Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение бродяжничества и беспризорности детей как социально-педагогической проблемы общества, а так же изучение причин и факторов, влияющих на развитие бродяжничества и беспризорности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выявить причины детской беспризорности и бродяжничества;
Составить социальный портрет беспризорника;
Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и бродяжничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних………5

1.1 Детская беспризорность как социально – педагогическая проблема……5

1.2 Проблема детской беспризорности в современном российском обществе…………………………………………………………………………………...7

1.3 Причины беспризорности несовершеннолетних………………………...13

1.4 Социальный портрет беспризорника……………………………………..16

Глава 2 Основные направления профилактики детской беспризорности…...23

2.1 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности………………………………………………………………………………...23

2.2 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным…..28

2.3 Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью…………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля коврижных.docx

— 71.60 Кб (Скачать документ)

     Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов  на ранних их стадиях, позволяет с  меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

     В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения.

     - Прежде всего, это информационный  подход, т.е. информирование людей  о нормативных требованиях, предъявляемых  к ним государством и обществом;  активное использование в этих  целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу.

     - Необходимо проводить профилактическую  работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании).

     - Среди направлений профилактики  девиантного поведения существует  медико-биологический подход. Его  сущность состоит в предупреждении  возможных отклонений от социальных  норм целенаправленными мерами  лечебно-профилактического характера.

     Социальная  коррекция необходима потому, что  общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения.

     Социальная  профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности . Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

     С учетом социального положения и  потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

     Хотя  число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

     Реализация  профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

  • профилактическую информационно-консультационную беседу;
  • системное наблюдение;
  • профилактические тренинги;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;
  • метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;
  • метод профилактического вмешательства и др.

     Наиболее  распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

     При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет  в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

     Правильный  подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации. Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

     Разнообразие  методов социальной реабилитации позволяет  достигать нужного эффекта в  этой очень важной и необходимой  деятельности. Наряду с универсальным  методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др. Для примера можно прокомментировать возможности метода ролевых игр в процессе реабилитации дезадаптированных детей. Этот метод специалисты успешно используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и других подобных учреждениях.

     Психологами подмечено, что психическое здоровье и психологическое состояние  ребенка и подростка определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким детям необходимо вернуть игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить эмоционально-волевой потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

     Социальная  терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании .

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности. 

     2.2 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным.

     Существуют  фонды, которые оказывают помощь беспризорным детям  как у нас  в России, так и за рубежом 

     Из  зарубежных фондов самые распространенные такие как Фонд Ротари , Фонд Сабре, Сеть Фондов Сороса

     Из  российских одним из известных является Фонд «Содействия». Санкт-Петербургский  региональный общественный благотворительный  фонд “Содействие” создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных  положением детей-сирот в Санкт-Петербурге.

     Целью Фонда “Содействие” является безвозмездная  поддержка детей сирот и семей  их опекунов и попечителей.

     Задачами  Фонда “Содействие” являются:

  • содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению;
  • содействие в правовой защите детей сирот;
  • организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России;
  • содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;
  • привлечение добровольных пожертвований;
  • установление и развитие связей с аналогичными организациями а Российской

     Социальные  программы Фонда “Содействие” являются:

     "Правовая  защита"

     Целью программы является организация  бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.

     "Поддержка"

     Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.

     "Ночлежка"

     Цель  программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств  массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.

     "Здоровье"

     Целью программы является содействие поддержанию  и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т.д.), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах.

     "Помощь"

     Целью программы являются оперативная  материальная и другая помощь семьям опекунов детей–сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.

     "Солнце  для всех"

     Цель  программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.

     "Завтра  в школу" 

     Цель  программы помощь опекунам детей  сирот в подготовке детей к  новому учебному году. Программа предусматривает  приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.

     "Праздник  в каждой семье" 

     Цель  программы создание атмосферы праздника  для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых  ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.

     "Соучастие"

     Цель  программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.

     "День  рождения – Праздник  детства"

     Цель  программы: оказание помощи опекунам детей  сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка. 

Информация о работе Детская беспризорность