Возникновение славянской письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возникновение славянской письменности.
Задачи курсовой работы: рассмотреть этапы образования Великоморавской державы: распространение христианства в Великой Моравии. Особое внимание обратить на деятельность Кирилла и Мефодия: на создание ими национальной церкви и ведения богослужения на славянском языке, на позицию папства, на образование архиепископства Моравии и Паннонии, а также на судьбу славянской церкви в Моравии при Святополке. Изучить Великоморавское культурное наследие.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Образование Великоморавской державы. Распространение христианства……………………………………………………………………6
3. Глава 2. Деятельность Кирилла и Мефодия……………………………….11
4. Глава 3. Великоморавское культурное наследие…… ……………….......21
5. Заключение ………………………………………………………………….26
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа изм.2.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

 

Курсовая работа студента 1 курса заочного отделения

Направление специальности: Документоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение …………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Образование Великоморавской державы. Распространение христианства……………………………………………………………………6

3. Глава 2. Деятельность Кирилла и Мефодия……………………………….11

4. Глава 3. Великоморавское культурное наследие…… ……………….......21

5. Заключение ………………………………………………………………….26

6. Список литературы …………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

IX век – один из важнейших этапов в истории славянства. Именно к этому времени на многих славянских территориях начали складываться основные классы и формироваться государственность нового феодального общества. Для решения внутренних задач славянская правящая верхушка нуждалась в составлении письменных актов на родном, понятном ей языке.

Эта необходимость еще  более обострялась с принятием  некоторыми славянскими странами в VII – IX вв. христианства.

Основными причинами  смены религии это принятие религии, которая бы в гораздо большей  мере, чем существовавшие здесь языческие  культы, соответствовала отношениям развитого классового общества, более успешно, чем язычество, могла подкреплять своим авторитетом новый общественный строй раннефеодального общества и обеспечивать повиновение социальных низов. Принятие христианства укрепляло международное положение ранее языческой страны, позволяло ее правящей верхушке на равных правах войти в круг феодальной знати соседних «христианских» государств Европы, облегчало широкую рецепцию импонировавших славянской знати общественных институтов более развитого «христианского» общества.

Принятие христианства было своего рода завершающим актом  в создании идеологической надстройки феодального общества у славян.

Хронологические рамки, охватываемые в курсовой работе, это 20-е гг. IX в. – период образования Великой Моравии и 6 -7 гг. X в. – время распада Великоморавской державы.

Цель исследования: изучить возникновение славянской письменности.

Задачи курсовой работы: рассмотреть этапы образования Великоморавской державы: распространение христианства в Великой Моравии. Особое внимание обратить на деятельность Кирилла и Мефодия: на создание ими национальной церкви и ведения богослужения на славянском языке, на позицию папства, на образование архиепископства Моравии и Паннонии, а также на судьбу славянской церкви в Моравии при Святополке. Изучить Великоморавское культурное наследие.

Материал сгруппирован по темам, освещающим этапы возникновения и распространения  славянской письменности.

Важными источниками  по теме «Возникновение славянской письменности» - «Житие Кирилла»1, «Житие Мефодия»2.

«Житие Кирилла» - наиболее подробное  жизнеописание одного из основоположников славянской письменности Константина-Кирилла  было написано вскоре по его кончине  группой учеников Кирилла и Мефодия. Одним из них, по видимому, был Климент  Охридский.

«Житие Мефодия» -  пространное  житие Мефодия было написано в  конце IX в. учениками создателей славянской письменности, видимо, в комплексе  с житием его брата Константина-Кирилла. Однако житие Мефодия написано позже, когда положение учеников Кирилла и Мефодия в Великой Моравии осложнилось в связи с происками немецкого духовенства, и в связи с этим иначе, нежели «Житие Кирилла», излагает некоторые события.

Еще одним источником по данной теме была «Хрестоматия по истории южных и западных славян в 3-х томах»3 том 1 раздел «Чешские земли и Словакия». Раздел открывается источниками по истории Великоморавской державы, главными из которых являются анналы IX в. В них, наряду с подробными рассказами об экспансии немецких феодалов в земли моравских славян, есть отдельные свидетельства о моравских князьях, народных движениях и других событиях. Все они тесным образом переплетаются с борьбой против экспансии, позволяя выяснить роль внешних факторов в истории Великой Моравии.

