Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

Личность  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального  опыта предполагает не пассивное  его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство  личностью социального опыта  есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.

Социализация  человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью  различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. (А.В. Мудрик, 2006). Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:

– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;

– есть существенные трудности в общении с окружающими;

– неумение противостоять асоциальным явлениям;

– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.

Отмеченные  особенности в жизненном становлении  детей нацеливают на внесение необходимых  педагогических корректив в условия  жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.

Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ  человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность  воспитанников детского дома проявляется  в учебе, в различных видах  трудовой деятельности, в организации  своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении  в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить  культурно – гигиенические навыки.

Таким образом, социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников:

  1. Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей, которые живы. Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в тоже время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость, этой ситуации заключается в том, что с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям (Е.Н. Рогов , 2006)
  2. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

Особую  трудность представляет работа, которая  в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при  этом важно, чтобы не создавалось  искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности  должны становиться основными и  обеспечивать формирование социальных условий ребенка в этом учреждении (Е.Н Рогов , 2006).

Причины возникновения трудностей вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

3. В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития (A.M Прихожан, Н.Н Толстых, 2005).

Особое  значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентации, которые  отражают внутреннюю основу отношений  человека к различным ценностям  материального, морального и духовного  порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах  и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентации детей, обучающихся в обычной школе (Ю.В. Василькова, 2001).

Исследование  российских психологов свидетельствуют  о том, что главной ценностью  они считают силу, которая способна его защитить (М.В.Шакурова, 2004).

Выделяют  три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением  все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в  системе связей, присутствующих в  каждом виде деятельности и между  ее различными видами. Речь идет о лично  значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем (В. С. Мухина, 1996).

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

– выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

– формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

– приобретения опыта деятельности.

Наибольшую  трудность для детей-сирот имеет  решение первой задачи, так как  у них ограничены возможности, как  выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное  самоопределение ребенка зависит  от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение  включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Вторым  условием является самореализация детей  в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно  раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для  воспитанника учреждения круг общения  и его содержание значительно  уже, беднее, чем у воспитанников  обычной семьи (Р.В Очакова, 2005).

Третья  сфера социализации – самопознание личности, которые предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее  распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным  для ребенка, оставшегося без  семьи, является оценка самого себя. Семья  представляет своего рода зеркало, в  котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному  представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Сущностный  смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.

В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем, какое  место занимает человек в системе  социальных отношений.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к определенной категории детей и попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации.

Первую  группу существующих институтов социализации детей, лишенных родительской опеки, составляют учебно-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет — родители отказались от них в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. Из дома ребенка дети поступают в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки, проходит в школе-интернате. Дети с трехлетнего возраста могут поступать также в детские дома смешанного типа. В этом учреждении они только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Комплектуется детский дом смешанного типа детьми из одной семьи, которые должны проживать в разновозрастных семейных группах. Ко второй группе институтов социализации относятся существующие семейные формы: усыновление, опекунские семьи, детские дома семейного типа. (Н. П. Иванова, 1996).

 Интернатное  учреждение как институт социализации  детей, лишенных родительской опеки, имеет структурную характеристику, которая выражается в том, что интернатное учреждение включает несколько институтов социализации: а) школу, где дети обучаются; б) интернат (от лат. internus — внутренний), общежитие. Дети, лишенные родительской опеки, проживают в интернате в одновозрастных группах, которые в данном случае выступают аналогом семьи. Следуя объяснению И.С.Кона (1999), школа и родительская семья в норме являются "относительно автономными и не складываются в единую иерархическую систему институтов социализации". Данная структура школы-интерната усиливает степень зависимости формирующейся личности от института социализации.

Социализация  детей, лишенных родительской опеки, в  интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка - психологической, социальной, дефектологической, медицинской (И.А. Коробейников, 2002).

В интернатном  учреждении существуют группы взрослых и сверстников, которые выполняют роль трансляторов социального опыта. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации – биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка.

Количество  детей в группе намного превышает  тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку. Это приводит к  недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является  объектом ухода, воспитания и обучения, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

Дети  в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются  определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности (В. С.Мухина, 1996).

В связи  с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.

В интернатном  учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со  сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения с взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей