Акцизное налогооблажение

Дата добавления: 03 Февраля 2013 в 15:55
Автор работы: S**************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (49.80 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Акцизное налогообложение.docx

  —  53.19 Кб

 



Содержание

 

 

Введение 2

Глава 1. Сущность и роль акцизов. 4

Глава 2. История  развития акцизного налогообложения. 7

Глава 3.Экономическая природа акцизов . 16

Заключение. 22

Список  литературы. 24

 

Введение

 

Одной из наиболее важных статей в  налоговых доходах Российской Федерации  выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С  другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы  по-прежнему остаются причинами дебатов  в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз - «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».

Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Целью данной работы является изучение акцизного налогообложения в  Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данной работы, по мнению автора, была бы структура, изложенная в содержании.

Задачи:

1) рассмотреть сущность и роль активов

2) затронуть историю развития акцизного налогообложения

3) рассмотреть экономическую природу акцизов

 

 

Глава 1. Сущность и роль акцизов.

 

Акциз – это косвенный налог, взимаемый  с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизы  имеют древнюю историю. В прошлых  веках система акциза имела всеобъемлющий  характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами  в России всегда облагались некоторые  дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного  потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.  

Исторически, акциз считался налогом  на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в  федеральный бюджет. Так, в 1998 году законом «О федеральном бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.

Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима – 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.

В 1999 году структура поступающих в  федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась общая доля акцизов в  налоговых доходах федерального бюджета. Было запланировано поступлений в сумме 87141,1 млн. рублей, 21,8% от налоговых доходов, что может быть объяснено тем, что индексация специфических акцизных ставок отставала от общего индекса инфляции по стране. «Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении Государственной Думой размеры индексации ставок акцизов существенно ниже прогнозируемого (и уже имеющегося фактически) роста цен на подакцизную продукцию. Поэтому, речь, практически, идет о реальном снижении акцизного обложения. Так, по спиртным напиткам крепостью свыше 28 градусов предлагается индексация в размере только 20% (с 50 до 60 рублей на 1 литр абсолютного алкоголя)».

В то же время нужно сказать, что  акцизы остаются наиболее собираемыми  налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения. По удельному весу структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 июля 1999 года в определяющих чертах выглядит следующим образом: налог на добавленную стоимость - 69,9 %, налог на прибыль - 14,9 %, акцизы - 10,8 %.

Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние  на исполнение бюджета по доходам. Бюджетный  механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. 

 

 

 

 

 

Глава 2. История развития акцизного  налогообложения.

 

Федеральные органы законодательной и исполнительной власти прилагают усилия для того, чтобы навести порядок в производстве и сбыте алкогольной продукции и, таким образом, существенно пополнить государственную казну.

Между тем Россия обладает многовековым опытом эффективной организации винной монополии, когда изготовление и продажа спиртосодержащих жидкостей были исключительной прерогативой государства и приносили ему колоссальный доход. Основные отечественные законы о винных откупах и акцизах, правила монопольной торговли алкогольными напитками и уставы о питейных сборах инициировались и утверждались на протяжении многих столетий именно правителями России.

К сожалению, в нашей стране всеобщей грамотности об этом мало что знают. Попытаемся хоть отчасти восполнить этот пробел.

Хмельные напитки - квас, пиво и пивной мед - с древних времен считались на Руси неплохим источником казенных доходов. "Медовая дань", вероятно, была первой формой такого налогообложения. Сведения о ней встречаются уже в источниках X века. Тогда же приблизительно возникла и "бражная" пошлина с солода, хмеля и меда. При Иване III и само право варить мед и пиво, употреблять хмель принадлежало казне.

Сначала московские князья облагали данью места продажи крепких  напитков (корчмы), потом сами стали  открывать свои питейные заведения  и, соответственно, преследовать "частников". Тем не менее вольная продажа  вина в средние века была развита  сильно. Иван IV запретил продавать водку  в Москве. Но для опричников, которым  пить не возбранялось, приказал построить на балчуге (топком месте) особый дом, названный кабаком (слово татарского происхождения, обозначавшее постоялый двор, где продавались напитки и еда). Новое заведение понравилось царю, и с 1555 года Москва предписывает наместникам повсюду прекращать частный питейный промысел и заводить "царевы кабаки".

Это нововведение дореволюционный  историк И.Г. Прыжов охарактеризовал так: "Прежде в корчме пили и ели, а теперь в кабаке стали только пить". Контингент, как сказали бы теперь, московских кабаков составляли преимущественно крестьяне и посадские люди. Публика "именитая", скажем, бояре и духовенство, вкушали хмельное у себя дома, что не мешало им обзаводиться на правах хозяев собственными кабаками. "Кабашное" кормление стало с середины XVI века желанной целью князей и бояр.

Частные лица платили казне за право  выделки алкогольных напитков пошлину - "явку". Монастыри до конца XVII века "курили" вино свободно и "явку" на принадлежавших "черному воинству" землях взимали в свою пользу.

Питейный доход издавна играл  большую роль в русском государственном бюджете. В 1819 году, например, питейные сборы составляли 16 % всех поступлений в бюджет, в 1826 - уже 21, а в 1858 - 33 % общей суммы сборов. Если же взять валовую откупную сумму за 1859-1863 годы, то вместе с выручкой она составила 46 % общих поступлений в государственный бюджет.

Первоначальная форма взимания питейных сборов выглядела так. Правительство понуждало посадско-городские и уездно-волостные общины поставлять к "его Великого Государя кабацкому сбору" служилых людей из собственной среды, преимущественно торговых людей и людей "первых статей". С выборных брали записи, заставляли присягать и целовать крест (отсюда и пошло название "целовальники". - Прим. авт.).

Эти избранные заведовали не только сборами, но и всем питейным делом, начальствуя над производством хмельного и его продажей, постройков кабаков, винокурен, медо- и пивоварен. Наконец, они преследовали кормчество, то есть тайную, помимо царских кабаков, продажу алкогольных напитков. "Верные люди", заведовавшие кабацкими сборами, состояли из таможенного и кабацкого голов с "товарищами" (заместителями. - Прим. авт.) и подчиненных им целовальников. Кабацкая администрация обязывалась собирать кабацкие деньги с прибылью против прошлых лет. Недобор считался нерадением и "правился" с голов и с целовальников, а в случае их несостоятельности - с их избирателей и поручителей. За сбор с "прибором" (прибылью) воеводы удостаивались похвалы, а головы - милостивого слова или царского подарка. Целовальникам позволялось действовать "бесстрашно", но так, чтобы не отгонять "питухов".

Сбор и хранение кабацких сумм производились  по особому распорядку. Вырученные деньги целовальники обязаны были складывать в ящики) запечатанные кабацким головой. Он периодически вынимал собранные деньги и в присутствии всех целовальников записывал суммы в особую книгу. Деньги отсылались в приказ через наместника и волостеля. Кабацкие головы и целовальники исполняли свои обязанности безвозмездно, как повинность. Отчитывались они за свою деятельность перед наместниками областей и центральными приказами: Московским, Новая четь (или четверть) и Большого дворца. Любой расход кабацких сумм производился только с разрешения воевод и по царским грамотам, причем всегда делалась оговорка: "Держать денег на расход вполовину против прежнего и даже меньше, чтоб государевой казне порухи не было".

Эта система получила наименование продажи "питей на вере", а сами кабацкие головы выступали в качестве подрядчиков государства и одновременно его доверенных администраторов по управлению государственной винной монополией. Она просуществовала в Московском государстве до середины XVII века.

Откупщик - винных сборов поставщик

Продажа алкогольных напитков "на вере", свойственная московским порядкам времен Ивана Грозного и первого  царя из династии Романовых, не всегда, впрочем, обеспечивала казне желаемый доход. И когда, к примеру, по военным  или иным обстоятельствам правительство  нуждалось особенно в больших  деньгах, царские кабаки отдавали на откуп. Частным лицам предоставлялось исключительное право "курить вино" и продавать его в данной местности за установленную плату, которую следовало вносить в определенные сроки в один из московских приказов, в зависимости от того, к какому из приказов была приписана местность, отданная на откуп. Часто оба способа организации питейных поступлений в бюджет сосуществовали рядом - одни кабаки содержались "на вере", другие сдавались в откуп.

Страницы:123следующая →
Описание
Целью данной работы является изучение акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данной работы, по мнению автора, была бы структура, изложенная в содержании.
Задачи:
1) рассмотреть сущность и роль активов
2) затронуть историю развития акцизного налогообложения
3) рассмотреть экономическую природу акцизов
Содержание
Введение 2
Глава 1. Сущность и роль акцизов. 4
Глава 2. История развития акцизного налогообложения. 7
Глава 3.Экономическая природа акцизов . 16
Заключение. 22
Список литературы. 24