Александр Блок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:39, доклад

Описание

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Работа состоит из  1 файл

Блок.docx

— 25.90 Кб (Скачать документ)

Блок Александр  Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым  мать Блока разошлась вскоре после  рождения поэта. Воспитывался в семье  своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора  Петербургского университета. Отношения  с отцом, изредка приезжавшим  в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого  любых иллюзий, но вместе с тем  наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который  стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного  масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие  истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Только о  великом стоит думать, только большие  задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными  малыми силами.

Блок  Александр Александрович

Формирование  поэтической индивидуальности Блока  на первых порах протекало вне  воздействия символизма, который  с 1890-х годов стараниями Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова стал самым значительным новым течением в русской литературе. В автобиографических заметках Блок отмечает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета» – Петербургского университета, где Блок получил образование сначала на юридическом (1898–1901), затем на филологическом (окончил в 1906) факультете.

Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева, на несколько лет овладевшей всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма, крупнейшим творческим свершением которого явились Стихи о Прекрасной Даме, с их уникальным сочетанием романтической влюбленности и почти религиозного поклонения Возлюбленной, воспринимаемой, вслед за Данте, как земное воплощение божественного образа.

Поэтический идеал молодого Блока – одухотворенный человек, который, в согласии с учением  Соловьева, отмечен «сиянием Бога»  и потому свободен от «грубой коры вещества». В центре «романа в  стихах», как называл свою первую книгу Блок, стоит мистерия богоявления  и преображения мира, но этот доминирующий мотив, который потребовал многочисленных слов-символов («высокие соборы», «бездонная глубина», «лазурь», «тьма» и т.п.), обозначающих присутствие бесконечного в конечном, соединяется с лирическим сюжетом, отмеченным биографической достоверностью. Возлюбленная представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, воспетой Соловьевым, однако чувство поэта обращено к конкретной женщине и подчас приобретает драматический характер.

Только влюблённый имеет право на звание человека.

Блок  Александр Александрович

В реальных отношениях с Л.Д.Блок, почти лишенных физической близости, это раздвоение породило многолетний мучительный конфликт, который особенно обострился после  того, как в эти отношения активно  вмешался Белый. Его увлечение Л.Д.Блок, в котором смешивались также  почитание «Лучезарного лика» и  земная страсть, создало невыносимую  ситуацию, которая едва не привела  к дуэли между Блоком и Белым. Так завершается период, который  Блок впоследствии назвал «мистическим шарлатанством».

Отход от символизма начался у Блока со времени  революции 1905–1907 в России, воспринятой  им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что  органически неспособен служить  «общественности»: «Никогда я не стану  ни революционером, ни «строителем  жизни». Однако сборникНечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности — мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).

Центральное положение во втором сборнике Блока  занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом  Незнакомки, как озаглавлено самое  известное из них (а также и  лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде  Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики  символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда»  отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку».

В то же время  написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и  бледный» Пьеро томится о своей  «картонной невесте», покинувшей его  ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый  парафраз истории отношений между  Блоками и Белым) показаны как  театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской  комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок

В книге стихов Снежная маска (1907) и цикле Фаина (стихотворения 1906–1908), навеянных страстным  увлечением актрисой Н.Н.Волоховой, двойное видение символизма, открывающего трансцендентное в обыденном, реализовано посредством образов города, соединяющего в себе завораживающие и дьявольские черты (т.н. «петербургский миф» Блока, художественно воплощаемый по преимуществу посредством метафор тумана, снега, сна). Но вместе с тем эстетика символизма переосмыслена, поскольку полная трагизма страсть соединяется не с утопией преображения земного бытия, когда оно станет частью Мировой Души, но с глубоко укорененной, едва ли не мистической любовью к родине.

Отныне это  главная лирическая тема Блока, ищущего  «живую душу» России в ее «нищей»  природе, озаренной нездешним светом, и в постижении ее исторического  пути, пролегающего через героические  испытания (цикл На поле Куликовом, 1909), которые в конечном счете должны увенчаться обретением Христа. Идея пути доминирует в поэтическом творчестве Блока 1910-х годов, составляя контрастное единство с образами хаоса, гибели и катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе Первой мировой войной и Октябрьской революцией 1917.

Этими предчувствиями полон раздел Страшный мир сборника Ночные часы (1911). И в поэзии, и  в публицистике, которой в эти  годы поэт отдает много сил (под заглавием  Россия и интеллигенция его важнейшие статьи вышли книгой в 1918), Блок предстает человеком «катастрофического сознания», все более далеким от круга настроений символизма, как и от его художественного языка. Явственной становится его ориентация, с одной стороны, на поэтику народных заговоров, плачей, причитаний, с другой – на русскую романтическую традицию, в особенности на впервые им открытое поэтическое наследие Ап.Григорьева.

Последним произведением  Блока, в котором еще чувствуются  идеи символизма, была драма Роза и  Крест (1913), написанная на сюжет из истории  трубадуров и предназначенная для  Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое  в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.

Призванный  на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции  возвращается в Петроград и участвует  в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга Последние дни  императорской власти вышла посмертно  в 1921). Октябрьские события он воспринял  как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами  Двенадцатьи Скифы. Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот.

Поэма строится на чередовании тонических ритмов и  традиционного хорея, на переплетении эпизодов, связанных с проституткой Катькой, убитой ее ухажером за измену, и заполненных профетической  символикой картин грандиозной драмы, в обрамлении которых развернут  сюжет этого «жестокого» городского романса. Выделены лейтмотивы бунта, стихии, ветра, в котором распознается «музыка» исторического потрясения (Блок подразумевал не столько Октябрьский переворот, сколько закат целой эпохи  в жизни человечества – «крушение  гуманизма», как озаглавлена одна из его программных статей 1919).

В Скифах идея краха европейской культуры, ведущей  свою родословную от эпохи Возрождения, выступает еще более рельефно. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью Исповедь язычника(осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества.

Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает  с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его  выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

После смерти Блока (по-видимому, от истощения и  нервной депрессии) 7 августа 1921 эти  слова стали относить и к нему самому.

Ночь, улица, фонарь, аптека                          

Ночь, улица, фонарь, аптека,  
Бессмысленный и тусклый свет.  
Живи ещё хоть четверть века -  
Всё будет так. Исхода нет.  
 
Умрёшь - начнёшь опять сначала  
И повторится всё, как встарь:  
Ночь, ледяная рябь канала,  
Аптека, улица, фонарь.

Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности  
    "Бессмысленный и тусклый свет"  
    и  
    "Все будет так.Исхода нет"  
    Присутсвие символов усугубляет эти чувства:  
    "Ночь,улица,фонарь,аптека..."  
    Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте,мраке,и фонарь, как олицетворение надежды,маленького счастья, и опять тьма,болезни."Ледяная мгла канала"- страх,холод,смерть.  
    Все стихотворение представляет собой развернутую метафору.Путь,дорога жизни-печальная,нескончаемая,безнадежная.  
    Композиция этого стихотворения-зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки  
    "ночь,улица,фонарь,аптека..."  
    и  
    "Аптека,улица,фонарь..."все идет по кругу,жизнь не прекращается,но и не меняется:  
    "И повторится все как встарь..."  
    и  
    "Умрешь-начнешь опять сначала..."  
    Жизненное кружево,ритмический плавный танец,завораживающий,дающий толчок на переосмысливание своего жизненного пути.  
    В конце стихотворения у лирического героя все-таки возникает надежда на какое то чудо,фонарь как предвестник счастья. Робкая оптимистическая нотка,ожидание чего то прекрасного и многообещающего.

Информация о работе Александр Блок