Малый бизнес в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие 5-7
1.2 Основные элементы системы государственной 8-12
поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего 13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса 16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования
малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в 22
Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки 23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического 25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике Казахстана.docx

— 70.50 Кб (Скачать документ)

- активного  вовлечения населения страны  в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы  и созданию новых рабочих мест,

- увеличение  доли субъектов малого бизнеса  в ВВП страны до 30%.

Реализация  Программы осуществляется по следующим  направлениям

1. Систематизация  и совершенствование нормативной  правовой базы по вопросам  предпринимательства.

2. Совершенствование  системы налогообложения субъектов  малого бизнеса.

3. Развитие  системы финансово-кредитной и  инвестиционной поддержки малого  предпринимательства.

4. Развитие  инфраструктуры малого предпринимательства.

5. Обучение, информационное, научно-методическое  обеспечение и пропаганда малого  предпринимательства.

6. Создание  оптимальной системы контроля  и проверок субъектов малого  бизнеса

С учетом ежегодно проводимого анализа результатов  деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране продолжится работа по совершенствованию  системы налогового администрирования  малого предпринимательства и оптимизации  налоговой отчетности. Будет пересмотрен  специальный налоговый режим  для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего  размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум  в 2 -3 раза. Кроме того, планируется:

Оставить  за предпринимателями, работающими  по упрощенной декларации, право выбора использования контрольно-кассового  аппарата, за исключением отдельных  видов деятельности (реализация подакцизной  продукции и т.д.)

Законодательно  разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый  режим на основе патента.

Разрешить предприятиям малого бизнеса использовать кассовый метод вместо общепринятого  метода начислений.

Освободить  вновь созданные предприятия  малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год - 75%, пятый год - 50%.

Отменить  авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу для действующих  предприятий, или штрафы, которые  взимаются, в случае отклонение реальных сумм платежей от прогнозируемого дохода. Малый бизнес в силу своей специфики  достаточно неустойчив, и составлять точные прогнозы на год практически  невозможно.

Пересмотреть  ставки социального налога, так как  в настоящее время они достаточно высокие и нет прозрачности в  их целевом использовании, а также  пересмотреть размеры обязательных пенсионных отчислений - не более 10 МРП  в месяц. Действующие на сегодняшний  день ставки социального налога и  обязательных пенсионных отчислений приводят к уменьшению официального числа  рабочих мест и занижению заработной платы. 
 
 
 
 
 
 

3.3 Совершенствование  организационно-экономического механизма развития малого бизнеса

Проанализировав существующие тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу  развития данной отрасли, мы предлагаем следующий механизм реализации мер  государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения  в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной  политиках, в кадровом и информационном обеспечении.

Правовое  обеспечение. Меры направлены на дальнейшее развитие системы нормативно-правового  обеспечения предпринимательской  деятельности, отражающего в законодательных  и нормативных актах интересы малого бизнеса, развитие положений  Закона "О государственной поддержке малого бизнеса РК".

Действующее законодательство, направленное на поддержку  и развитие малого бизнеса, имеет  еще много недостатков, многие его  нормы не имеют прямого действия и требуют издания различных  постановлений Правительства или  других нормативно-правовых актов.

Кредитно-инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов  малого бизнеса к финансово-кредитным  ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса.

Следовательно, в целях развития бизнеса и  создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной  поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение  свободных средств иностранных  инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми  организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.

Также требуется внесение изменений в  действующую систему льготного  кредитования приоритетных для города бизнес-планов из средств городского бюджета в части увеличения сроков кредитования, сумм финансирования.

Развитию  малого бизнеса может также послужить  интеграция малых предприятий в  производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы будет  играть кооперирование связей. Организационные  формы такой интеграции самые  разнообразные: лизинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

Кадровое  обеспечение. В настоящее время  накоплен значительный опыт в области  подготовки кадров для сферы предпринимательской  деятельности. Развиваются государственные и негосударственные учебные заведения, обладающие достаточным кадровым, организационным и интеллектуальным потенциалом для подготовки населения в сфере предпринимательской деятельности.

