Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

жест.обр.с.детьми.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

 

Импульсивная агрессия –  обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно  возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый

(«импульсный») характер, возникая  как бы «волнами», в виде  своеобразных

«приливов» и «отливов»  агрессивного поведения.

 

Аффективная агрессия –  чисто эмоциональный феномен, практически  полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной  формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой  наиболее впечатляющий, но и самый  бессмысленный вид агрессии. Это  то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее  немедленных, любой ценой, жертв  и разрушений.

 

Соответственно, общим законам  подчиняются и механизмы формирования агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого  исследователями «строгим стилем»  воспитания. Колосова С. Агрессия и  агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].

 

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия  на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

 

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с  агрессией.

 

Выявлена тесная связь  между родительским воздействием и  проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами  той ситуации, где оно имело  место, а сдерживающий эффект наказания  проявляется в границах узкого круга  обстоятельств.

 

В настоящее время, подавляющее  большинство исследователей признает, что применяемое по отношению  к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько  вызывает ее трансформацию и побуждает  ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

 

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует  людей малообразованных, не умеющих  трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия  и жестокости в обществе. Эскалация  физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так

А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [30, c.108]: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь.

Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете  ему почувствовать себя беспомощным  и никчемным, неспособным быть «хорошим».

Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных  опрометчивых действий, о которых  ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться  за его счет».

 

 

Глава 2. Жестокое обращение  в семье и школе

 

 

2.1 Вербальные и невербальные  отношения в семье и психологическая  заброшенность

 

Социальный портрет современной  семьи в развитом обществе характеризуется  достаточно устойчивыми тенденциями:[2]

 

. рост числа семей с  1-2 детьми, когда практически не  воспроизводится репродуктивная  функция семьи;

 

. уменьшением числа ежегодно  заключаемых браков (1990 год –  8,9 в перерасчете на 1000 населения;  в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);

 

. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в  1995 –

 

4,6; 1997 г. – 3,79).

 

. снижение суммарного  коэффициента рождаемости сократился  с 2,0 до 1,28 и рост доли однодетных  семей с 29,7% до 31%.

 

В соответствии с динамикой  разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем  с детьми до 18 лет.

 

Социальная динамика современной  семьи характеризуется негативными  тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся  в особо трудных жизненных  обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную  депривацию детей и жестокое обращение с ними.

 

В рамках этих кризисных  явлений укорачивается период полноценной  и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского  авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий  потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального  семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.

 

В основе динамики семьи, как  основного фактора жестокого  обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия  на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание

(невербальные отношения).

 

Для здоровой семьи характерна:

 

. сильная родительская  позиция с четкими семейными  правилами;

 

. гибкие, открытые взаимоотношения  между младшими и взрослыми  членами семьи с определенными  «образцами» отношений и поведения;

 

. сохранные, эмоционально  теплые связи между поколениями,  которые составляют основу «семейной  памяти».

 

Опору семьи создают взаимно  солидарные и поддерживающие друг друга  родители. Они же обеспечивают и  чувство безопасности для детей.

 

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:

 

. с отцом (отчимом), который  находится на периферии семейного  поля;

 

. семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;

 

. семья с хронической  неприязнью между отдельными  членами семьи, родственниками  по материнской и отцовской  линиям.

 

В таких семьях часто наблюдаются  проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами  нарушения со стороны здоровья, поэтому  могут наблюдаться

«хронические, трудно излечимые  заболевания». Характерные черты  поведения и вербальных отношений  взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе

(проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

 

. общение между ними  находится на низком уровне, в  нем отсутствуют забота, юмор, радость  от общения;

 

. в межличностных отношениях  доминируют разъединение, неприязнь,  взаимное перекладывание вины;

 

. активное нежелание членов  семьи обсуждать внутрисемейные  проблемы с кем- либо из окружающих, поэтому семья активно избегает  поддержки со стороны школы,  служб социальной защиты, просто  соседей;

 

. по отношению к семейным  проблемам легко возникают состояния  тревоги и паники;

 

. часто наблюдается тенденция  разрешать возникающие проблемы  на эмоциональном уровне;

 

. постоянно проявляется  несоответствие между словами  и действиями;

 

. между одними посланиями  со стороны родителей типа: «Я  тебя люблю» и другими –  отталкивающими: «Уйди, надоел, не  мешайся», что вызывает противоречивость  чувств и реакций со стороны  ребенка.

 

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью  будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время  на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто  проецируют причину ссор на себя. С  началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся  ребенок может начинать выступать  с одним из родителей против другого.

 

Для распавшейся семьи  характерно соединение неприязненных  отношений с застывшими, уходящими  в прошлое конфликтами. Такая  ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное  с употреблением алкоголя или  наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся  отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать  к использованию наркотиков для  своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.

 

Для асоциальной семьи  с наркологическими проблемами и  противоправным поведением членов семьи  характерны:

 

. сочетание затяжных, конфликтных  внутрисемейных отношений с криминологической  и наркологической отягощенностью;

 

. нарастающая социальная  изоляция с выключением семьи  из доверительных или поддерживающих  отношений с другими семьями  в доме, микрорайоне.

 

Дети, проживающие в такой  семье, испытывают различные формы  психологического давления:

 

. разъединенность и эмоциональное  отвержение со стороны родителей;

 

. заброшенность и насилие;

 

. чувство вины и стыда  за поведение членов семьи.

 

Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи  и моральными требованиями, правилами  поведения вне семьи – в  школе, в общении с другими.

В такой ситуации дети стремятся  перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения  с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

 

Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора  определяющего жестокость в обращении  с ребенком представляют ответы детей  младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?».

Эти ответы определенным образом  характеризуют стиль семейного  воспитания.

При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и  агрессивность// Школьный психолог,2000г.,[18, №27]:

 

. первое место заняли  запреты (предъявляемые преимущественно  матерями), оберегающие вещи и  порядок в доме;

 

. второе место – запреты,  связанные с безопасностью ребенка;

 

. третье место – охрана  покоя взрослых и особенно  отцов;

 

. четвертое место –  запреты нравственного характера,  касающиеся как внутрисемейных  отношений, так и правил поведения  (например, не рвать книги, не  ломать деревья, не разговаривать  грубо).

 

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная  идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для  семьи») оказывается мощной основой  для внутреннего отчуждения ребенка  от семьи. И даже при сохранении высокой  эмоциональной привязанности ребенка  к родителям, им крайне трудно транслировать  свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.

 

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной  семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку  представляют собой крайнее выражение  психологического насилия.

 

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный  на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка  повышенной эмоциональности, делая  для него маловероятными размышления  о своих действиях или восприятие новой информации о моральных  принципах.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы