Анализ пьесы «Синяя птица» Мориса Метерлинка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:21, реферат

Описание

Метерлинк – самый выдающийся представитель бельгийского символизма. К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Работа состоит из  1 файл

реферат по литературе.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

    Особо следует сказать о роли времени  в феерии, о его символике. Лицом  к лицу мы встречаемся с ним  в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы — в хижине дровосека — перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

    Сон и сновидение — это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время  «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени  как особой категории реальности — единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».5

    Наконец следует сказать о главном  символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для  того,  чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица — символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело — ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».6 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

 

     Список использованных источников:

    1.История  зарубежной литературы конца  XIX – начала XX века/Под. ред. проф. Л. Г. Андреева. М.: Высш. Школа, 1978. Стр. 129.

2.Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 143.

3.Андреев Л.  Г. Сто лет бельгийской литературы. М.: Издательство Московского университета, 1967. Стр. 344.

4.Шкунаева  И. Д. Бельгийская драма от  Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 146

5.Шкунаева И.  Д. Бельгийская драма от Метерлинка  до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 152.

6.Блок  А. А. О «Голубой птице» Метерлинка, 1920 г. // Морис Метерлинк в России  Серебряного века, М.: Рудомино, 2001. Стр. 150. 

Информация о работе Анализ пьесы «Синяя птица» Мориса Метерлинка