Меры  по поддержке малого бизнеса предполагают подготовку кадров сферы предпринимательской  деятельностью, а также организаций  взаимодействующих с малым и  средним предпринимательством и  управляющих его развитием. Главная  цель - задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций для организации квалифицированной подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования и анализ позволили  сформулировать ряд предложений  по вопросам развития малого и среднего бизнеса в регионах РК. В целом, предложения должны служить формированию новой государственной политики по поддержке сектора малых и  средних предприятий на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

1. Оценка развития малого бизнеса в стране и отдельных регионах может быть произведена с использованием ряда экономических показателей,

2. В то же время нынешние масштабы развития малого бизнеса в Казахстане остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой по таким показателям как количество МСП на 1 000 жителей, численность занятых на МСП, их доля в общем числе занятых.

3. Нормативно-правовая база поддержки малого бизнеса в Казахстане далека от совершенства. Формулировки законов, как правило, носят общий характер, не предоставляют реальные льготы субъектам малого бизнеса, не определяют правовых норм по механизму возмещения ущерба, причиненного необоснованным вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. Недостаточно эффективно в целях государственной поддержки используется программный метод. Государственные программы по поддержке малого бизнеса не отвечают требованиям, предъявляемым к среднесрочным экономическим программам, охватывающим определенный сектор экономики. Отрицательно сказывается на устойчивости и эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса частая смена уполномоченного органа и изменение функций и полномочий государственных органов в этой сфере. Усиление роли местных представительных и исполнительных органов в поддержке малого бизнеса требует создания специального республиканского исполнительного органа подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан,

4. Потребность в изменениях законодательной базы малого бизнеса, достаточно высока и осознана представителями названного сектора экономики. Предложения сводятся к следующему:

- разработать  и принять единый закон о  предпринимательстве; упростить  процедуры регистрации и ликвидации  субъектов малого бизнеса; разработку  госпрограмм поддержки осуществлять  с участием самих предпринимателей; специальные налоговые режимы  применять ко всем субъектам  малого бизнеса, согласно критериям  отнесения к названной категории,  установленным законодательством  о поддержке частного бизнеса;  определить процедуры прохождения  процедуры аккредитации для общественных  организаций предпринимателей; изменить систему государственного управления, создать Агентство по поддержке малого бизнеса - орган подотчетный лично Президенту Республики Казахстан.

- по  защите интересов и прав Субъектов  малого бизнеса - ограничить количества  проверяющих организаций и проверок  ими деятельности малого бизнеса, установить ответственность проверяющих (контролирующих органов), ужесточить наказания госслужащих за незаконное вмешательство в деятельность малого бизнеса;

- по  развитию системы финансирования  и кредитования Малого бизнеса -предусмотреть в государственном, региональных и местных бюджетах средства на функционирование фондов по поддержке малого бизнеса; уменьшить кредитные ставки, упростить процедуры выдачи кредитов и микрокредитов, увеличить сроки кредитования;

- по  вопросам лицензирования - упростить  процедуры лицензирования;

- по  совершенствованию системы государственных  закупок продукции, работ и  услуг - предусмотреть в законодательном  порядке участие в различных  тендерных и конкурсных комиссиях  по госзакупкам представителей от независимых общественных объединений предпринимателей, увеличить участие малого бизнеса в госзакупках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.

2. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

3. Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. Экономика и организация малого бизнеса. М.: ФОН, 1996.

4.Основы предпринимательского дела. Под. ред. Ю.М. Осипова. М.: МГУ, 1992.

5.Лоскуткова Л. Государственный рэкет или непомерные поборы малого

6.Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса // Институт стратегического анализа развития бизнеса, М., 2000. 27.Блинов А.О. Торговые палаты и поддержка малого и среднего бизнеса// Мировая экономика и МО, №12, 1994.

7.Рубе В.А. Малый бизнес на большом рынке// Экономика и жизнь, №3,1996.

8.Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании// Финансы Казахстана, №11, 2003.

9.Ахметов С. Основные факторы кредитования риска при кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса// Транзитная экономика, №5,2003.

10.Айткалиев А.К. Анализ и перспективы развития малого и среднего бизнеса: на примере Астаны и Алматы// Десятилетию суверенного Казахстана: история и перспективы развития// Материалы Международной практической конференции, Петропавловск, 2002, Т2.

11 .Имашев Б. Становление малого бизнеса// Транзитная

экономика, №4, 2005.

12. О развитии малого бизнеса в Казахстане и зарубежных странах//КазГосИНТИ, 1996.

13.Кантарбаева А.К., Шукеев У. Экономические регуляторы политики поддержки бизнеса в Казахстане//Аль-пари, №3, 1999, с.55-59

Информация о работе Малый бизнес в экономике Казахстана