Методика рейтинговой оценки финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание

Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапе комплексного экономического анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка); и на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа (окончательная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации.

Содержание

Введение 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Общее понятие финансового состояния организации 6
2. Сущность, цели и методы финансового анализа 10
3. Рейтинговая оценка финансового состояния организации 17
1. Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 20
1. Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 21
2. Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода 24
3. Методика Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой 25
4. Методика Г.В. Савицкой 26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. Краткая характеристика исследуемых предприятий 27
4.1 ОАО «Свердловэнерго» 27
4.2 ОАО «Белгородэнерго» 28
5. Рейтинговая оценка исследуемых предприятий 31
5.1 Расчет показателей рейтинговой оценки 31
5.2 Расчет итогового показателя рейтинговой оценки 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая комплексный анализ[1].doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

     В целях достижения более точной рейтинговой  оценки необходимо соблюдать следующие  правила: 

  1. Финансовые  коэффициенты должны быть максимально  информативными и давать целостную  картину устойчивости финансового  состояния фирмы.
  2. Финансовые коэффициенты, в основном, должны иметь одинаковую направленность (рост коэффициента означает улучшение финансового состояния).
  3. Все финансовые коэффициенты должны иметь нормативный уровень или диапазон изменений.
  4. Финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчётности фирм.
 

Методика  рейтинговой оценки имеет ряд  преимуществ: 

    1. Методика  базируется на комплексном, многомерном  подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние  фирмы.
    2. Рейтинговая оценка финансовой деятельности осуществляется на основе данных публичной отчётности фирмы по важнейшим показателям финансовой деятельности.  Это делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии организации всем участникам экономического процесса, оценить результативность и объективность самой методики. Для этого используются важнейшие показатели финансового состояния, применяемые на практике.
    3. Рейтинговая оценка сравнительная, учитывающая реальные достижения конкурентов.
    4. Для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки деятельности организации, прошедшей апробацию на практике.

     Рассмотрим  одну из широко используемых методик комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния организации, основанную на теории и методике финансового анализа в условиях рыночных отношений. Это сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния организации; расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) организаций по рейтингу.

     В общем виде алгоритм сравнительной  рейтинговой оценки финансового состояния организации следующий:

  1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, ..., m), а по столбцам - номера организаций (j = 1, 2, 3, ..., n).
  2. По каждому показателю находится лучшее значение (аi), которое заносится в столбец условной эталонной организации (m + 1).
  3. Исходные показатели матрицы (аij) стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонной организации по формуле:
 

 

     xij = aij / ai 

     где x1j, x2j, ...,xnj - стандартизированные показатели j-й организации. 

  1. Для каждого  анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:
 

    где Rj - рейтинговая оценка для j-гo предприятия; x1j, x2j, …, xnj,   - стандартизованные показатели j-го анализируемого предприятия. 

  1. Организации ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки:

     Наивысший рейтинг имеет организация с  минимальным значением сравнительной  рейтинговой оценки. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений по количеству сравниваемых показателей и организаций нет.

     Указанный алгоритм получения рейтинговой  оценки финансового состояния организации  может применяться для сравнения  организаций на дату составления  баланса или в динамике.

     Предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, проводимую по результатам его текущей и предыдущей деятельности.

     Также одним из методов рейтинговой оценки является метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия Р. С. Сайфулина, Г. Г. Кадыкова. 

     К = 2К1+ 0,1К2 + 0,08К3+ 0,45К4 + К5, 

где  К1 - коэффициент обеспеченности собственными средствами (К1 >> 0,1);

     К 2 - коэффициент текущей ликвидности (К2 >> 2);

     К 3 - интенсивность оборота авансируемого  капитала, характеризующая объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных  в деятельность предприятия (К2 >> 2,5);

     К 4 - коэффициент менеджмента, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к выручке; К5 - рентабельность собственного капитала (К5 >> 0,2).     

     При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным  уровням рейтинговое число будет  равно 1. Финансовое состояние предприятий  с рейтинговым числом менее 1 характеризуется  как неудовлетворительное. 

     3.1 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 

     Учитывая  многообразие финансовых процессов, множественность  показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических  оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости предприятий, проводится интегральная балльная оценка.

     Сущность  методики комплексной (балльной) оценки финансового состояния организации  заключается в классификации  организаций по уровню финансового риска, то есть любая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов. Оценка рисков и финансовой устойчивости с помощью относительных показателей осуществляется посредством анализа отклонений от рекомендуемых значений.

    1-й  класс (100–97 баллов) — это организации  с абсолютной финансовой устойчивостью  и абсолютно платежеспособные.

    2-й  класс (96–67 баллов) — это организации нормального финансового состояния.

    3-й  класс (66–37 баллов) — это организации,  финансовое состояние которых  можно оценить как среднее. 

    4-й  класс (36–11 баллов) — это организации  с неустойчивым финансовым состоянием.

    5-й класс (10–0 баллов) — это организации с кризисным финансовым состоянием.

     Расчет  коэффициентов представлен в  приложении в таблице 1, а интегральная балльная оценка финансового состояния организации представлена в таблице 2.  

    3.1.1  Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 

     Методика  кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном  в начале 40-х годов XX в. Ее сущность заключается в классификации  фирм по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

     Скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющее выборку клиентов на «плохих» и «хороших». Существует два основных подхода, которые пригодны для работы как с количественными, так и с качественными характеристиками:

  1. Преобразовать каждый признак в отдельную двоичную переменную (приводит к большому количеству переменных, хотя он не навязывает никаких дополнительных отношений между зависимой и независимыми переменными)
  2. Преобразовать каждую характеристику в переменную, которая будет принимать значения, соответствующие отношению числа «плохих» клиентов с данным признаком к числу «хороших» клиентов с этим же признаком. Более усложненный вариант - взять логарифм этого отношения. Таким образом, каждый признак получает числовую величину, соответствующую уровню его «рискованности».

     Методы  собственно классификации весьма разнообразны и включают в себя:

    • статистические методы, основанные на дискриминантном анализе (линейная регрессия, логистическая регрессия)
    • различные варианты линейного программирования
    • дерево классификации или рекурсионно-партиционный алгоритм (РПА)
    • нейронные сети
    • генетический алгоритм
    • метод ближайших соседей.

     Традиционными и наиболее распространенными являются регрессионные методы, прежде всего  линейная многофакторная регрессия :  

     р = wo + w1x1 + w2x2 + … + wnxn ,

     где  р -- вероятность дефолта,

         w -- весовые коэффициенты,

         x -- характеристики клиента.  

     Недостаток  данной модели заключается в том, что в левой части уравнения  находится вероятность, которая  принимает значения от 0 до 1, а переменные в правой части могут принимать  любые значения от - Ґ до + Ґ.  
 

     Логистическая регрессия позволяет преодолеть этот недостаток:  

     log (p/(1-p)) = wo + w1x1 + w2x2 + … + wnxn.  

     Для применения логистической регрессии  необходимы гораздо более сложные  расчеты для получения весовых  коэффициентов и, следовательно, более мощная компьютерная база и усовершенствованное компьютерное обеспечение. Но при современном уровне развития компьютерной техники это не является проблемой, и в настоящее время логистическая регрессия является лидером скоринговых систем.

     Преимущество логистической регрессии еще и в том, что она может подразделять клиентов как на две группы (0 -- плохой, 1 -- хороший), так и на несколько групп (1, 2, 3, 4 группы риска).

     Все регрессионные методы чувствительны  к корреляции между характеристиками, поэтому в модели не должно быть сильно коррелированных независимых переменных.

     Линейное  программирование также приводит к линейной скоринговой модели. Провести абсолютно точную классификацию на плохих и хороших клиентов невозможно, но желательно свести ошибку к минимуму. Задачу можно сформулировать как поиск весовых коэффициентов, для которых ошибка и будет минимальной.

     Дерево  классификации и нейронные сети представляют собой системы, которые разделяют клиентов на группы, внутри которых уровень риска одинаков и максимально отличается от уровня риска других групп. Нейронные сети используются главным образом при определении кредитоспособности юридических лиц, где анализируются выборки меньшего размера, чем в потребительском кредите.

     При использовании метода ближайших соседей выбирается единица измерения для определения расстояния между клиентами. Все клиенты в выборке получают определенное пространственное положение. Каждый новый клиент классифицируется исходя из того, каких клиентов - плохих или хороших - больше вокруг него.

     Однако  тестирование многих организаций по данным моделям показало, что они не вполне подходят для оценки риска банкротства отечественных предприятий, так как не учитывают специфику структуры капитала, отраслевые особенности, состояние российской экономики и другие факторы. Выход из создавшегося положения заключается в разработке отечественных моделей для каждой отрасли, которые учитывали бы специфику нашей действительности. 

     3.1.2  Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода  

     Российскими специалистами - Р. С. Сайфулиным и А. Д. Шереметом - была предложена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.

     Сущность  данной методики заключается в том, что при построении итоговой рейтинговой оценки используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках. Приведенная система включает не менее 20 показателей. При таком большом числе показателей многие из них оказываются тесно связанными между собой (между ними существуют значимые корреляционные связи). Кроме того, все показатели имеют некоторые погрешности, которые носят случайный характер.

Информация о работе Методика рейтинговой оценки финансового состояния организации