Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.
Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов
2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов
1.1 Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат 1 Microsoft Office Word.docx

— 43.94 Кб (Скачать документ)

Получать пособие  по безработице, участвовать в программах занятости социально незащищенных слоев населения, приобретать новое  профессиональное образование он сможет, только если состоит на учете в службе занятости в официальном статусе безработного гражданина.

В отделе занятости  любой инвалид может получить несколько видов услуг:

· Зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие по безработице;

· Получить помощь в подходящей работе;

· Получение  дополнительного образования или  переквалификация;

· Получение  консультаций;

· Оказание психологической  помощи;

Для каждого  инвалида разрабатывается индивидуальная "Программа профессиональной реабилитации", в которую вносятся данные о:

1. Доступных  и противопоказанных условиях и видах труда;

2. Профессиональная  ориентация профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный  подбор в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

3. Профессиональное  обучение (переобучение);

4. Содействие в трудоустройстве (конкретные мерах содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы;

5. Технические  средства реабилитации для профессионального  обучения (переобучения) или труда.

Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные  службы занятости населения, где  инвалид может получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно  становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен городской банк вакансий от службы занятости населения. Там  же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации. Рынок услуг через  кадровые агентства и агентства  по трудоустройству стал развиваться  уже достаточно давно и сегодня  представляет собой довольно развитую инфраструктуру, в особенности в  крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству  состоит в целевой установке  работы этих учреждений. Кадровые агентства  работают на работодателя, обеспечивая  им подбор необходимого персонала. В  целом, сейчас очень большое число  компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано  на соискателя, за определенную плату  подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как  кадровые агентства, и как агентства  по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват рынка. Объявления в средствах массовой информации, в которых указывается на наличие вакантного рабочего места могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет. Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей ас получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда. [34, с. 74При этом, немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида [28, с. 82] Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества. [20, с. 23]

1.3 Технологии социальной  работы с инвалидами  в сфере занятости  и трудоустройства

Технологии социальной работы с инвалидами, имеющие целью  трудовую интеграцию в общество, в  целом соответствуют общепринятым в науке и практике методам  работы с инвалидами вообще.

Их можно классифицировать следующим образом по нескольким основаниям.

1. По функциям  применения следует выделить  следующие технологии:

Психологические (воздействие специалистов оказывается  на психологические процессы, состояния, функции).

Медико-социальные (объектом воздействия выступает  физическое состояние, связанные с  ним социальные аспекты существования  инвалида).

Социально-психологические (влияющие на процессы в системе  взаимоотношений человек-группа).

Финансово-экономические (позволяют обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).

2. По области  применения выделяются следующие  технологии:

Диагностика (деятельность по распознаванию и анализу социальных проблем и патологий).

Коррекция (система  мероприятий, направленных на исправление  у клиента недостатков педагогического, психологического, социального характера, которые е соответствуют принятым в обществе стандартам).

Реабилитация  инвалидов ("система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение или по возможности более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким  расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация" [36, C.4]). Значительное число инвалидов, которые хотели бы работать, лишено доступа к реабилитационным услугам и возможности трудоустройства. "Это относится ко многим странам. Следуя международно-правовым стандартам, каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалидам возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе".[41, с.119]

Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).

Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).

Технологии социальной реабилитации инвалидов включают совокупность методов и средств, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.

Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции, которая необходима в трудовой деятельности (двигательные навыки и т.д.).

Психологическая реабилитация - воздействие на психическую  сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических  особенностей личности, предполагающая повышение самооценки и умения взаимодействовать  с другими людьми (в том числе, и в процессе трудовой деятельности).

Педагогическая  реабилитация - комплекс мероприятий  воспитательного характера в  отношении инвалидов, направленный на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение дополнительного образования (когда таковое бывает необходимо для решения проблем трудоустройства и занятости инвалида). Важно выработать у инвалида психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

Социально-экономическая  реабилитация - комплекс мероприятий  по денежному обеспечению, создание благоприятной социальной среды  и т. п.

Профессиональная  реабилитация (наиболее важная в аспекте  данной работы) - обучение инвалида доступным  видам труда, предоставление необходимых  индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых  протезов, личных средств передвижения дома, на улице, на работе.

Спортивная и  творческая реабилитация. Благодаря ей исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, конкуренция в процессе трудовой деятельности инвалидов между собой и со здоровыми людьми позволяет преодолеть психологические барьеры и предубеждения.

Социальная реабилитация включает в себя меры по социальной поддержке, т. е. выплаты пособий  и пенсий, надбавок, оказание натуральной  помощи, предоставление льгот, обеспечение  специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы для  инвалидов, которые занимаются поиском  работы. Технологии трудовой реабилитации должны предполагать обязательное включение  в реабилитационные мероприятия  социального окружения.

В соответствии с задачами полноценной и комплексной  трудовой реабилитации инвалидов можно  отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

диагностика уровня психического развития и профессиональных навыков инвалида;

составление индивидуальной комплексной программы профессиональной реабилитации и своевременная ее корректировка;

организация и  проведение учебной и трудовой деятельности;

обучение социального  окружения основам реабилитации;

определение критериев  эффективности реабилитации;

Основные функции  социально-правовой реабилитации таковы:

осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального  окружения;

сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

правовая помощь при трудоустройстве инвалидов  в разъяснении вопросов законодательства;

консультации  юриста.

Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

Использование наглядных пособий

Мини-лекция, сообщение

Методика вопросов и ответов

Мозговой штурм

Дискуссии.

Работа в малых  группах

Обсуждение конкретных случаев

Интервью

Разминки

Ролевая игра

Демонстрация

Моделирование реальной ситуации

Скетч, сценка [25, с. 4]

Два основных направления:

оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние  включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы  и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу. [37, с. 99]

В задачу социально-медицинской  работы входят:

психодиагностика  инвалида с целью прогноза возможности  трудоустройства;

трудовая реабилитация и определение его реабилитационного  потенциала;

составление карт комплексной реабилитации инвалида;

проведение диагностических  мероприятий;

организация необходимой  консультативной помощи специалистов.

Реабилитационная  работа строится на основе программы  реабилитации. Программа реабилитации -- это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

1. В какой  области и по какой специальности хотелось бы работать?

2. Есть ли  соответствующее образование и  опыт работы?

3. Нужно ли  получить дополнительное образование  для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

4. Сколько примерно  человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно  работать?

5. Какой график  работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий  день, свободный график? Допустимы  ли сверхурочные, работа в выходные  и праздничные дни?

6. Работа на  дому обязательно, возможно часть  работы делать на дому, работа  исключительно вне дома?

7. Сколько времени  инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

8. Какая заработная  плата будет наиболее приемлема?

В настоящее  время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно  на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения  должна состоять в том, что специалисты  в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют  трудоустройству и занятости  инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур. Это позволитускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

Информация о работе Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения