществом в  целом, обеспечивающих возможность  действовать по своему выбору и получать определенные блага для жизни.

       Права, обеспечивающие возможность выбора в поведении и деятельности человека, составляют свободы. Права и свободы  человека, как важнейший элемент  демократии, образуют целостную систему, из которой нельзя изъять ни одно звено, чтобы не разрушить ее.

       Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивида и включающие обязанности  общества, государства не совершать  негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т.д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.

       Современная политико-правовая концепция прав и  свобод человека закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких  документов – Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 г., (в свое время не подписанная СССР и признанная им в президентство М. Горбачева). В Декларации раскрываются гражданские и политические права и свободы, перечислены негативные и позитивные свободы (в том числе – свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается содержание экономических, политических и культурных прав, включая право на жизненный уровень, необходимый для поддерживания благосостояния и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека является частью международного акта о правах. Помимо ее ООН были приняты ряд других Деклараций и Конвенций, направленных на защиту прав человека и его достоинства.

       Третья  характерная черта всех современных  демократических режимов – плюрализм (от лат. рluralis – множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

Информация о работе Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии