Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
. совершение преступлений.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.
Существует концепция
фрустрации – агрессии, которая
разрабатывалась многими
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;
. частое достижение успеха агрессией;
. культурные и субкультурные нормы;
. темперамент,
По данным многочисленных
исследований, в большинстве случаев
насилие происходит с целью установления
власти и контроля над жертвой (ребенка),
а не с целью получения
Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.
Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других
(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.
Заключение
В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.
Под физическим насилием понимается,
не только нанесение ребенку родителями
или лицами, их заменяющими, воспитателями
или другими какими-либо лицами физических
травм, различных телесных повреждений,
которые причиняют ущерб
Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.
Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Семья занимает важное место
в формировании личности ребенка, поэтому
одним из проявлений жестокого обращения
с детьми является отсутствие любви
к ребенку в семье, в первую
очередь это относится к
Любой вид жестокого обращения
с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет
одно - ущерб здоровью ребенка или
опасность для его жизни. Отрицательными
последствиями для здоровья являются:
потеря или ухудшение функции
какого-либо органа, развитие заболевания,
нарушение физического или
Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Практически все дети, пострадавшие
от жестокого обращения и
Список литературы
1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997
3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000
4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995
5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001
7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997
9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,
1993
10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997
12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",
№3, 1995
13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.
Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998
14. Захарьева И.А. Нет
Насилию! (Анализ проблемы насилия
и его профилактики среди
2000
15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998
16. Каган В.Е. Семейные
и половые установки у
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера;
Юрайт, 2001
18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-
28
19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997
20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5,
1998
21. Курасова Н.В. Сексуальное
насилие в семье: К вопросам
диагностики психологических
22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //
Детский практический психолог, №7, 1995
23. Мельниченко С.А.
24. Меньшикова Е.С. Жестокое
обращение с детьми и его
возможные отдаленные
25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //
Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999
26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995
27. Нагаев В.В. Преступления
против половой
28. Насилие, агрессия, жестокость.
Криминально-психологическое
29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001
30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И.
Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996
31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал
"Детский практический психолог", №7, 1995
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой
Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997
33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –
Ярославль, Филинъ, 1996
34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и педагогика, 1993
35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное образование, №5, 1995
36. Сборник тезисов международной
конференции: Подростки и
Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы