Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

Множество исследований в  области регионального функционирования, как транспорта, так и других отраслей экономики, выработали несколько подходов к выделению регионов.

Под регионом (от лат. regionis – область) понимается территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность  – объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Также регион понимается как административно-территориальная  единица [6].

Для развития региона необходимо определить оптимальные соотношения  между уровнем развития экономики  региона в целом и развитием  транспорта, а также между различными видами транспорта.

На развитие транспорта в  регионах влияют следующие факторы:

  1. общеэкономические;
  2. отраслевые технико-экономические;
  3. территориальные.

Общеэкономические определяют характер территориального разделения труда и структуры производства; уровень экономического и социального  развития региона по отношению к  достигнутому в стране; особенности  хозяйственного механизма, который  регулирует отношения между производством  и транспортом.

2 группа факторов отражает  изменение объема и структуры  перевозок; совершенствование эксплуатационной  деятельности; управление и координацию работы различных видов транспорта и организацию перевозочного процесса; оптимизацию грузо- и пассажиропотоков; факторы, которые связаны с научно-техническим прогрессом на транспорте, внедрением новых средств подвижного состава, машин или оборудования; механизацию и автоматизацию производственных процессов, совершенствование транспортной сети.

Последняя группа характеризует  особенности транспортно-экономических  связей в регионе; уровень специализации  производства, систему расселения; размещение социально-экономических  объектов на данной территории; природно-климатические  условия и характер взаимодействия их с транспортом; уровень загрязнения  территории.

Региональные особенности функционирования транспорта тесно переплетаются  с его отраслевой спецификой. Услуги, которые оказываются транспортом, производятся и потребляются одновременно. От эффективности функционирования транспортной системы зависит, одинаково  ли доступны потребителям различных  регионов услуги транспорта. Транспорт  должен производить продукцию, которая  бы соответствовала потребностям региона  по количеству и по качеству [7, с. 306].

    1. Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах

На региональном уровне разрабатываются  и реализуются целевые программы  социально-экономического развития территорий, в том числе развития региональной транспортной системы, призванной обеспечивать транспортные связи входящих в состав региона образований (населенных пунктов, промышленных предприятий и других объектов).

Потребности в развитии транспортной инфраструктуры регионов определяются развитием отраслей регионов, отдельных  производственных комплексов и предприятий. Мощность региональной транспортной системы должна соответствовать масштабам и характеру экономической деятельности региона.

Для планирования и учета  работы транспорта как в целом  по стране, так и по его отдельным  регионам используется система показателей. Данная система состоит из количественных и качественных показателей.

Для измерения объема перевозочной работы используются количественные показатели, с помощью которых рассчитываются:

  1. Объем перевозок грузов.

Объем перевозок грузов - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка  которой оформлена договором  перевозки.

  1. Грузооборот.

Грузооборот – экономический показатель работы транспорта, планируемой или  затраченной на выполнение перевозок. Показатель рассчитывается как произведение веса перевозимого за определенное время  груза на расстояние перевозки. Грузооборот  измеряется в тонно-километрах [8].

  1. Объем перевозок пассажиров.

Объем перевозок пассажиров - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка.

4. Пассажирооборот.

Пассажирооборот - показатель отражения  объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта [9].

Система качественных показателей  включает в себя следующие основные измерители:

  1. Среднюю дальность перевозки одной тонны груза или одного пассажира.

Средняя дальность перевозки грузов - расстояние, на которое перевозится  в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки  отправок грузов с учетом их веса делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в  целом по виду транспорта, отдельным  родам грузов и видам сообщения .

Средняя дальность перевозки пассажиров - расстояние, на которое перевозится  в среднем один пассажир. Определяется как средняя из расстояний отдельных  пассажиропоездок делением пассажирооборота в пассажиро - километрах на количество перевезенных пассажиров в целом  по виду транспорта и по видам сообщения.

2 Производительность транспортных средств.

Производительность транспортных средств - отношение количества перевезенных тонн груза или выполненных тонно-километров транспортным комплексом в целом  или отдельными видами транспорта или  отдельными транспортными организациями  за отчетный период времени к количеству транспортных средств, занятых на выполнении данной работы.

3 Производительность труда.

Производительность труда (т, ткм, пасс., пасс-км) определяется отношением объема выполненной работы за отчетный период времени к среднесписочной  численности работников транспортной отрасли, отдельного вида транспорта или  транспортной организации.

4. Себестоимость выполнения единицы транспортной работы.

Себестоимость выполнения единицы  транспортной работы – это отношение  суммарных эксплуатационных расходов к общему объему выполненной работы [10, с. 36].

Для определения эффективности  функционирования транспортной системы  в регионах используется показатели транспортной обеспеченности.

Эта группа показателей отражает уровень  транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависит от многих факторов:

- протяженность сети, т. е. суммарная  протяженность в километрах участков  путей транспортного сообщения. 

- пропускная и провозная способность; 

- конфигурации улиц;

- параллельность ходов; 

- дождя, гололеда и др.;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

  1. Густота сети на 1000 км2.

Густота сети показывает транспортную обеспеченность территории и определяется по формуле

,  (1)

где Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.

2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек.

Транспортная обеспеченность - показатель качества транспортной системы по транспортному  обслуживанию территории. Она определяется по формуле:

, (2)

где Н – число населения.

3) Обобщенный показатель (коэффициент  Эйнгеля) 

  (3)

С помощью данных показателей оценивается  обеспеченность региона транспортной сетью. Анализ показателей показывает, насколько эффективно развит транспорт  в регионах [11].

Транспорт является одним из приоритетных направлений в развитии любой  страны. Существуют различные виды транспорта, с помощью которых  осуществляется перевозка грузов или  пассажиров. Не только государство, но и каждый отдельный регион государства  старается поддерживать те виды транспорта, которые наиболее востребованы и  могут развиваться с учетом своих  особенностей.

 

  1. Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь

 

2.1 Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов  транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской  электрический.

Протяженность путей сообщения  транспортной системы Республики Беларусь за 2010 год составляет 5,5 тыс. км железных дорог общего пользования, в том числе электрифицированных – 897 км; 86,4 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 74,6 тыс. км с твердым покрытием; 0,6 и 0,08 тыс. км – троллейбусных и трамвайных путей соответственно. Протяженность водных путей – около 2 тыс. км [12].

Протяженность путей сообщения  транспортной системы регионов Республики Беларусь за 1995 -2010 отражена в таблице 1 приложения Б.

Проанализировав данные показатели за период с 1995 по 2010 года, можно сделать  следующие выводы:

  1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования постепенно уменьшается, за исключением Гомельской области. Уменьшение связано в первую очередь с отменой многих рейсов из-за их непопулярности. Что же касается Гомельской области, по последним исследованиям, радиация постепенно уменьшается, и многие районы становятся пригодными для жизнедеятельности населения.
  2. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, в том числе и дорог с твердым покрытием значительно увеличилась за последние 15 лет, как по стране, так и по всем регионам, что отражает предпочтение населения передвигаться на автомобильном транспорте (и в первую очередь на личном транспорте). В таблице представлена обеспеченность населения легковыми автомобилями на 1000 человек.

Таблица 2 – Обеспеченность населения легковыми автомобилями на 1000 человек

Регион

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Брестская

93

138

185

200

217

234

250

269

Витебская

84

137

161

182

196

224

234

244

Гомельская

78

125

163

169

179

189

202

216

Гродненская

102

158

204

218

236

254

274

295

Минская

77

131

177

233

254

234

252

272

Могилевская

79

119

137

159

176

195

208

236

Республика Беларусь

88

139

180

202

218

230

246

264


Примечание – Источник: [14, с. 51].


Из таблицы видно, обеспеченность населения легковыми автомобилями выросло более чем в 2 раза за анализируемый  период.

  1. Протяженность троллейбусных путей постепенно увеличивается, что нельзя сказать о трамвайных путях.

Объем перевезенного груза  и пассажиров, а также грузооборот  и пассажирооборот по регионам рассчитывается для автомобильного транспорта. Динамика индексов показателей представлена в приложении Б в таблицах 3-6.

Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования