Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы будет выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.
Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов
2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
Введение
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов
1.1 Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства
Список литературы
Получать пособие
по безработице, участвовать в программах
занятости социально
В отделе занятости любой инвалид может получить несколько видов услуг:
· Зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие по безработице;
· Получить помощь в подходящей работе;
· Получение
дополнительного образования
· Получение консультаций;
· Оказание психологической помощи;
Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная "Программа профессиональной реабилитации", в которую вносятся данные о:
1. Доступных и противопоказанных условиях и видах труда;
2. Профессиональная
ориентация профессиональное
3. Профессиональное обучение (переобучение);
4. Содействие в трудоустройстве (конкретные мерах содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
5. Технические
средства реабилитации для
Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, где инвалид может получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен городской банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации. Рынок услуг через кадровые агентства и агентства по трудоустройству стал развиваться уже достаточно давно и сегодня представляет собой довольно развитую инфраструктуру, в особенности в крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству состоит в целевой установке работы этих учреждений. Кадровые агентства работают на работодателя, обеспечивая им подбор необходимого персонала. В целом, сейчас очень большое число компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано на соискателя, за определенную плату подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как кадровые агентства, и как агентства по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват рынка. Объявления в средствах массовой информации, в которых указывается на наличие вакантного рабочего места могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет. Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей ас получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда. [34, с. 74] При этом, немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида [28, с. 82] Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества. [20, с. 23]
1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства
Технологии социальной
работы с инвалидами, имеющие целью
трудовую интеграцию в общество, в
целом соответствуют
Их можно классифицировать следующим образом по нескольким основаниям.
1. По функциям применения следует выделить следующие технологии:
Психологические (воздействие специалистов оказывается на психологические процессы, состояния, функции).
Медико-социальные (объектом воздействия выступает физическое состояние, связанные с ним социальные аспекты существования инвалида).
Социально-психологические
(влияющие на процессы в системе
взаимоотношений человек-
Финансово-экономические (позволяют обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).
2. По области
применения выделяются
Диагностика (деятельность
по распознаванию и анализу
Коррекция (система
мероприятий, направленных на исправление
у клиента недостатков
Реабилитация
инвалидов ("система медицинских,
психологических, педагогических, социально-экономических
мероприятий, направленных на устранение
или по возможности более полную
компенсацию ограничений
Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).
Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).
Технологии социальной реабилитации инвалидов включают совокупность методов и средств, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.
Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции, которая необходима в трудовой деятельности (двигательные навыки и т.д.).
Психологическая
реабилитация - воздействие на психическую
сферу инвалида, направленное на развитие
и коррекцию индивидуально-
Педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении инвалидов, направленный на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение дополнительного образования (когда таковое бывает необходимо для решения проблем трудоустройства и занятости инвалида). Важно выработать у инвалида психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.
Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по денежному обеспечению, создание благоприятной социальной среды и т. п.
Профессиональная реабилитация (наиболее важная в аспекте данной работы) - обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома, на улице, на работе.
Спортивная и творческая реабилитация. Благодаря ей исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, конкуренция в процессе трудовой деятельности инвалидов между собой и со здоровыми людьми позволяет преодолеть психологические барьеры и предубеждения.
Социальная реабилитация включает в себя меры по социальной поддержке, т. е. выплаты пособий и пенсий, надбавок, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы для инвалидов, которые занимаются поиском работы. Технологии трудовой реабилитации должны предполагать обязательное включение в реабилитационные мероприятия социального окружения.
В соответствии с задачами полноценной и комплексной трудовой реабилитации инвалидов можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
диагностика уровня психического развития и профессиональных навыков инвалида;
составление индивидуальной
комплексной программы
организация и проведение учебной и трудовой деятельности;
обучение социального
окружения основам
определение критериев эффективности реабилитации;
Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;
сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;
правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;
консультации юриста.
Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:
Использование наглядных пособий
Мини-лекция, сообщение
Методика вопросов и ответов
Мозговой штурм
Дискуссии.
Работа в малых группах
Обсуждение конкретных случаев
Интервью
Разминки
Ролевая игра
Демонстрация
Моделирование реальной ситуации
Скетч, сценка [25, с. 4]
Два основных направления:
оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу. [37, с. 99]
В задачу социально-медицинской работы входят:
психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;
трудовая реабилитация
и определение его
составление карт комплексной реабилитации инвалида;
проведение диагностических мероприятий;
организация необходимой консультативной помощи специалистов.
Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации -- это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.
Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:
1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?
2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?
3. Нужно ли
получить дополнительное
4. Сколько примерно
человек должно быть в
5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?
6. Работа на
дому обязательно, возможно
7. Сколько времени
инвалид готов тратить на
8. Какая заработная
плата будет наиболее
В настоящее
время специалисты все больше
склоняются к тому, что остро встает
вопрос о необходимости создания
специальных отделений, деятельность
которых будет направлена исключительно
на профессиональную и социальную реабилитацию
инвалидов. Особенность отделения
должна состоять в том, что специалисты
в отделении проводят целенаправленную
профессиональную подготовку и содействуют
трудоустройству и занятости
инвалидов в комплексе с