Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:28, реферат

Описание

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр¬ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче¬ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра¬тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи¬на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла¬дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

Содержание

Введение
1. Демократический режим: понятие и основные черты.
2. Основные формы и типы демократии.
3. Принципы демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Основы СГ.docx

— 49.23 Кб (Скачать документ)

       - множественность и состязательность  субъектов политики, разделение  властей;

       - исключение монополии на политическую  власть какой-либо одной партии;

       - многопартийность политической  системы;

       - многообразие каналов выражения  интересов, свободный доступ к  ним для всех;

       - свободная борьба политических  сил, состязательность элит, возможность  их смены;

       - альтернативность политических  взглядов в рамках законности.

       В нашей стране, как и во всех странах входивших в состав СССР, в процессе демократизации общества, после обретения независимости стал развиваться и реальный политический плюрализм. Однако этот процесс происходит в очень сложных условиях на всем постсоветском пространстве, где традиции тоталитарной системы еще очень живучи.

       Рассмотренные выше три главные сущностные принципы демократии в значительной степени  определяют и ее четвертую характерную  черту – правовой характер и способ устройства и организации общества и власти. Это означает, что вся  деятельность власти достаточно жестко регламентируется правом. При этом под правом подразумевается даже не только и не столько совокупность законодательных актов, которая в данном случае выступает в качестве формально конституированных норм права, а сумма хорошо понятных каждому человеку положений, в основу которых заложены:

       - уважение к личности и признание  ее естественных прав, свобод  и законных интересов;

       - традиционные представления о  добре и справедливости, о нравственности  и добродетели, а также о  разумном, естественном порядке  и ходе вещей, который позволяет  так организовать устройство  общества и государства, таким  образом построить модель взаимоотношения  между личностью, властью и  различными социальными группами, что каждый из этих компонентов  имеет возможность заниматься  своим делом, не мешать друг  другу по взаимному динамичному  развитию, процветанию и благоденствию.

       Правовой  характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство  людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковых обязанностей и меры ответственности  граждан вне зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной социальной, национальной, расовой, этнической, языковой, религиозной, профессиональной группе; вне зависимости от социального положения или происхождения, занимаемой должности, вероисповедания (или отсутствия такового), идеологических убеждений, членства в партии (или отсутствия такового), уровня образования, наличия заслуг перед обществом и государством или отсутствия таковых.

       Одним из элементов современной демократии является принцип большинства изменивший извечный, казалось бы порядок в обществе – господства меньшинства над большинством. Принцип большинства в реальной политической практике не должен применяться формально и измеряться только количественной стороной (сведение демократии лишь к господству большинства открыло в последствии дорогу в СССР для манипуляции массами правящей государственно-партийной верхушкой, на возможность чего обратил внимание русский философ Н. Бердяев еще в первые годы после "Великой октябрьской революции" – такая опасность не устранена и в наши дни). В сведении демократии к власти большинства видит опасность и английский философ К. Поппер. Ведь большинство может править тираническими методами – предупреждает он, – и поэтому при демократии власть правящих сил должна быть ограничена.

       Проблема  ущемления большинством интересов  меньшинства, что можно считать  постоянным фактором нарушения стабильности политической и общественной системы, вызвала необходимость дополнения принципа большинства гарантией прав меньшинства. Французский политолог М. Дюверже фиксирует это требование в своем определении демократии как власти большинства, уважающего право меньшинства. В развитых демократических государствах существует правовая защита меньшинства – экономического, политического, идеологического, этнического, религиозного и др. Это проявляется, в частности, и в законодательном закреплении прав оппозиции («Теневой кабинет», руководство парламентскими комитетами и др.).

       Таковы  основные сущностные характеристики демократии, ее базовые принципы. Однако, понятно, что эти принципы демократии не могут  быть реализованы “сами по себе”, они могут воплотиться в жизнь  только посредством деятельности людей, опирающихся на определенные экономические, социальные, политические и правовые “несущие конструкции” демократии. Такими опорами в экономической сфере  является частная собственность  граждан, собственность которая создает реальные экономические основы для независимости личности от власти и от различных социальных, политических, религиозных и тому подобных групп и интересов.

       В качестве основных политических стабилизаторов и опор демократии выступают: во-первых, многопартийная система, основанная на принципах идейно-политического плюрализма; во-вторых, реализованный на практике принцип разделения государственной власти на три ее независимых ветви с параллельным созданием системы баланса власти, сдержек и противовесов для каждой из них, в-третьих, система свободных выборов, гарантирующая обществу возможность свободного политического волеизъявления и формирования органов государственной власти.

       Правовые  гарантии демократии обеспечиваются существованием системы правовых законов, основанных на принципиально-демократической  конституции страны, которую нельзя изменять в зависимости от политической конъюнктуры, а также системой независимого правосудия.

 

     Заключение

     Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться в различных аспектах:

     – в институциональном аспекте  для характеристики политического  режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности – наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;

     – в процессуально процедурном  аспекте термин «демократия» используется для характеристики жизнедеятельности какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены наделены равными правами и обязанностями и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

     – в культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой  общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности;

     – в ценностном аспекте наряду с  политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

     Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей  по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.

     Хотя  в конечном итоге в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации разница между этими аспектами постепенно сужается, тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.

     Аналогично  и многие из существующих моделей  демократии делают упор либо на различные  из вышеуказанных аспектов демократии, либо на различные ценности (например, ценность политической конкуренции и Й. Шумпетера или ценность свободы у Ф. Хайека).

     Вряд  ли в России отыщется другое политическое понятие, которое было бы столь же мифологизировано, как демократия. Только для одних за ним стоит интеллигентская мечта о безбрежных правах и свободах народоправия, а для других – импортированный с Запада вирус вседозволенности, беспредел приватизации и крушение традиционных устоев. И то и другое – миф, тем более опасный, что и идеализация демократии, и пренебрежение ею свидетельствуют о незнании сути явления, теории и практики функционирования демократического принципа в системе современной государственности.

     Те, кто даст увлечь себя буквальным переводом  этого древнегреческого слова как  «власть народа», неприятно изумятся, обнаружив, что в античную эпоху  демократия означала, прежде всего, механизм, процедуру делегирования своих прав, а отнюдь не безбрежное народовластие – да к тому же в условиях рабовладения…

     Вопрос  с демократией в России стоит  особенно остро. В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

     Не  реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня  это разделение характеризуется  почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

     Всё это говорит о том, что становление  в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы. Думается, можно опровергнуть высказывание Вальтера «Демократия может существовать только  в небольшом уголке земли», ведь демократия уже реально существует в большинстве государствах. И демократия действует в государстве занимающей 1/6 часть суши, только чтобы она приняла идеальную форму надо много работать над этим.

     Что есть демократия в современном мире, можно ли говорить о «национальных моделях» демократии, почему в «мире после 11 сентября» столь актуальными стали разговоры о «пределах демократии» и что стоит за сравнительно новой для отечественной политической мысли концепцией «управляемой демократии»? Ответы на эти вопросы во многом прояснили бы для россиян перспективы той политической и общественной реальности, которая ожидает нас в XXI веке. 
 

 

Список  литературы 

  1. Власть: Очерки современной политической философии  Запада. − М.: Наука, 1989.
  2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. − М.: Логос, 1997.
  3. Гаджиев К.С. Геополитика. − М: Международные отношения, 1997.
  4. Гончаров Д.В. Теория политического участия. − М.: Гардарика, 1997.
  5. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учебное пособие. − М.: Высшая школа, 1998.
  6. Замалеев А.Ф. Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений: Учебное пособие. − СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994.
  7. Ильин М.В. Политика как предмет изучения, состав политологии и методы основных политологических дисциплин. − М.: РОССПЭН, 1994.
  8. История политических учений: Учебное пособие / В.Н. Завражин, СМ. Лысанский, С.И.Сорокин, Л.Т.Станкевич, Л.Н. Харченко. − СПб.: СПГГИ, 2000.

Информация о работе Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии