Аналитический учет и движение основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений. В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.

Работа состоит из  1 файл

рамка.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

1

2

Субсчет 105 « Транспортные средства»

Транспортные средства

Субсчет 106 «Инструменты, приспособления и инвентарь»

Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)

Субсчет 107 «Рабочий и  продуктивный скот»

Рабочий и продуктивный скот

Субсчет 108 «Многолетние насаждения»

Многолетние насаждения

Субсчет 109 «Прочие основные средства»

Прочие основные средства

Счет 11 «Прочие необоротные  материальные активы»

Субсчет 111 «Библиотечные  фонды»

Библиотечные фонды

Субсчет 112 «Малоценные  необоротные материальные активы»

Малоценные необоротные  материальные активы, со сроком полезного использования более одного года

Субсчет 113 «Временные (не титульные) сооружения»

Временные (не титульные) сооружения в эксплуатации

Субсчет 114 «Природные ресурсы»

Приобретенные природные  ресурсы для последующей добычи (нефти, газа и т.п.)

Субсчет 115 «Инвентарная тара»

Инвентарная тара

Субсчет 116 «Предметы  проката»

Предметы проката

Субсчет 117 «Прочие необоротные  материальные активы»

Прочие необоротные  материальные активы


 

В налоговом учете  в соответствии с пп. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона о прибыли основные фонды подлежат рассмотрению по таким группам:

- группа 1 – здания, сооружения, их структурные компоненты и  передающие устройства, в том  числе жилые дома и их части  (квартиры и места общего пользования);

- группа 2 – автомобильный  транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель; бытовые, электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, включая электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, другое конторское (офисное) оснащение, оборудование и принадлежности к нему;

- группа 3 – любые другие  основные фонды, не включенные  в группы 1 и 2.

Кроме того, с 01.01.98 г. введен в действие Государственный классификатор  Украина «Классификация основных фондов» – ДК 013-97 (КОФ), утвержденный приказом государственного комитета Украины по стандартизации метрологии и сертификации № 507 от 19.07.97 г.

КОФ предназначен для  использования в автоматизированных системах управления для решения  следующих заданий:

- организации систематического  учета и отчетности по основным  средствам;

- определение норм  амортизации и отнесение амортизационных  отчислений на расходы;

- проведение переписи, оценки и переоценки структуры  и состава основных средств;

- предоставление статистической отчетности;

- определение таких  расчетных экономических показателей,  как фондоемкость, фондоотдача и  т.п.

Кроме этих, существуют и  другие признаки классификации основных средств. Например, по сфере применения (бывают промышленно-производственные и непроизводственные основные средства), по принадлежности (собственные и арендованные), по роли (активные и пассивные), по степени использования (действующие, находящиеся в запасе, не консервировании, сданные в аренду) и др.

 

 

 

1.3 Документальное оформление  аналитического  учета и движения основных средств

 

 

 

Единицей учета основных средств является каждый объект. Согласно П(с)БУ 7 объект основных средств – это законченное устройство, со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разного предназначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, руководства управления и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу, только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их перемещение внутри предприятия, выбытие с предприятия и предоставить достаточные данные для осуществления контроля за сохранностью и правильным использованием каждого объекта основных средств.

Поступление основных средств  на предприятие сопровождается открытием  инвентарных карточек их учета, присвоением  им инвентарных номеров и проведением  необходимых записей в регистрах  аналитического учета.

Инвентарный объект – полностью укомплектованный пригодный к использованию объект, которому присвоен инвентарный номер и который закреплен за материально-ответственным лицом.

Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета  основных средств. В карточках указывается название объекта, его инвентарный номер и первоначальная стоимость, краткая техническая характеристика и место эксплуатации объекта. Из инвентарных карточек создается картотека.

Заведенная инвентарная  карточка регистрируется бухгалтером  в «Описи инвентарных карточек». Закрепление объекта за материально-ответственным лицом производится в «Списке объектов по месту эксплуатации», который ведется в двух экземплярах.

В целях сохранности  каждый инвентарный объект нумеруется по порядково-серийной системе, т.е. ему присваивается инвентарный номер, который наносится несмываемой краской. Он проставляется во всех документах, которыми оформляется движение этого объекта в течение всего срока службы объекта на данном предприятии.

Все операции по движению основных средств оформляются актами, которые заполняются комиссией. Комиссия создается по приказу директора предприятия как постоянно действующая.

Приемка объекта в  состав основных средств производится в момент приема его в эксплуатацию, при этом составляется акт типовой формы ОЗ-1 «Приемки-передачи основных средств». Акт составляется по каждому принимаемому объекту. Оформление приемки нескольких одинаковых объектов одним актом возможно при условии, что они передаются под ответственность одного и того же лица.(Приложение

В акте указывается наименование, место эксплуатации объекта, год  выпуска, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика. К акту прилагается техническая  документация. Бухгалтер указывает  в акте первоначальную стоимость  объекта, сумму износа, если он ранее находился в эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер, номер заведенной на него инвентарной карточки.

Передача объекта в  другой цех или другое подразделение  также оформляется актом по форме  ОЗ-1. При этом в инвентарной карточке на основании этого акта делается отметка о передаче объекта.

Приемка и передача объекта  в ремонт или на реконструкцию  отражается «Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов» (ОЗ-2). Этот акт подписывается комиссией, в состав которой входят и представители ремонтной организации.(Приложение

Передача объекта в  аренду и принятие его обратно  оформляется актом по форме ОЗ-1.

Операции продажи и  безвозмездной передачи объектов также  оформляются актами по форме ОЗ-1. Он составляется в двух экземплярах: один остается на данном предприятии, а другой – у принимающей стороны. В этом акте указывается стоимость реализации или передаточная стоимость объекта основных средств.

Операции по ликвидации (демонтажу) объекта оформляются «Актом о списании основных средств» по форме ОЗ-3. В нем указываются наименование объекта, его инвентарный номер, первоначальная стоимость, сумма износа, техническое состояние и причины ликвидации. К акту на списание прикладываются накладные на оприходование драгоценных металлов, лома, ветоши, дров и запасных частей по ценам возможного использования.(Приложение

При списании автотранспортных средств  комиссия заполняет «Акт о списании автотранспортных средств» по форме  ОЗ-4.

При списании и выбытии объектов основных средств акты являются основанием для бухгалтерии отразить на счетах и изъять объекты из аналитического учета.

Синтетический учет основных средств  ведется на активном счете 10 «Основные  средства». По дебету этого счета  отражается принятие на баланс основных средств по первоначальной стоимости, а также увеличение первоначальной стоимости (до оценка). По кредиту счета 10 отражается выбытие объектов по первоначальной стоимости, а также ее уменьшение (уценка, частичная ликвидация). Сальдо по счету 10 означает первоначальную стоимость числящихся на балансе основных средств. Счет 10 имеет 9 субсчетов, названия их повторяют классификацию основных средств по видам.

Основные средства поступают на предприятие:

1. как приобретенные за плату  у поставщиков и подрядчиков;

2. в результате строительства  хозяйственным или подрядным  способом;

3. изготовленные в собственном  производстве;

4. внесенные учредителями в уставный  капитал;

5. полученные безвозмездно;

6. полученные в результате обменных  операций на подобные и неподобные активы;

7. обнаруженные по результатам  инвентаризации как ранее неучтенные.

При покупке и создании основные средства зачисляются на баланс предприятия  по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость –  историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Для учета затрат, связанных с  приобретением или созданием  основных средств, будет использоваться счет 15 «Капитальные инвестиции» субсчет 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».

Первоначальная стоимость основных средств, созданных хозяйственным  способом, определяется как сумма  прямых и накладных расходов, непосредственно связанных с их изготовлением.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный капитал  предприятия, признается согласованная  учредителями (участниками) предприятия  их справедливая стоимость. Взнос в  уставный капитал предприятия оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 10 «Основные средства»

Кт 46 «Неоплаченный капитал»

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных основных средств равна  их справедливой стоимости на дату получения.

В бухгалтерском учете будет  сделана запись:

Дт 10 «Основные средства»

Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные  активы».

Дополнительно понесенные при этом затраты на транспортировку и  подготовку объекта основных средств  к эксплуатации также включается в его первоначальную стоимость.

Основные средства могут попасть на предприятие и в результате обменных операций или обмена с частичной оплатой денежными средствами. В соответствии с П(с)БУ 7 в этих случаях оценка основных средств зависит от того, имел ли место обмен подобными или неподобными объектами.

Подобные объекты – объекты, которые имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость.

Согласно п. 33 П(с)БУ 7 объект основных средств исключается из активов (списывается с баланса) в случае его выбытия в результате:

- продажи;

- безвозмездной передачи;

- несоответствия критериям  признания активом.

Финансовый результат  при выбытии основных средств  определяется как разница между  доходами от выбытия (за минусом косвенных  налогов и затрат, связанных с  выбытием) и их остаточной стоимостью. Регистры аналитического учета выбывших основных средств прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия основных средств.

В случае частичной ликвидации объекта основных средств его  первоначальная (переоцененная) стоимость  и износ уменьшаются, соответственно, на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта.

 

 

 

1.4 Отображение  в учете движения основных средств

 

 

 

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, предусмотрен синтетический счет 10 «Основные средства». На этом счете учитывают собственные или полученные в финансовую аренду основные средства и арендованные целостные имущественные комплексы, отнесенные к составу основных средств, а также объекты инвестиционной недвижимости.

Информация о работе Аналитический учет и движение основных средств