Образование Великоморавского государства стало причиной для возникновения и распространения славянской письменности, богослужения на славянском языке и привело к созданию архиепископства Моравии и Паннонии под главенством Мефодия.

В курсовой работе была использована следующая литература: книги «Константин – Философ и Мефодий»4,  «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий просветители славян»5, «История Польши: В 3 т.»6, «Краткая история Чехословакии»7, «1100 лет славянской азбуки»8, «Две тысячи лет. История православной христианской церкви»9, «У истоков славянской письменности»10, Б.Н. Флоря «Сказание о начале славянской письменности»11, «Православие, Византия, Россия»12, статья В. Жуковского «Дар Кирилла и Мефодия»13. Материалы этих книг являются хорошей основой при написании работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОМОРАВСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

 

Во второй половине VIII — начале IX в. у славян на севере от Дуная начинается быстрый объединительный процесс. Система племен и племенных союзов уступает место более развитым государственным формам, и хронисты IX в. упоминают уже только одно общее название — мораване, моравы. Более  замедленно шел этот процесс в Чехии, где племенное деление   сохраняется еще и в X в.

Существенно меняется в  этот период политическая ситуация в Центральной Европе. Сначала ослабляется восстаниями славянских племен, а затем распадается под ударами императора франков Карла Великого и окончательно исчезает Аварский каганат. В 30-х годах IX в. в долине Моравы существует княжество Моймира и у Нитры — удельное  княжество Прибины.  Главной опасностью для формирующейся государственности славян Центральной Европы  становится экспансия франков. Местные славянские племенные княжества с начала IX в. находятся в постоянной конфронтации с франкскими феодалами, что ускоряет их объединение. Около 833 г. моравский князь Моймир I изгнал нитранского князя Прибину, а Нитранское княжество присоединил к Моравии. Так в 30-х годах IX в. севернее от Дуная возникает славянское государство под властью династии Моймировичей, получившее впоследствии название Великая Моравия.

Великая Моравия быстро выдвинулась на первый план европейской политической жизни IX в. Острый интерес к ней проявляет Франкская империя, а затем Восточнофранкское королевство, Рим, Византия, Болгария.

В течение первой половины IX в. Великоморавское государство значительно усилилось, распространив свое влияние на большой ареал Центральной Европы, и стремилось проводить собственную суверенную политику. После распада в 843 г. Франкской империи непосредственным соседом Великой Моравии стало Восточнофранкское королевство. С этого момента внешнеполитическая история государства Моймировичей — это история непрерывной борьбы против экспансии германских феодалов. [7; с. 14, 15].

В «846 г…. Людовик… в половине августа вторгся с войском против моравских славян,  стремившихся отделиться [от него]. Когда… по своей воле установил порядок, он уладил отношения и поставил князем Ростислава, племянника Моймира» [3; с. 168], полагая, что тот будет послушным орудием в его руках. Однако Ростислав не желал мириться с положением вассала. Он проявил себя как искусный дипломат и военачальник, ловко использовавший распри в Восточнофранкском королевстве. У него неоднократно искали поддержки баварские графы, выступавшие против политики централизации короля Людовика. При дворе Ростислава нашел убежище и сын короля Карломан, взбунтовавшийся против отца.

В поисках союзника против агрессивного соседа Ростислав в 853 г. заключил союз с Болгарией. Это  послужило поводом для военного  похода Людовика   Немецкого против мораван  в 855 г. Восточнофранкские войска разорили Моравию, но крепость, где укрылся Ростислав с дружиной, им взять не удалось. [7; с. 16]. «…Людовик вернулся без победы, так как малоуспешно вел войско на землю моравских славян против князя, который восстал против него… При отступлении Ростислав преследовал его…». [3; с. 170]. Для того чтобы   утвердить   свое   положение   как   правителя   суверенного государства и занять достойное место в иерархической лестнице христианских   правителей   Европы, великоморавский князь должен был   достичь   самостоятельности   и   в   церковной   области. 

В первой половине IX в. происходила быстрая христианизация населения Великой Моравии при участии миссионеров из Ирландии,   Баварии,   Италии, Далмации, Византии. Ростислав, несомненно, понимал значение христианства для укрепления княжеской власти и рождающейся феодальной системы и поэтому поощрял    его распространение. Кроме того,  христианизация укрепляла позиции нового государства на международной арене, препятствуя внешней экспансии под предлогом искоренения язычества. [7; с. 16]. Понимая всю невыгоду своей зависимости от немцев, но зная, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать лучших друзей, которые и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее могли бы помочь, и в то же время не были бы опасны для них. Таких друзей они надеялись найти в отдаленной от них православной Византии. К ним присоединился и Коцел, бывший до того другом немцев. [5; с. 42, 43]

Вместе с тем Ростислав  сознавал, в частности, что деятельность баварских миссионеров представляла  определенную опасность, ибо она содействовала распространению франкского политического влияния на Великую Моравию. Стремление парализовать давление Восточнофранкского королевства заставило князя Ростислава обратиться в 861 г. в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать в Моравию миссионеров, однако тот отказал. После взаимных совещаний между собою и с народом, в конце 862 или в начале 863 года [7; с. 16] «… послал к цесарю Михаилу, говоря: «Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы и другие земли, глядя на это, уподобились нам. Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. От вас ведь исходит во все земли добрый закон»». [1; с. 86, 87].

Приятно было царю Михаилу  такое сближение с ним князей славянских, обещавшее многие выгоды и для Церкви Православной и для государства греческого. Распространяя пределы и славу Церкви Православной, оно с тем вместе открывало для византийского государства возможность поставить себя в более выгодное отношение и к прочему западному краю. [5; с. 43].

«И цесарь, собрав собор, призвал Константина Философа, дал знать ему об этом деле и сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, ибо дела этого никто совершить не может, только ты». Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка». И сказал цесарь ему: «Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?». Философ же сказал: «Кто может записать на воде беседу и (кто захочет) прослыть еретиком?». Отвечал же ему снова цесарь с дядей своим Вардой: «Если захочешь, то ожжет тебе дать (их) бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим».

Пошел же Философ  и по старому обычаю стал на молитву  и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их бог, что внимает молитвам рабов своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» и прочее». [1; с. 87].

Обрадованные видимым  благословением Божиим святых трудов праведника, царь и его советники  возблагодарили и прославили Господа.

По окончании нужных для предстоящего апостольского труда приготовлений святой Кирилл вместе с братом своим святым Мефодием, по воле царской, немеленно должны были отправиться в Моравию. [5; с. 47]. Цесарь «послал их с многими дарами,  написав Ростиславу такое послание: «Бог, который хочет, чтобы каждый пришел к познанию истины и достиг большего достоинства, увидев веру твою и старание, сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для языка вашего – то, чего не было дано (никому) после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, что славят бога на своем языке. И так тебе послали того, кому бог объявил их, мужа честного и благоверного, книжника и философа. Прийми же дар (этот), что ценнее и больше всего серебра, и золота, и драгоценных камней, и (всего) преходящего богатства, и пойди с ним спешно упрочить (это) дело и всем сердцем искать бога. И не отвергни общего спасения, но подвигни всех, чтобы не ленились и ступили на путь истины, чтобы и ты, приведя их старанием своим  познанию бога, принял за это воздаяние в этом веке и в будущем, за все те души, что уверуют в Христа бога нашего от ныне и до конца (времен), и оставил память о себе у будущих поколений, как великий цесарь Константин». [1; с. 87].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ.

Путь  славянских  апостолов  лежал  чрез   Болгарию,   которую   издавна  населяли  славяне  же. [5; с. 48].

Из Болгарии святые Кирилл и Мефодий  прямо прибыли в Моравию. По всей вероятности, здесь уже знали и о их назначении в просветителей этой страны,   и   о   тех   трудах,   которыми   они   прославили себя в разных местах, особенно в Болгарии. Еще более должно было с первого же раза обратить здесь внимание на них царское послание, которое они несли к Ростиславу, свидетельствовавшее о их высоком нравственном достоинстве и о том, какой бесценный дар   они   намерены   передать   славянскому   народу. [4; с. 50, 51].

Информация о работе Возникновение славянской письменности