Диалектика биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:47, реферат

Описание

Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ 8
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ (СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ) 9
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 17
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» 

Институт  интенсивного образования 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Социология»

    Тема «Диалектика биологического и социального в человеке»  

Работу выполнила:        ________  Сафронова Е.В. 

Студент   гр. Зр (з) – СР - 91                   подпись,       и.о. фамилия

                                                                                                      

Работу проверил:

Преподаватель                                              Золотова Н.Д. _  

                                                                  подпись,        должность,  и.о. фамилия 
 
 
 

Заринск 2012

Содержание 

 

Введение

     Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого1.

     Интересующая нас проблема встает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов человеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть, «животный страх» - не просто художественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам?

     Включенность  человека сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.

     Суть  другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый

человек уникален, своеобразен, неповторим, в  практической жизни мы, однако,

группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол,

возраст) определяются биологически, другие - социально, а некоторые -

взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же

значение  в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

     Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

     Древнегреческих мыслителей особенно привлекал вопрос качественного своеобразия человека. Например, один из первых философов, Анаксагор, полагал, что человек является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки. Другой философ той же эпохи, Демокрит, объяснял специфику человека процессом его формирования, где важнейшее место отводил взаимоотношению его с природной средой. Уже здесь налицо различные подходы. Анаксагор видит специфику человека в его организме, Демокрит – вне его, в особом способе действия людей. Таким образом, уже на первых этапах развития древнегреческой философии рассматривалась проблема своеобразия человека, его отличия от животных (а это важная часть целостной проблемы соотношения социального и биологического)2.

     Древнегреческий философ Платон (427 – 347гг. до н. э.) считается основателем теории врожденных идей. Важным для понимания этой концепции является противопоставление Платоном души и тела.Самое главное в платоновском учении о душе то, что разумная часть ее бессмертна и переселяется в другие тела. Тех, кто достойно прожил жизнь, ожидает лучшее перерождение, недостойных – худшее. Одним из худших признается перерождение в рыбу. Лучшее из животных – благородный олень, из растений – благородный лавр. В целом, позиция Платона в вопросе соотношения врожденного и приобретенного сводится к тому, что и хорошую душу можно загубить без соответствующего воспитания.

     Несколькими десятилетиями позднее ученик Платона  Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) предложил  свое понимание соотношения врожденного и приобретенного. Оригинальное у Аристотеля состоит в предложении рассматривать ум, разум человека по аналогии с чистой доской: «Здесь должно быть так, как на дощечке для письма, на которой еще ничего не написано; таков и ум». По Аристотелю, у человека имеется биологически потенциальная способность мыслить. Эта возможность становится действительностью при взаимодействии с окружающим миром, но все-таки она врожденная. Общую позицию Аристотеля в этом вопросе можно выразить так: движение от возможности мышления к действительности его через взаимодействие с окружающим миром3.

     Христианство  рассматривает человека как храм, как вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе знак иного  предназначения, ибо на него накладывается  отпечаток абсолютной личности творца. Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологии. Вместе с тем, рождается идеальное представление о человеке как о существе, воплотившим в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. В христианстве оформилось воззрение на греховность людской природы: тело отвращает человека от высшего предназначения. Но христианство, которое принижает человека как плотское, заключающее в себе радикальное злое существо, тем не менее, утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Несовершенство человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения4.

     Самый весомый вклад в решении вопроса  о соотношении врожденного и  приобретенного внес немецкий мыслитель  Г.В. Лейбниц (1646 – 1716). Он пытался связать врожденное и приобретенное, применяя для этого диалектику, взаимопереход потенциального и актуального. «Это не просто какая-то голая способность, заключающаяся в одной только возможности понять их (истины), - это предрасположение, задаток, преформация, которая определяет и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее. Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже обозначены или предрасположены обозначиться, если ваятель воспользуется ими», - утверждал Лейбниц.

     Продолжали  дискуссию о роли биологического и социального в жизни человека французские философы – материалисты XVIIIв.: Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Кондильяк, Гольбах. Все они придерживались мнения, что в формировании человека значительную роль играет воспитание, развивали материалистически понятый тезис об активности человека в процессе воспитания. Французские материалисты значительно обогатили содержание соотношения биологического и социального. Была создана всеобъемлющая программа формирования человека, служащая как ориентир в исследовании и руководство к практическим действиям.

     Таким образом, в истории можно наблюдать  полярные оценки человека. Этот вопрос в различных его формулировках привлекает внимание мыслителей уже, по крайней мере, двадцать пять веков. Но особенность рассматриваемой проблемы в том, что она имеет, не только научно-теоретическое, но и практическое значение, поскольку она затрагивает каждого из нас.

     Цель  данной работы - понимание сущности человека, что важнее в нем – биологическое или социальное? Задачей работы является рассмотрение человека в различных его составляющих, как биологических, так и социальных; рассмотрение единства и взаимосвязи социального и биологического в человеке.

     Данная  проблема очень актуальна в наши дни, так как, несмотря на богатейшую историю человека, мы до сих пор  не знаем сущности человеческого. Проблема актуальна, потому что и объектом, и субъектом исследований является ЧЕЛОВЕК. 
 

 

Биологическое в человеке

     Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

     Специфика человеческой индивидности, опосредована всей историей вида, которая преломилась в наследственной программе человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»» вес мозга ребенка при рождении составляет всего лишь около четверти мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

     Человек обладает физическим телом, которое  функционирует на той же основе, как и у других живых организмов на земле. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики: нервную систему, обмен веществ, эндокринную систему, побуждения (голод, жажда), особенности созревания организма. Биологические характеристики человека оказывают определенное влияние на поведение человека, но не определяют его сущность

 

Человек как личность (социальное в человеке)

     В настоящее время существуют две  основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека.

     Личность  индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

     Личность  формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть, в сущности, процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика. Процесс социализации требует от индивида продуктивной активности выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь, вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

     Личность  есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра «я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д.

Информация о работе Диалектика биологического и социального в человеке