Малый бизнес в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие 5-7
1.2 Основные элементы системы государственной 8-12
поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего 13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса 16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования
малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в 22
Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки 23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического 25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике Казахстана.docx

— 70.50 Кб (Скачать документ)

План:                                                                                                     стр

ВВЕДЕНИЕ                                                                                         3-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ                            

 предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Сущность предпринимательства,  становление и развитие       5-7

1.2 Основные элементы  системы государственной                        8-12

 поддержки  и развития предпринимательства

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 И РАЗВИТИЯ  предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ

И РЕГИОНАХ

2.1 Анализ современного  состояния малого и среднего               13-15

бизнеса в Республике Казахстан

2.2 Оценка масштабов  и уровня развития малого бизнеса           16-21

в регионах Республики Казахстан

3. Проблемы, перспективы  развития и пути регулирования         

малого бизнеса  в РК

3.1 Проблемы, сдерживающие  развитие малого бизнеса в             22

Казахстане

3.2 Государственная  политика в области поддержки                   23-24

предпринимательства

3.3 Совершенствование  организационно-экономического            25-26

механизма развития малого бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                            29

 

ВВЕДЕНИЕ

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым  в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический  рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции  с высоким уровнем иностранных  инвестиций и внутренних сбережений.

На новом  этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с  повышением конкурентоспособности  национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической  структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Зарубежный  опыт экономического и социального  развития подтверждает, что малый  бизнес может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста  экономики Казахстана. Малое предпринимательство  содействует поддержанию на должном  уровне конкуренции, гибкой перестройке  производства, ускорению инновационных  процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса  в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов  и обеспечения в перспективе  устойчивого экономического развития.

На сегодняшний  день особую актуальность приобретают  проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия  на сектор малого бизнеса, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. Государство  нуждается в ряде исследований, посвященных  как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малых фирм.

Роль  малого и среднего бизнеса в современной  экономике трудно переоценить. В  развитых странах в сфере малого и среднего бизнеса действует  около 55-60% предприятий и производится около половины валового внутреннего  продукта. Малый и средний бизнес является сегодня ядром устойчивого  экономического и политического  развития.

Развитие  малого бизнеса имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, которые выражаются в активизации структурной перестройки экономики, предоставлении широкой свободы рыночного выбора и дополнительных рабочих мест, обеспечении быстрой окупаемости затрат, оперативной реакции на изменения потребительского спроса. Малый бизнес способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, увеличению уровня конкуренции.

В целом  можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия  в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности  и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным  ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.

В настоящее  время со стороны государства  находят активную поддержку конструктивные инициативы общественных организаций  предпринимателей, в обществе пропагандируется активная жизненная позиция каждого предпринимателя в создании экономически развитого государства и повышении благосостояния граждан республики.

Тем не менее, малое предпринимательство  в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления  которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему  совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Предметом исследования являются отношения, возникающие  между государством и малым предпринимательством.

Объектом  исследования являются предприятия  малого бизнеса, деятельность государства  по Республике Казахстан.

Теоретической основой работы являются научные  исследования представителей зарубежной и отечественной экономической  мысли, законодательные и нормативные  акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографические  исследования, статьи, опубликованные в периодической печати, данные Агентства  Республики Казахстан по статистике, статистические материалы стран  СНГ, зарубежные источники, материалы  отдельных казахстанских предприятий  малого и среднего бизнеса.

В процессе исследования использованы метод системного анализа, логический и экономико-статистический методы, методы сравнительного анализа, рейтинговой оценки.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Сущность предпринимательства,  становление и  развитие

В современной  литературе предпринимательство рассматривается  как процесс создания нового бизнеса, удовлетворяющий определенные потребности  в продуктах или услугах на базе использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Термин  «предпринимательство» является синонимом  широко распространенного в современной  практике понятия «бизнес». Так, А. Хоскинг утверждает, что: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, приобретению или продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организацию. Таким образом, можно сказать, что бизнес - это предпринимательская деятельность в системе рыночных отношений, приносящая прибыль или дающая возможность для получения иных выгод.

Феномен бизнеса заключается в том, что  оно является той движущей силой, которая заставляет функционировать  другие факторы производства, такие  как земля, труд, капитал. В первую очередь, речь идет о колоссальной работе, которую осуществляет предприниматель  по созданию нового предприятия или  развитию существующего путем активизации  всех факторов производства. Поэтому  в последнее время предпринимательство  ставится в один ряд с основными  факторами производства.

Существуют  три основных фактора развития бизнеса:

- предприниматель;

- благоприятные  возможности для реализации бизнеса;

- наличие  необходимых ресурсов.

Предприниматель должен иметь хорошо мотивированную команду единомышленников, которые  не только осознали возможность нового бизнеса, но и знают, как реализовать  эту возможность практически. Как  правило, вначале предприниматель  работает один, а когда предприятие  достигает определенных размеров прибыли, появляется возможность расширения предприятия и привлечения высококвалифицированных  специалистов.

Центральное место в понятии бизнеса Мак  Интайр Г., Хойер В. ставят такие категории, как идеи и возможности их реализации. Возможностью реализации идеи можно назвать также степень осуществимости идеи, наличие доступного сегмента рынка для ее реализации. При чем идей гораздо больше, чем возможностей их реализовать. Благоприятная возможность для осуществления бизнеса возникает тогда, когда появляется потребность в новых продуктах с дополнительными свойствами, возникает дефицит в удовлетворении существующих потребностей покупателей. Самое главное для предпринимателя своевременно увидеть эту возможность и суметь правильно ею воспользоваться.

До появления  крупного бизнеса проблем, связанных  с малым предпринимательством не существовало. Классическая политическая экономия - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - исследовали капитализм свободной конкуренции [4, с.43-45]. Неоклассики, особенно А. Маршал, также внесли свой вклад в данную проблему. В целом вопрос о существовании малых предприятий по настоящему возник в начале XX века, с появлением крупных предприятий, их объединением в картели, а потом в тресты. Ведь этот процесс сопровождался вытеснением мелких промышленных и торговых предприятий.

Практический  интерес к малому и среднему бизнесу  появился после создания в 1953 г. в  США Администрации по делам малого бизнеса -самостоятельного ведомства, подчиняющегося непосредственно президенту. После этого появился целый ряд работ американских экономистов и социологов, освещающих эту проблему: Д.Филлипс «Малый бизнес в американской экономике», Е.Стейли «Развитие малой промышленности» и др.

В современных  исследованиях предлагаются и другие характеристики малого бизнеса. Так, А. Чепуренко предлагает следующие характеристики:

- отсутствие  открытой продажи ценных бумаг  предприятия;

- ограниченная  ответственность отсутствует;

- основатели - предприниматели в первом поколении,  имеющие склонность к риску;

- высокие  затраты на маркетинговые исследования;

- отсутствуют  четкие технологии менеджмента;

- взаимоотношения  с акционерами носят менее  формальный характер;

- бизнес  имеет высокую степень гибкости  при выборе различных видов  компенсации.

В исследованиях  Д. Лонгенеке, К. Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого и среднего бизнеса:

- финансирование  бизнеса одним или небольшой  группой инвесторов (в исключительных  случаях предприятие может иметь  более 15-20 инвесторов);

- реализуя  свою маркетинговую программу,  предприятия функционируют в  географически ограниченных зонах;

- количество  работников на предприятиях не  превышает 100 человек. Малые и  крупные предприятия имеют также  и разную сферу деятельности.

Если  крупные успешно функционируют  в условиях массового производства и стабильной номенклатуры изделий, работают с оптовыми покупателями, малые же предприятия ориентируются  на изготовление продукции мелкими  партиями, удовлетворение потребностей потребителей на определенном сегменте рынка, переработку отходов производства, работу с индивидуальными клиентами. Выполняя специфические функции, крупные  и малые предприятия как бы дополняют друг друга. Поэтому неправомерно говорить о прямой конкуренции между ними.

Так, малое  предпринимательство с точки  зрения социальной значимости характеризуют  по следующим критериям:

1. Социальные  функции

2. Отношение  социума к предпринимателям.

3. Социальное  положение работников малых предприятий.

4. Социальное  партнерство в сфере малого  бизнеса. Социальные функции -роль малого бизнеса в современном обществе.

Информация о работе Малый бизнес в экономике Казахстана