Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:47, реферат
Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.
ВВЕДЕНИЕ 3
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ 8
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ (СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ) 9
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 17
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24
В этих условиях естественный отбор преобразует биологические черты человека, он отметает все ненужное человеку в его новом положении и постепенно создает облик нового, раннее невиданного типа существ. Сначала осуществляться процесс гармонизирующей эволюции, при котором изменение биологических особенностей предков человека направляется потребностями общественной формы движения материи. В результате этой эволюции каждый человек при рождении несет в себе итоги биосоциальной эволюции. Он не имеет ничего социального, но своими биологическими особенностями подготовлен к восприятию и дальнейшему развитию огромной социальной программы.
Вначале темпы биологической эволюции были очень велики. На конечных стадиях это выразилось в необычайной эволюции мозга. 5 млн. лет тому назад объем мозга австралопитеков был равен 500 см3 . При появлении прямых предков современного человека, 100 – 200 тыс. лет тому назад, этот объем составил 1500 см3 . 30 – 40 тыс. лет тому назад появился современный человек – Homo sapiens, который вышел из-под власти биологических направлений эволюции, а его прогресс стал определяться социальными причинами. Биологическая эволюция человека как вида затормозилась.
Социальная надбиологическая сфера человека оказалась способной без генетической эволюции обеспечить реакции человека на всевозможные изменения в среде. Это связано с появлением такой формы мышления, которая оказалась способной адекватно отражать объективные законы природы. В этот момент социальное полностью вытеснило биологическое среди факторов эволюции мозга, что ярко проявляется при индивидуальном развитии современного человека в постнатальный период. Речь у ребенка не появляется, если он не слышит слов от окружающих его людей.
Биологический тип современного человека обладает громадным генетическим потенциалом и биологически способен существовать неограниченно долгое время. С биологической точки зрения такая «неизменность» не представляется удивительной. Для видовых категорий - это лишь момент относительного покоя. Клетка с ее инвариантной системой структур, веществ и информацией существует более 3 млрд. лет. Отдельные виды существуют не изменяясь, сотни миллионов лет. Диалектика в этом случае такова, что инвариантность таких видов обеспечивается стабилизирующей формой отбора. Что касается наступившей фазы инвариантности вида человека, то, напротив, она обеспечивается тем, что отбор в условиях развитого общественного движения материи потерял значение.
Мозг как система, безусловно, имеет генетическую детерминированность, которая со времени появления первых представителей Homo sapiens и до наших дней не изменилась. Однако его потенции как органа мышления и в связи с этим биологические особенности, возникающие в процессе индивидуального развития по мере обогащения социальной программы, росли из поколения в поколение.
В результате возникает удивительный процесс биосоциального прогресса мозга - органа мышления, без закрепления его итогов в генетической программе. Каждый раз в каждом поколении заново на базе исходной общей генетической детерминации мозга проходит сложное становление все более и более усложненной структуры мозга.
Проблема
эта в плане задач по исследованию
природы социального
Изучение всех этапов замены биологических факторов прогресса на социальные в истории становления человека разумного, их места в индивидуальном развитии личности имеет громадное значение.
Первое человеческое слово Джума Джумаев сказал в десять лет. Но родным его языком на долгие десятилетия остался волчий. Мальчика нашли в песках под Ташаузом в Туркмении в 1957г. Он жил в стае волков. Как это случилось – никто не знает. Очевидцев разыскать не удалось. О том, что произошло можно судить только со слов самого Джумы.
Пять лет мальчик провел среди волков. Остальные годы - среди людей, но в психиатрической лечебнице. Феномен Маугли - блестящий вымысел Киплинга. Животный инстинкт безошибочен. Волчица не станет вскармливать человеческое чадо. Но и само дитя, выпавшее из людского лона, не обретет ничего человеческого. Оно так и останется животным6.
Феральные
люди – существа, выросшие в изоляции
от людей и воспитанные в
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в
эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.
Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо - и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.
Человек представляет собой целостное единство биологического уровня
и
социального, которые формируются из двух:
природного и социального, наследственного
и прижизненно приобретенного. При этом
человеческий индивид - это не простая
арифметическая сумма биологического
и социального, а их интегральное единство,
приводящее к возникновению новой качественной
ступени - человеческой личности, поэтому
проблемы, связанные с отношением каждого
человека к биологическому и социальному,
необходимо учитывать в практике социальной
работы. Специалист по социальной работе
должен быть знаком с биологическими и
социальными свойствами человека, так
как это является непременным условием,
позволяющим решать проблемы клиентов,
связанные с удовлетворением их естественных
потребностей и обеспечением социальной
защиты жизненно важных интересов человека.
Информация о работе Диалектика биологического и социального в человеке