Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа
Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………………26
Для лучшего восприятия построены графики, которые также представлены в Приложении Б.
В главе 1 подпункте 2, были рассмотрены 2 группы показателей: количественные и качественные. Для анализа региона были взяты количественные показатели, качественные показатели рассчитываются по Республике Беларусь в целом.
Следующая группа показателей,
необходимая для анализа
Все 3 показателя представлены в таблицах 7-9 Приложения Б отдельно по автомобильному и железнодорожному транспорту.
Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 26,5 км/1000 кв. км. территории). Густота автодорожной сети Республики Беларусь за 2010 год в среднем составляет 416,1 км на 1ООО кв. км [15, с. 316].
В стране неплохая обеспеченность
транспортом как
Последний показатель – коэффициент Эйнгеля. Значение этого показателя желательно, чтобы было больше 1. Из таблицы видно, что железные дороги не обеспечивают ни один регион страны в достаточной степени, а вот автомобильные дороги хорошо развиты и обеспеченность всех регионов в Республике Беларусь выше 1.
За последние 15 лет эти 3 показателя по железнодорожному транспорту остались практически без изменений, в то время как показатели по автомобильному транспорту увеличились более чем в 1,5 раза. И в первую очередь такое увеличение связано с развитием автомобильным дорог, их строительством и модернизацией.
В настоящее время международное воздушное пассажирское сообщение республики осуществляется только через аэропорт Минск – 2, имеющий улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службу. Аэропорты Гомель и Гродно нуждаются в реконструкции. Поэтому статистика по регионам не ведется.
Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, Днепровско – Бугский – канал [16].
Для выяснения проблем и перспектив транспортной системы в Республике Беларусь, необходимо провести сравнительный анализ регионов страны, выяснить, какой регион развит лучше, а какой хуже.
В первом подпункте данной главы были проанализированы протяженности путей сообщения в их динамике. В данной подглаве проанализируем объем протяженности различных видов транспорта за 1995 и 2010 года в регионах к объему по стране.
Таблица 10 - Эксплуатационная протяженность железнодорожных путей
В км |
%, к общему по стране | |||
1995 |
2010 |
1995 |
2010 | |
РБ |
5564 |
5503 |
||
Брестская |
1073 |
1062 |
19,3 |
19,3 |
Витебская |
1223 |
1202 |
22,0 |
21,9 |
Гомельская |
903 |
910 |
16,2 |
16,5 |
Гродненская |
664 |
649 |
11,9 |
11,8 |
Минская |
883 |
870 |
15,9 |
15,8 |
Могилевская |
818 |
810 |
14,7 |
14,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с. 399].
Сравнивая 2010 год с 1995, существенно ничего не изменилось. На первом месте по эксплуатационной протяженности железнодорожных путей находится Витебская область со значением 22%, затем следует Брестская область (19,3%). На последнем месте находится Гродненская область, здесь наименьший удельный вес по показателю, равный 11,8%.
Особое значение для Республики Беларусь имеют участки железных дорог, в направлении Запад - Восток и Север - Юг, входящие в систему международных транспортных коридоров. К ним относится двухпутная магистраль Брест - Барановичи - Минск - Орша, являющаяся главным элементом второго Критского международного транспортного коридора Париж - Берлин - Варшава – Минск - Москва, а также линия Гомель - Могилев - Витебск, относящаяся к 9 транспортному коридору "Север - Юг" [17, с. 24].
Таблица 11 - Протяженность автомобильного транспорта
В км |
%, к общему по стране | |||
1995 |
2010 |
1995 |
2010 | |
РБ |
51547 |
86392 |
||
Брестская |
6690 |
10675 |
13,0 |
12,4 |
Витебская |
8767 |
17710 |
17,0 |
20,5 |
Гомельская |
8096 |
12371 |
15,7 |
14,3 |
Гродненская |
6681 |
12871 |
13,0 |
14,9 |
Минская |
13497 |
19441 |
26,2 |
22,5 |
Могилевская |
7816 |
13324 |
15,2 |
15,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с. 400].
По удельному весу протяженности автомобильных дорог на первом месте находится Минска область (22,5%) с 1995 года, за ней следует Витебская (20,5%). Самый низкий удельный вес по протяженности автомобильных дорог в Брестской области (12,4%).
К числу наиболее благоустроенных
и имеющих важное международное
значение для экономики Республики
Беларусь относятся автомобильные
дороги: граница Российской Федерации
- Брест, Гомель, Жлобин - Минск - граница
Литвы, Гомель - Могилев - Витебск - граница
Российской Федерации. Для них характерно
интенсивное автомобильное
Как уже говорилось, объем
перевезенного груза и
Сравнивая 2010 год с 2005, имеет место значительное увеличение объемов перевозок, как грузов, так и пассажиров автотранспортом, но с различными колебаниями. Автомобильный транспорт за последние годы приобретает все большую популярность, постепенно занимая место железнодорожного. Ни в любую точку страны можно доставить груз или пассажира по железной дороге. Затраты на строительство автомобильных дорог дешевле для казны государства, чем строительство железных дорог.
Индекс объема перевезенного груза в целом по Республике Беларусь за 2010 год составил 124,6 %. По графику видно, что выше среднереспубликанского показатели в Могилевской, Гомельской и Витебской области. Вместе с тем наибольший показатель грузооборота также принадлежит Гомельской области (136,8%), на втором и на третьем местах – Минская и Могилевская области. Среднереспубликанский показатель составляет – 118,6 %.
За последние 5 лет по всем
регионам Республики Беларусь объем
перевезенного груза и
По объему перевозок пассажиров за 2010 лидирует Витебская и Могилевская область со значением 105,1% и 104,9%. Наименьший объем в Брестской области -102,3%, в то время как средний по республике – 104,9%. По пассажирообороту первенство принадлежит Могилевской области – 105,7%, по всем остальным регионам показатель ниже, чем по республике (104,9%).
С 2005 по 2010 объем перевозок пассажиров увеличился на 5,7% в Могилевской области и на 4,5% в Витебской. Снизился показатель в Гомельской области на 2% и в Гродненской на 0,79%. По росту показателя пассажирооборота также лидируют Могилевская и Витебская области (рост на 6,4% и 5,1%). Лишь на 1% произошел рост показателя в Брестской и Гомельской областях.
В результате можно сказать,
что по всем 4 показателям лучше
всего функционирует
В Приложении В представлены
графики показателей
Сеть железных дорог по регионам размещена неравномерно. Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу6лики от 26,5 км и 21,8 /1000 кв. км в Минской о6ласти до 32,4/1000 - кв. км. в Брестской. К примеру, густота сети в Соединенных Штатах составляет 22,6 кв. км, а в Германии – 70 кв. км.
Сеть автомобильных дорог, также как и железных, размещена неравномерно. В большинстве областей показатель густоты сети выше среднереспубликанского (416,1), причем на первом месте находится Гродненская область со значением показателя 512,8, а на наименьшие значения – в Гомельской и Брестской – 306,2 и 325,5 соответственно. Для сравнения, Великобритания занимает одно из первых мест в мире по густоте сети автомобильных дорог — 1580 км на 1000 кв. км территории, а в европейской части России — 400 км на 1000 кв. км.
Данные по регионам представлены в таблице 7 Приложения Б.
По сравнению с 1995 годом густота железных дорог в среднем уменьшилась на 1,1%, только (как отмечалось выше) рост произошел в Гомельской области на 0,8%. Анализируя густоту автомобильных дорог за 15 лет в 2 раза увеличился показатель в Витебской и Гродненской областях, на третьем месте – Могилевская область (рост на 70,5%).
Транспортная обеспеченность населения по железнодорожной и автомобильной сетям за 2010 год представлена в таблице 8 Приложения Б.
Что касается транспортной обеспеченности населения железнодорожной сетью, то в 2010 году по всем областям этот показатель выше среднереспубликанского (5,8). С 1995 года в Витебской и Могилевской областях наблюдается наибольший рост этого показателя – на 14,0% и 12,7%.
Обеспеченность населения
По сравнению с 1995 годом значительный рост произошел в Витебской и Гродненской областях (более чем в 2 раза).
Нельзя оставить без внимания обобщенный показатель – коэффициент Эйнгеля (таблица 9 Приложения Б). По железным дорогам наибольшее значение в Витебской области, а наименьшее – в Минской и Гомельской. Рост коэффициента Эйнгеля с 1995 года произошел во всех регионах республики, наименьший рост – в Брестской области (на 2,4%), наибольший – в Витебской (на 5,9%).
По автомобильным дорогам этот показатель в Брестской и Гомельской областям ниже среднереспубликанского, на первом месте находится Минская область. Как и рост показателя транспортной обеспеченности, обобщенный показатель за анализируемый период вырос более чем в 2 раза.
Сравнив все регионы Республики Беларусь по перечню показателей, подведем итоги:
Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования