Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

4.Применение спортивных игр, как средств физического воспитания положительно сказывается на социальной адаптации детей и подростков из неблагополучных семей. Так в ходе педагогического эксперимента было выявлено, что наиболее популярным видом спорта является баскетбол, данную секцию посещает 40 % детей, в то же время 20 % детей вообще не занимается в спортивных секциях.

5. Cоциальная адаптация представляет собой постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности  возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал. Особая роль в педагогических исследованиях адаптации индивида отводится социальной, учебной и профессиональной адаптации, так как общение и трудовая деятельность являются основными формами жизнедеятельности человека как социального феномена, определяющими онтогенетическое развитие личности.

6. Социальная адаптация должна рассматриваться как непрерывный, колебательный процесс. Это свидетельствует о процессе социальной адаптации как сложном, многофакторном, взаимодействии между актуальным уровнем развития индивида, его возможностями и новым требованиям среды (деятельности) к нему. Социальная адаптация необходима для субъекта в быстроменяющейся, динамичной общественной среде. Это связано как со сменой установок, так и с рефлексией по осознанию своих ценностных ориентиров, смысловых установок, идеалов. Все это необходимо учитывать в процессе работы с детьми и подростками из неблагополучных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Необходимо обеспечить оптимальные условия воспитания, обучения и проживания воспитанников социальных приютов, с учетом сниженных по сравнению со сверстниками, проживающими в обычных семьях, функциональными возможностями. Повысить удельный вес двигательной активности в структуре режима дня за счет широкого использования спортивно-ориентированных оздоровительных досуговых мероприятий, организации занятий лечебной физкультурой.
  2. Физическая подготовка детей-сирот в условиях детского дома должна осуществляться с 4-5 лет, то есть с того момента, когда дети определяются в соответствующее учреждение. Работа по совершенствованию физической подготовленности дошкольников-сирот должна строиться на основе игровой мотивации, с преимущественным использованием подвижных, элементов спортивных игр и игровых упражнений с направленным развитием физических способностей.
  3. Необходимо проводить активную агитационную санитарно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся в учреждениях закрытого типа.
  4. Желательно применять разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения Это говорит об эффективности применения игровых технологий в работе социального педагога с детьми-сиротами. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Удачный подбор игр при составлении программы их проведения на определенный промежуток времени обеспечит эффективность социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате, а более обширное применение игровых технологий будет способствовать более успешной социализации таких детей в пост интернатский период.
  5. Социально-педагогической деятельности должна быт направлена на предотвращение и коррекцию негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая, начиная с  младшего школьного возраста, является основной, как и учебная.
  6. Как показали проведенные исследования, воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Все это необходимо учитывать социальным педагогам и преподавателям по физической культуре в образовательном процессе
  7. Проведенный нами анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Педагогическое общество России, 1988.-204 с.
  2. Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе // Вестник образования. - № 8. - 1999. – С.14-71.
  3. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - М., 2000. - 305с.
  4. Бальсевич В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. N 8
  5. Баранов, А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А.А, Баранов, В.Ю. Альбицкий. - М.: Издательский Дом «Династия», 2003. - 512 с.
  6. Башта, Л. Ю. Использование кратковременных игровых программ с направленным развитием физических способностей в физической подготовке детей-сирот / Л.Ю. Башта, Н.П. Филатова, Н.А. Познаненко // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Тезисы Всерос. Науч.-практ. конф. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С.95-99.
  7. Белов, К. В начале 2011 года в Смоленской области количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 4 735 человек/ К. Белов. - Режим доступа: http://gorodsmolensk.info /. -25.04.2011.
  8. Бенкевич, О.Н. Это горькое слово приют / О.Н. Бенкевич // Хибинский  вестник, 1999. – С.5-8.
  9. Борцов, В.А. Социальная дезадаптация и современные технологии ее профилактики: автореф. канд. дис./ В.А. Борцов.- Новосибирск, 2000. - 16 с.
  10. Бравинова, Н.В. Если дома не ждут / Н.В, Бравинова // Мурманский вестник,1 октября 2002.
  11. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р, Филатов. - М., Издательский  центр» Академия», 2001. - 325с.
  12. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  13. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика/ Ю.В. Василькова, Т.А Василькова. -М., 1999. - 299 с .
  14. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Н. П. Иванова. – Москва, 1996.- 104 с.
  15. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации/Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: 1995. с 8-11
  16. Выготский, Л. С. Собр. соч./ Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 502 с.
  17. Глухов, В. Н. Физическая культура в формировании здорового образа жизни/ Глухов В. Н. – Киев.: Здоровье, 1989. - С. 72.
  18. Голева, О.П. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости подростков, воспитывающихся в детских домах /О.П. Голева, В.В. Долгушин //Проблемы медико-демографического развития и воспроизводства населения в России и регионах Сибири: Сборник материалов научной конференции.- Иркутск.- 2007.- С.171-174.
  19. Голева, О.П. Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах Омской области/ О.П. Голева, В.В. Долгушин, А.Е. Петухова, М.В. Попова, М.Г. Дегтярева// Омский научный вестник, 2006.-№3(37), часть 1.- С. 215-218.
  20. Дементьева, И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. Социологические исследования. - 1992, №10, с. 62-70.
  21. Детские дома. Практика работ по материалам ЛГНО: Сб. / Сост.: В.А. Мичурин, А.Л. Меленевский и др. - М., Л.: Госиздат, 1927.-89с.
  22. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред С.А.Беличевой и др. М.: Консорциум, 1995.-109с.
  23. Долгушин, В.В. Гигиенические аспекты здоровья детей-сирот/ В.В. Долгушин // Роспотребнадзор в Омской области, 2008. - № 3 (18). - С. 23-24.
  24. Дубровина, И.В. «Психологическое развитие воспитанников детских дома»// И.В. Дубровина, А.Г.Рузской. - М.:«Педагогика». – 1990.
  25. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. - СПб., 2000 – 112с.
  26. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности/ О.И Зотова, И.К. Кряжева// В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.,1979, 222 с.
  27. Каган, В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия / В.Е. Каган // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конфереции. – М.,1995.
  28. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский. – Минск.: Высшая школа, 1984. – 280 с.
  29. Комаров, В.В. «Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика»/ В.В. Комаров // Педагогическое общество России. - М.,- 2005.
  30. Комков, А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста/А.Г.Комков, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2003. №1. –  С. 19-25.
  31. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.
  32. Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л.М. Щипицыной, Е.И.Казаковой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2000. – 563 с.
  33. Кон, И.С. Социологическая психология/ И.С. Кон. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО 
    «МОДЭК», 1999.—560 с.
  34. Константинов, Ю.С. О проблемах развития туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях/ Ю.С. Константинов // Теория и практика физ. культуры. – М., 2002, №11.
  1. Коробейников, И.А.   Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А. Коробейников. -М., 2002. -191 с.
  1. Котосонова, Н.А. Социальная роль физической культуры в становлении личности ребенка в условиях детского дома / Н.А. Котосонова, А.Ш. Бегеретов // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы современной педагогики и системы образования». Майкоп. 2004. – С.155-157.
  2. Куган, Б. А., Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов/ Б.А. Куган. - Шадринск: Исеть, 1997. - 76с.
  3. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности/ П.С. Кузнецов. -  Саратов, 1991. -76 с.
  4. Кузнецова, И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения/ И.В.Кузнецова, Н.Ю. Синягина. - Владос. -  2004. – 150 с.
  5. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы/ Л.П. Кузнецова// Учебное пособие. – Владивосток. – 2002. – 174 с.
  6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А. Н Леонтьев. //М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  7. Лесгафт, П.Ф. Задачи физического развития в школе./ П.Ф. Лесгафт //М.: АПНРСФСР, 1951.-Т.1.-С 287-313.
  8. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. -  
    М.: Педагогика, 1986. - С.31–57.
  9. Литовченко, В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема/В.Н. Литовченко //Социально-педагогическая работа.-1999.-N1.
  10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта/ Л.И. Лубышева// Учеб. пос. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 240 с.
  11. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 240 с.
  12. Макаренко, А.С. Сочинения: В 7 т, - Т.5. - №;./ Макаренко А.С. // АПН РСФСР, 1961.- 607 с.
  13. Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник/ Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005 — 269 с.
  14. Матвеев, А. П. Физическая культура 6-7 кл./ А.П. Матвеев, Ю.М. Соболева. – М.: Просвещение. 2009. -  С. 192
  15. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта./ Матвеев Л.П. //М.: Воениздат, 1997. - 304 с.
  16. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик. -  М.: Педагогическое общество России,-2001.-320с.
  17. Мудрик, А.В. Социализация человека 2-е издание (дополненное)/ А.В. Мудрик. - М. :Академия, 2006. - 304 с.
  18. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
  19. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.- Москва: 1996.- с. 7-11.
  20. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)/ А.А. Налчаджян. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. - с. 18 - 22.
  21. Нестеров, В. А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков/ Нестеров В. А. - Хабаровск, 2001. - 81 с.
  22. Нечаева, A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность / А.М. Нечаева. - М.: Дом, 1994. - 169 с.
  23. Панков, Д.Д. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях / Д.Д. Панков, И.В, Кузнецова, А.Г. Румянцев. - М., 2003. - 83 с.
  24. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. /Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 1997. – 448 с.
  25. Прихожан, A.M. Психология сиротства. 2-е изд./ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер. – 2005. – 400 с.
  26. Прихожан, А.М.  Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая наука и образование. -  2009. - № 3. - С. 5-12.
  27. Прихожан, А.М. Дети без семьи/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых// Детский дом: заботы и тревоги общества. -  М.: Педагогика, 1990. – С. 56 – 59.
  28. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи воспитания, 2002.
  29. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот: метод. пособие / авт.-сост. М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 110 с.
  30. Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -  М.: Академия, 2003 – 79с.
  31. Рогов, Е.Н. Настольная книга практической психологииСистема работы психолога с детьми разного возраста: Учеб. Пособие /Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕ – ХС, 2006. – 383 с.
  32. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. /Л.И.Смагина, А.К. Водиева, Ю.А.Сойка и др. /Под ред. Л.И.Смагиной. - Минск, 1999.
  33. Социальная педагогика: Курс лекций / Под  ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 192.
  34. Сурмин, Ю. П. Социализация личности - глобальная проблема/ Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков. - СПб.: Питер. - 2002.
  35. Фатькова, А.Ю. Влияние социальных проблем на связанное со здоровьем качество жизни подростков / А.Ю. Фатькова, С.М. Гегльмицкая // Школа здоровья. – 2003. - №4. - С. 10-21.
  36. Чунаев, А.А. Физические упражнения в формировании личности ребёнка в начальной школе/ А.А. Чунаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -  1999. - № 3, 4. 
  1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

  1. Шустова, Н.Е. Социальная адаптация личности, Автореф. канд. дис./ Н.Е. Шустова. – СПб.: Питер, 1999. - 18 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

Законодательные категории для детей и семей, нуждающихся в социальном сопровождении

Законодательные категории

Признаки семьи

Параметры, по которым педиатр планирует  описывать признаки

1

2

3

1. Дети, нуждающиеся в опеке и  попечительстве

1.1. Дети, у которых умерли родители и они не имеют усыновителей

(Все остальные признаки, как  для безнадзорных детей)

 

2. Безнадзорные дети

2.1. Семья, где единственный родитель, занятый полный рабочий день.

2.2. Семья, где два родителя  занятые полный рабочий день.

2.3. Семья, где единственный родитель, злоупотребляющий спиртным.

2.4. Семья, где два родителя, злоупотребляющих  спиртным.

2.5. Семья, где единственный родитель, не способный передвигаться.

2.6. Семья, где два родителя  не способны  передвигаться.

2.7. Семья, где два родителя, один  из которых не способен передвигаться,  а другой занят полный день.

2.8. Семья, где два родителя, один  из которых не способен передвигаться,  а второй злоупотребляет спиртным.

2.9. Семья, где два родителя, один  из которых занят полный рабочий  день, а второй злоупотребляет  спиртным.

2.10. Семья, где единственный или оба родителя без объективных причин не занимаются ребенком

  1. Состав семьи
  2. Рабочий день
  3. Проживают ли с вами бабушки, дедушки
  4. Пьют ли родители
  5. Инвалидность, связанная с ограничением передвижения
  6. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно
  7. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он это делает самостоятельно
  8. До которого часа ребенок гуляет и с кем
  9. С кем проживает ребенок

Продолжение приложения 1

1

2

3

3. Дети, находящиеся в социально  опасном положении

3.1.Безнадзорные, совершившие правонарушение.

3.2. Безнадзорные, находящиеся в антисанитарных условиях

1. Употребляет ли ребенок спиртное

2. Употребляет ли ребенок наркотики

3.Состоит ли ребенок на учете  у участкового инспектора

4. Состоит ли ребенок на учете  в КДН

5. Часто ли ребенок приходит  в школу без тетрадей

6. Часто ли ребенок приходит  в школу грязный

7. Голодный ли

8. Жилищные условия

4. Семья, находящаяся в социально опасном положении

4.1. Семья, где ребенок подвергается  жестокому обращению

4.2. Семья, где ребенок совершил правонарушение

4.3. Семья, где родители вовлекают ребенка в употребление спиртного

4.4. Семья, где родители вовлекают  ребенка в употребление наркотиков

4.5. Семья, где родители вовлекают ребенка в занятие попрошайничеством

1. Приходит ли ребенок в школу  с синяками

2. Часто ли ребенок дерется

3. Пьет ли ребенок в присутствии  родителей

4. Употребляет ли ребенок наркотики в присутствии родителей

5. Занимается ли ребенок попрошайничеством


 

 

 

 


Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей