Аналитический учет и движение основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений. В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.

Работа состоит из  1 файл

рамка.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

По дебету счета 10 отражают поступление основных средств, сумму расходов, связанную с улучшением основных средств, и сумму их до оценки. Поступление основных средств может осуществляться путем приобретения, создания, безвозмездного получения. Улучшением основных средств считают модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование и реконструкцию.

По кредиту счета 10 отражают выбытие основных средств путем продажи, безвозмездной передачи или из-за несоответствия критериям признания активом, а также в случае частичной ликвидации основных средств, и сумму их уценки.

Счет 10 имеет следующие  субсчета:

- 100 «Инвестиционная недвижимость»  — ведется учет наличия и  движения объектов ИН;

- 101 «Земельные участки»;

- 102 «Капитальные затраты  на улучшение земель»;

- 103 «Здания и сооружения»;

- 104 «Машины и оборудование»;

- 105 «Транспортные средства»;

- 106 «Инструменты, приборы  и инвентарь»;

- 107 «Животные»;

- 108 «Многолетние насаждения»;

- 109 «Прочие основные  средства».

 

Таблица 2- Основные бухгалтерские проводки по учету основных средств

 

№ п/п

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Введены основные средства в хозяйственный оборот

10

15

2

Внесены основные средства в уставный капитал

10

46

3

Безвозмездно получены основные средства

10

424

4

Произведена до оценка первоначальной стоимости основных средств

10

423

5

Переведены основные средства в состав необоротных активов, предназначенных для реализации

286

10

6

Списана сумма износа основных средств

131

10

7

Списана остаточная стоимость основных средств

976

10


 

 

1.5 Контроль за использованием основных средств.

 

 

 

Важным условием повышения эффективности производства является обеспечение сохранности  и рационального использования  основных средств. Поэтому в программы  аудиторских проверок и ревизий  включают задания по проверке операций с основными средствами.

Задачи контроля основных средств:

- проверка их сохранности  и технического состояния;

- законности и правильности  документального оформления операций  по поступлению, перемещению и  выбытию;

- правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства;

- правильности начисления  и списания износа основных  средств;

- правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета  операций по поступлению, перемещению  и выбытию основных средств;

- выполнения  плана ремонтов, их своевременности и качества.

Источниками контроля операций по учету основных средств  считаются первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.

Обеспечение сохранности  основных средств в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета  основных средств, нужно убедиться  в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально-ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, что снижает  трудоемкость учетной работы, дает возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учетный процесс, а также значительно  расширить информацию об отдельных объектах основных средств. В карточке приводятся все необходимые данные: дата ввода объекта в эксплуатацию, его инвентарный номер, стоимость, сведения о перемещении объекта и его ликвидации, о количестве и стоимости ремонтов и др. Т.о, в ней накапливается информация об объекте с момента его поступления в хозяйство до выбытия. Ревизор или аудитор должен проверить правильность ведения карточек индивидуального и группового учета основных средств, а также карточек учета их движения. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение предотвращает замену одноименных новых предметов старыми, а также необходимо для получения полной и объективной информации о состоянии и использовании того или иного объекта основных средств.

Далее необходимо проверить полноту и достоверность  инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно  сопоставить данные описей инвентарных  карточек по учету основных средств  по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки, и предложить восстановить аналитический объектный учет основных средств.

Проверяется также  достоверность данных о наличии  и движении основных средств по классификационным  группам. Для этого сопоставляют сумму, полученную путем сложения стоимости  объектов, проставленной и инвентарных  карточках, с показателями карточки учета движения основных средств какой-либо классификационной группы. Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета основных средств их остатку по синтетическому счету 10 “Основные средства” на определенные даты. Для этого суммы остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическому счету 10 «Основные средства» в Главной книге. При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия (не доначисление или излишнее начисление амортизации) и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Необходимо убедиться  в достоверности данных инвентарных  карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, которые подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение инвентаризации основных средств работниками предприятия. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Инвентаризация  основных средств является обязательной ежегодной процедурой бухгалтерского учета. Кроме того, инвентаризация может проводиться по инициативе:

- учредителей  предприятия;

- контролирующих  организаций;

- судебных и  правоохранительных органов.

Состав инвентаризационной комиссии варьирует в зависимости от того, по чьей инициативе проводится инвентаризация.

В Приказе о  проведении инвентаризации указывается  состав комиссии и характер инвентаризации (сплошная, выборочная, плановая, внезапная).

Накануне проведения инвентаризации бухгалтер уточняет учетные данные об объектах основных средств (по инвентарным карточкам и спискам в разрезе материально-ответственных лиц).

В результате инвентаризации производится сверка фактического наличия  объектов с учетными данными с  сопоставлением инвентарных номеров. В результате инвентаризации составляются инвентаризационные описи в разрезе подразделений и цехов, а также материально-ответственных лиц.

По тем позициям, по которым обнаружены расхождения  с учетными данными составляется сличительные ведомости. По каждому  факту расхождения берется объяснительная с материально-ответственного лица. Затем комиссия выясняет причины обнаруженных излишков и недостач, отражает свои выводы в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте инвентаризации.

Затем по предприятию  издается приказ о результатах инвентаризации, которые содержит требования оприходования излишних объектов и порядка списания недостающих объектов.

На каждый приходуемый  и списываемый объект составляется отдельный акт по форме ОЗ-1. В  бухгалтерском учете излишки приходуются как доход, а недостачи списываются в зависимости от того обнаружен виновник или нет.

 

 

1.6 Автоматизированная обработка учетных данных по основным средствам.

 

 

 

 Ведение учета  основных средств  в большинстве  компьютерных  программ  является отдельной  составляющей  частью учета необоротных активов  предприятия. Это обусловлено универсальностью форм  первичных документов ,которые  используются  для ведения  учета  основных средств ,нематериальных активов, других необоротных  материальных активов  и  инвестиций предприятия; сходством методики ведения учета , отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, проведения расчетов. Для решения данных учетных задач используют идентичные  первичные документы, содержание  которых  отличаются значениями  счетов учета методов начисления амортизации, вида  растрат по амортизации и эксплуатации данных   активов предприятия. Именно   потому  учет основных средств будет рассмотрен  исключительно как составляющая часть учета необоротных активов предприятия.

Ведение учета  необоротных  активов  предприятия должно  обеспечивать решение таких задач:

  • Определение перечня необоротных активов, которые  удерживаться на балансе предприятия, контроль их  использования.
  • Начисление  амортизации  на необоротные  активы предприятия  соответственно  до принятой на производстве  учетной политики.
  • Определение  суммы  доходов и расходов предприятия при использовании операции ликвидации   и реализации необоротных активов.
  • Информирование  руководства  предприятия по наличии, положения и эффективности использования необоротных активов производства.

Ведение  учета основных средств  с использованием современных  учетных систем основывается на таких  началах:

  • Неизменность учетной политики  по учету  необоротных активов в течении отчетного периода.
  • Сочетание финансового и  налогового учета необоротных активов в пределах одной компьютерной информационной  системы с использованием  параллельного  ведения учета.
  • Унификация структуры  информации, что использоваться  при ведение учета необоротных активов в пределах  отдельного предприятия.
  • Обеспечение  постоянного контроля за положением и использованием необоротных активов  в пределах  отдельного предприятия  как при  осуществлении  операций с необоротными активами, так и при исполнении  регламентных  операций компьютерной учетной системы.

Особенностями  использования  компьютерной формы  учета  при  ведении  учета  необоротных активов  есть одновременное  ведение  налогового и финансового  учета  хозяйственных  операций, которые были выполнены с необоротными активами. Существенным есть использование вне балансовых  счетов, предназначенных для ведения налогового учета основных средств, нематериальных активов   и основных средств , и учитываться в составе запасов предприятия. В отдельных  случаях  в компьютерно  учетных   программах  используют  вне балансовые счета, предназначенные  для ведения учета  отдельных необоротных активов, за действующих  в отдельных  операциях , как от переданных и полученных  в аренду необоротные активы ,переданные  к статутному  капиталу другим  предприятием необоротных активов, суммы переоценки  необоротных активов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Расчетная часть

2.1 Приказ об учетной политике  предприятия

Под учетной политикой, подразумевают выбранное предприятие, совокупность принципов, методов  и процедур используемые для составления и предоставления финансовой отчетности.

К способам ведения финансового  учета  относиться прием организации  документа-оборота, инвентаризация, способы  применения счетов бухгалтерского учета, методы оценки и факторы хозяйственной деятельности.

Учетная политика предприятия  формирируеться  ее руководителем  и подлежит оформлению с помощью  соответствующих организационно  распорядительной документацией(Приказ об учетной политики на предприятии)

Учетная политика формирируеться на выборе одного из способов ведения  и организации финансового учета  из нескольких допускаемых законодательных  актов и нормативных актов  введенными в Украине.

Руководитель предприятия  утверждает для введения в учетной политике следующее:

  • форму и методы учета;
  • рабочий план счетов;
  • технологию обработки учетной информации;
  • систему учета, отчетности и контроля хозяйственной деятельности предприятия;
  • порядок провидения инвентаризации;
  • порядок оценки ТМЦ;
  • метод списания ТМЦ на затраты производства;
  • порядок распределения прибыли ;
  • образование фондов и резервов;
  • методика начисления амортизации;
  • права работников на подпись документа.

Информация о работе Аналитический учет и движение основных средств