Дети в неполных семьях и задачи социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является систематизация сведений о проблемах неполной современной семьи и определение путей решения этих задач за счёт оптиматизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы:
- Исследование положения неполных семей в современном обществе;
- Рассмотрение проблем неполных семей;
- Изучение работы по оказанию помощи неполным семьям;
- Рассмотрение адаптации и социализации детей из неполных семей;
- Изучение проблем социализации детей из неполных семей;
- Рассмотрение путей выхода из сложившейся ситуации;
- Выявление специфики работы социального педагога с родителями и детьми из неполной семьи;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1.
Общая характеристика положения неполных семей в современном обществе…6
1.1 Понятие и причины образования неполных семей…………………….……...6
1.2. Основные проблемы неполных семей………………………………….……11
Глава 2.
Адаптация и социализация детей, и социализация детей из неполных семей…16
2.1.Социализация – понятие. Периоды социализации…………………………...16
2.2. Проблемы социализации детей из неполных семей………………………...21
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации……………………………………..27
Глава 3.
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи……..30
3.1. Специфика работы социального педагога с родителями и детьми в неполной семье……………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….. ………….... 36
Список используемой литературы………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Маша.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

   Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.

     Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам.

Остановимся ещё на некоторых существенных и  объективированных социальных последствиях воспитания детей в неполной семье. В дальнейшем низкий уровень социализации детей, полученный в результате воспитания в неполной семье, может стать  причиной суицидов. Суицидентам характерна не только социально-психологическая дезадаптация, т.е. нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспособленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить своё поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Суицид часто является последним шансом в ряду других форм девиантного поведения, свойственного лицам этой группы.

     Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к террористам. Настоящая причина – сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усиление чувства самоидентичности. Обычно членами террористических организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности  в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, антисоциальной, как и он сам. Общей чертой террористов является, таким образом, сильная потребность во включённости в группу подобных людей, связанная с проблемами террористом, человек проходит через апатию и другие формы социальной дезадаптации. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно – это равносильно психологическому самоубийству. Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для  террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что  для него отказаться от заново обретённой самоидентификации практически невозможно. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом.

     Важно отметить также, что патология социализации личности может привести к существенным изменениям психики. Так, человек, воспитывавшийся в неполной семье, в большей степени подвержен риску сексуальной дезориентировки. Бывают женоподобные мальчики, которые просто боятся мужского общества. И мужеподобные девочки, которые не водятся с девчонками только лишь в силу властного характера, презрения  к  лишним эмоциям и желания командовать. У подростков нередко формируется специфические, несколько искажённые представления о социальных ролях мужчины и женщины: девушки увлекаются мальчишескими играми, мужскими силовыми видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой эмансипации происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девушек.

     С точки зрения псионализа ослабление отцовской власти в семье – величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. Общество без отцов означает деаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т.п.  С феминистской точки зрения, напротив, речь идёт об утверждении социального равенства полов, ослаблении агрессивных импульсов и общей гуманизации межличностных отношений. Но глобальные теории, плодотворные для первоначальной, заострённой  постановки вопросов, как правило, непригодны для их разрешения: в силу своей однородности они слишком многое оставляют вне поля зрения.

Дети  из неполных семей сталкиваются с  множеством психологических и социальных проблем.

   Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими. У детей из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Плохие взаимоотношения с отцом (либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком) лишают детей (особенно мальчиков) необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца - это отсутствие образца для подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации 

     Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознаётся масштабность и глубина кризиса семьи и не ведётся полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, ещё не распространена так, как в Америке.

     Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменёнными.

В Кодексе  о браке и семье указано, что  государство проявляет заботу о  семье путём предоставления пособий  и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

     Наиболее общей формой помощи, которой пользуется практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке)  на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

     Предусмотрена ещё одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребёнка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.

Но нельзя рассматривать только материальную сторону выхода из этой ситуации. Прежде всего, надо, задуматься, почему же так происходит? Можно ли возродить нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.

Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной моногамии.

    Вот более эффективные меры:

1) Обуздать  сексуальную революцию. Он предлагает  действовать в трёх направлениях:

1. Сексуальное  возрождение, по крайней мере, до окончания школы.

2. Поощрение  сексуальной сдержанности до  замужества.

3. Управление  организованной индустрией развлечений.

Ответственность за идеи, которые внедряется в массовую культуру, должна быть большей.

2)Содействовать  браку:

1. Разъяснять  эмоциональные, экономические и  медицинские преимущества пожизненной  моногамии.

2. Просвещать  население в отношении природы современного брака. Разъяснить, что он не сводится лишь к нахождению идеального спутника, жизнь с которым наполнена страстью и романтикой. Брак – это длительная дружба между мужчиной и женщиной, которая требует не только постоянных усилий и забот, но и строгих моральных обязательств перед обществом, а также коммуникативных навыков.

3.Предавть  позору и стыду супружеские  пары, имеющие детей, но разводящиеся  без объективных на то оснований,  а также тех, кто заводит  детей вне брака. Позор - один из самых действенных рычагов социального контроля. (Выделив этот пункт у Попеное, сразу вспоминается П. Бергер, который говорил, что убеждения, насмешки, презрение, т.е. моральные средства, средства общественного мнения действует намного сильнее на человека, чем какие-либо другие механизмы социального контроля.)

4. Широко  обнародовать данные исследований  о том, что насколько пагубно  влияют на детей распавшиеся  браки.

3) Усилить  внимание культуры к детям: 

1. Все  родители желают добра своим  детям. Большинство взрослых людей  стремятся дать им всё самое  лучшее. Мы не можем позволить, чтобы проверенные веками культурные традиции и приоритет в деле рождения детей всё меньше зависел от нашей воли (что мы сейчас и видим). Задача осложняется ещё тем, что сегодня менее одной трети семейных пар имеют детей, тогда как в прошлые века эта цифра превышала три четверти. Следует подумать и о завтрашнем дне, ведь дети – наше будущее.

Но всё- таки не следует забывать, что лучшая борьба с проблемой – это её профилактика. Система профилактики по сокращению численности неполных семей должна включать в себя:

а) Меры, предупреждающие негативные тенденции  в сфере устойчивости семьи;

б) Меры, нейтрализующие влияние «факторов  риска» на стабильность семейных отношений;

с) Меры, устраняющие подобные отрицательные  воздействия;

     Контроль над проедённой работой и её результатами. Я считаю, что основной объём этих мер должен проводится на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, чтобы предупредить последствия возникновения неполных семей на раннем этапе их возникновения.

     Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растёт число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищённой семейной группы, как неполная семья. 
 
 

Глава 3. Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи 

3.1. Специфика работы  социального педагога  с родителями и детьми из неполной семьи 

     Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

     Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а  также с ребенком посредством  создания специальных воспитывающих  Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

     Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

     Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

     Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Информация о работе Дети в неполных семьях и задачи социальной работы