Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый
(«импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных
«приливов» и «отливов» агрессивного поведения.
Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.
Соответственно, общим законам
подчиняются и механизмы
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Влияние наказания на человеческое
поведение чрезвычайно
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.
В настоящее время, подавляющее
большинство исследователей признает,
что применяемое по отношению
к детям наказание (особенно физическое)
выступает как модель агрессивного
поведения. Во многих случаях агрессия
в виде наказания не осуждается окружающими.
В результате оно способствует не
столько преодолению агрессии, сколько
вызывает ее трансформацию и побуждает
ребенка к поиску приемлемых оправданий
совершенных агрессивных
Агрессивность и жестокость
в воспитании детей формирует
людей малообразованных, не умеющих
трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, гражданами своей страны,
ведет к воспроизводству
А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [30, c.108]: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь.
Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим».
Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные
отношения в семье и
Социальный портрет
. рост числа семей с
1-2 детьми, когда практически не
воспроизводится
. уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);
. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 –
4,6; 1997 г. – 3,79).
. снижение суммарного
коэффициента рождаемости
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.
Социальная динамика современной
семьи характеризуется
В рамках этих кризисных
явлений укорачивается период полноценной
и оптимальной семейной социализации,
ослабляется роль родительского
авторитета, нарушаются ценности устойчивой
полной семьи как социальной нормы.
В целом это приводит к тому,
что семья утрачивает свой социализирующий
потенциал по выхаживанию и воспитанию
детей. По мнению ведущих как отечественных,
так и зарубежных специалистов, занимающихся
ключевыми проблемами сохранения семьи,
описанные социологические
В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание
(невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
. сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;
. гибкие, открытые взаимоотношения
между младшими и взрослыми
членами семьи с определенными
«образцами» отношений и
. сохранные, эмоционально
теплые связи между
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:
. с отцом (отчимом), который
находится на периферии
. семья с разъединенными,
конфликтно существующими
. семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.
В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться
«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе
(проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:
. общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
. в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
. активное нежелание членов
семьи обсуждать
. по отношению к семейным
проблемам легко возникают
. часто наблюдается тенденция
разрешать возникающие
. постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;
. между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.
Во многом это определяет
и невербальную сторону семейных
отношений. В таких семьях дети переживают
тревогу перед
Для распавшейся семьи
характерно соединение неприязненных
отношений с застывшими, уходящими
в прошлое конфликтами. Такая
ситуация утяжеляется в тех случаях,
если поведение ребенка, связанное
с употреблением алкоголя или
наркотиков, помогает сохранить замкнутый,
конфликтный круг отношений, т.к. за
этим может стоять неосознаваемое ребенком
желание восстановить распавшиеся
отношения. В подобных случаях дети
и подростки могут прибегать
к использованию наркотиков для
своеобразного «шантажа» и
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
. сочетание затяжных, конфликтных
внутрисемейных отношений с
. нарастающая социальная
изоляция с выключением семьи
из доверительных или
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
. разъединенность и
. заброшенность и насилие;
. чувство вины и стыда за поведение членов семьи.
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими.
В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Большой интерес для исследования
агрессивности ребенка как
Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.
При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный психолог,2000г.,[18, №27]:
. первое место заняли
запреты (предъявляемые
. второе место – запреты,
связанные с безопасностью
. третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;
. четвертое место –
запреты нравственного
Формирующаяся под воздействием
тоталитарного сознания взрослых двойная
идентификация ребенка (когда есть
разделение «я для себя» и «я для
семьи») оказывается мощной основой
для внутреннего отчуждения ребенка
от семьи. И даже при сохранении высокой
эмоциональной привязанности
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий
стиль» воспитания, ориентированный
на воспитание детского послушания, приводит
к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая
для него маловероятными размышления
о своих действиях или
Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы