Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа
Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………………26
Множество исследований в
области регионального
Под регионом (от лат. regionis – область)
понимается территория, по совокупности
насыщающих ее элементов отличающаяся
от других территорий, обладающая единством,
взаимосвязанностью составляющих элементов,
целостностью, причем эта целостность
– объективное условие и
Для развития региона необходимо определить оптимальные соотношения между уровнем развития экономики региона в целом и развитием транспорта, а также между различными видами транспорта.
На развитие транспорта в регионах влияют следующие факторы:
Общеэкономические определяют
характер территориального разделения
труда и структуры
2 группа факторов отражает
изменение объема и структуры
перевозок; совершенствование
Последняя группа характеризует
особенности транспортно-
Региональные особенности
На региональном уровне разрабатываются
и реализуются целевые
Потребности в развитии транспортной инфраструктуры регионов определяются развитием отраслей регионов, отдельных производственных комплексов и предприятий. Мощность региональной транспортной системы должна соответствовать масштабам и характеру экономической деятельности региона.
Для планирования и учета работы транспорта как в целом по стране, так и по его отдельным регионам используется система показателей. Данная система состоит из количественных и качественных показателей.
Для измерения объема перевозочной
работы используются количественные показатели,
с помощью которых
Объем перевозок грузов - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.
Грузооборот – экономический показатель работы транспорта, планируемой или затраченной на выполнение перевозок. Показатель рассчитывается как произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах [8].
Объем перевозок пассажиров - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка.
4. Пассажирооборот.
Пассажирооборот - показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта [9].
Система качественных показателей включает в себя следующие основные измерители:
Средняя дальность перевозки грузов - расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки отправок грузов с учетом их веса делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в целом по виду транспорта, отдельным родам грузов и видам сообщения .
Средняя дальность перевозки пассажиров - расстояние, на которое перевозится в среднем один пассажир. Определяется как средняя из расстояний отдельных пассажиропоездок делением пассажирооборота в пассажиро - километрах на количество перевезенных пассажиров в целом по виду транспорта и по видам сообщения.
2 Производительность транспортных средств.
Производительность
3 Производительность труда.
Производительность труда (т, ткм, пасс., пасс-км) определяется отношением объема выполненной работы за отчетный период времени к среднесписочной численности работников транспортной отрасли, отдельного вида транспорта или транспортной организации.
4. Себестоимость выполнения единицы транспортной работы.
Себестоимость выполнения единицы транспортной работы – это отношение суммарных эксплуатационных расходов к общему объему выполненной работы [10, с. 36].
Для определения эффективности функционирования транспортной системы в регионах используется показатели транспортной обеспеченности.
Эта группа показателей отражает уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависит от многих факторов:
- протяженность сети, т. е. суммарная
протяженность в километрах
- пропускная и провозная
- конфигурации улиц;
- параллельность ходов;
- дождя, гололеда и др.;
Чем больше показатель, тем больше развита сеть.
Густота сети показывает транспортную обеспеченность территории и определяется по формуле
, (1)
где Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.
2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек.
Транспортная обеспеченность - показатель качества транспортной системы по транспортному обслуживанию территории. Она определяется по формуле:
, (2)
где Н – число населения.
3) Обобщенный показатель (коэффициент Эйнгеля)
(3)
С помощью данных показателей оценивается обеспеченность региона транспортной сетью. Анализ показателей показывает, насколько эффективно развит транспорт в регионах [11].
Транспорт является одним из приоритетных направлений в развитии любой страны. Существуют различные виды транспорта, с помощью которых осуществляется перевозка грузов или пассажиров. Не только государство, но и каждый отдельный регион государства старается поддерживать те виды транспорта, которые наиболее востребованы и могут развиваться с учетом своих особенностей.
2.1 Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь
Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический.
Протяженность путей сообщения транспортной системы Республики Беларусь за 2010 год составляет 5,5 тыс. км железных дорог общего пользования, в том числе электрифицированных – 897 км; 86,4 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 74,6 тыс. км с твердым покрытием; 0,6 и 0,08 тыс. км – троллейбусных и трамвайных путей соответственно. Протяженность водных путей – около 2 тыс. км [12].
Протяженность путей сообщения транспортной системы регионов Республики Беларусь за 1995 -2010 отражена в таблице 1 приложения Б.
Проанализировав данные показатели за период с 1995 по 2010 года, можно сделать следующие выводы:
Таблица 2 – Обеспеченность населения легковыми автомобилями на 1000 человек
Регион |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Брестская |
93 |
138 |
185 |
200 |
217 |
234 |
250 |
269 |
Витебская |
84 |
137 |
161 |
182 |
196 |
224 |
234 |
244 |
Гомельская |
78 |
125 |
163 |
169 |
179 |
189 |
202 |
216 |
Гродненская |
102 |
158 |
204 |
218 |
236 |
254 |
274 |
295 |
Минская |
77 |
131 |
177 |
233 |
254 |
234 |
252 |
272 |
Могилевская |
79 |
119 |
137 |
159 |
176 |
195 |
208 |
236 |
Республика Беларусь |
88 |
139 |
180 |
202 |
218 |
230 |
246 |
264 |
Примечание – Источник: [14, с. 51].
Из таблицы видно, обеспеченность
населения легковыми
Объем перевезенного груза и пассажиров, а также грузооборот и пассажирооборот по регионам рассчитывается для автомобильного транспорта. Динамика индексов показателей представлена в приложении Б в таблицах 3-6.
Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования