Диалектика биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:47, реферат

Описание

Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ 8
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ (СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ) 9
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 17
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     В этих условиях естественный отбор преобразует биологические черты человека, он отметает все ненужное человеку в его новом положении и постепенно создает облик нового, раннее невиданного типа существ. Сначала осуществляться процесс гармонизирующей эволюции, при котором изменение биологических особенностей предков человека направляется потребностями общественной формы движения материи. В результате этой эволюции каждый человек при рождении несет в себе итоги биосоциальной эволюции. Он не имеет ничего социального, но своими биологическими особенностями подготовлен к восприятию и дальнейшему развитию огромной социальной программы.

     Вначале темпы биологической эволюции были очень велики. На конечных стадиях  это выразилось в необычайной  эволюции мозга. 5 млн. лет тому назад  объем мозга австралопитеков был равен 500 см3 . При появлении прямых предков современного человека, 100 – 200 тыс. лет тому назад, этот объем составил 1500 см3 .  30 – 40 тыс. лет тому назад появился современный человек – Homo sapiens, который вышел из-под власти биологических направлений эволюции, а его прогресс стал определяться социальными причинами. Биологическая эволюция человека как вида затормозилась.

     Социальная  надбиологическая сфера человека оказалась  способной без генетической эволюции обеспечить реакции человека на всевозможные изменения в среде. Это связано с появлением такой формы мышления, которая оказалась способной адекватно отражать объективные законы природы. В этот момент социальное полностью вытеснило биологическое среди факторов эволюции мозга, что ярко проявляется при индивидуальном развитии современного человека в постнатальный период. Речь у ребенка не появляется, если он не слышит слов от окружающих его людей.

     Биологический тип современного человека обладает громадным генетическим потенциалом  и биологически способен существовать неограниченно долгое время. С биологической точки зрения такая «неизменность» не представляется удивительной. Для видовых категорий - это лишь момент относительного покоя. Клетка с ее инвариантной системой структур, веществ и информацией существует более 3 млрд. лет. Отдельные виды существуют не изменяясь, сотни миллионов лет. Диалектика в этом случае такова, что инвариантность таких видов обеспечивается стабилизирующей формой отбора. Что касается наступившей фазы инвариантности вида человека, то, напротив, она обеспечивается тем, что отбор в условиях развитого общественного движения материи потерял значение.

     Мозг  как система, безусловно, имеет генетическую детерминированность, которая со времени  появления первых представителей Homo sapiens и до наших дней не изменилась. Однако его потенции как органа мышления и в связи с этим биологические особенности, возникающие в процессе индивидуального развития по мере обогащения социальной программы, росли из поколения в поколение.

     В результате возникает удивительный процесс биосоциального прогресса мозга - органа мышления, без закрепления его итогов в генетической программе. Каждый раз в каждом поколении заново на базе исходной общей генетической детерминации мозга проходит сложное становление все более и более усложненной структуры мозга.

     Проблема  эта в плане задач по исследованию природы социального наследования на базе социологии, психологии, генетики и физиологии совершенно не изучена. В то же время сущность индивидуализированной  эволюции мозга, ее роль в процессах развития личности человека - один из центральных вопросов во всей проблеме биологического и социального человека.

     Изучение  всех этапов замены биологических факторов прогресса на социальные в истории  становления человека разумного, их места в индивидуальном развитии личности имеет громадное значение.

 

Взаимосвязь биологического и  социального

     Первое  человеческое слово Джума Джумаев  сказал в десять лет. Но родным его  языком на долгие десятилетия остался  волчий. Мальчика нашли в песках под Ташаузом в Туркмении в 1957г. Он жил в стае волков. Как это случилось – никто не знает. Очевидцев разыскать не удалось. О том, что произошло можно судить только со слов самого Джумы.

     Пять  лет мальчик провел среди волков. Остальные годы - среди людей, но в психиатрической лечебнице. Феномен Маугли - блестящий вымысел Киплинга. Животный инстинкт безошибочен. Волчица не станет вскармливать человеческое чадо. Но и само дитя, выпавшее из людского лона, не обретет ничего человеческого. Оно так и останется животным6.

     Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Этот термин ввел в научный  оборот К.Линней в XVIII в. Возможность социализации «маугли» носит крайне ограниченный характер и не приводит к возникновению личности. Такие, как Джума Джумаев могут усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов, но научиться улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу они не смогут. Этот пример свидетельствует о том, что социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в социальное. 

 

Заключение

     Биологическая и социальная формы движения материи  «соседствуют» в

эволюционной  картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.

     Будучи  биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо - и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

     Человек представляет собой целостное единство биологического уровня

 и  социального, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности, поэтому проблемы, связанные с отношением каждого человека к биологическому и социальному, необходимо учитывать в практике социальной работы. Специалист по социальной работе должен быть знаком с биологическими и социальными свойствами человека, так как это является непременным условием, позволяющим решать проблемы клиентов, связанные с удовлетворением их естественных потребностей и обеспечением социальной защиты жизненно важных интересов человека. 

 

Список использованной литературы:

  1. Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы?/А.А.Белик. – М.: Наука, 1990. – 144с.
  2. Биологическое и социальное в развитии человека: монография/Академия наук СССР. – М.: Наука,1977. – 228с.
  3. Борзенков, В.Г. О природе человека/ В.Г.Борзенков// Человек.–2008-№2
  4. Гуревич, П.С. Куда идешь, человек?/П.С.Гуревич. – М.:Знание,1991. – 48с.
  5. Логинова, Н.А. Разработка проблемы биологического и социального/Н.А.Логинова//Мир психологии. – 2006 - №1 – С.85 – 92
  6. Кайдаков, С.В. Человек в своей метафизической сущности/С.В. Кайдаков//Человек. – 2009 - №2 – С.48 - 61
  7. Пелипенко, А.А. Как мы эмигрировали из природы/А.А. Пелипенко//Человек. – 2008 - №2 – с.54 - 69
  8. Сержантов, В.Ф. Философские проблемы биологии человека/ В.Ф.Сержантов. – Л.: Наука,1974. – 160с.
  9. Спасибенко, С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход/ С.Г.Спасибенко// Общественные науки и современность. – 2006 - №2 – С.57 – 78
  10. Спасибенко, С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход/ С.Г.Спасибенко// Общественные науки и современность. – 2006 - №3 – С.104 – 122

Информация о работе Диалектика биологического и социального в человеке