Анализ поэмы "Мцыри"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:13, сочинение

Описание

Поэма «Мцыри» (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.
В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической невозможностью реализовать свои порывы к освобождению. Но в то же время Мцыри и противопоставлен Демону. В нем нет ничего эгоистического, нет космического отрицания, он не наделен чертами исключительности, таинственности. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций.

Работа состоит из  1 файл

Анализ поэмы «Мцыри».docx

— 15.90 Кб (Скачать документ)

Анализ поэмы «Мцыри»

Поэма «Мцыри» (1839), также  выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это  обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление  о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана  с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.

В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической  невозможностью реализовать свои порывы к освобождению. Но в то же время  Мцыри и противопоставлен Демону. В нем нет ничего эгоистического, нет космического отрицания, он не наделен  чертами исключительности, таинственности. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций. Монастырь, куда попадает маленький  пленник, вовсе не является злой, угрюмой  средой. Напротив, монахи были добры  к мальчику. И все же он не может  оставаться там, потому что это противно всему его существу, даже не сознанию, а его «естественной» натуре. Он стремится

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Это не поиски иной культурной среды (как было у пушкинского  Алеко). Мцыри жаждет вернуться к  самому себе, в естественный для  него простой и понятный мир, в  родную, близкую природу, противопоставленную  чужому миру, где человек может  быть угнетен человеком, где подавляется  естественное чувство личности. Вот  почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь  своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит  спасение и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:

«Мне было свыше то дано».

И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой  того же самого мира:

«Как будто сам я  был рожден

В семействе барсов и волков».

Однако побег Мцыри  был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в  окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя  оказался замкнутым по кругу. В «Мцыри»  заметно влияние грузинского  фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан  на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной  поэме Шота Руставели «Витязь  в тигровой шкуре». Лермонтову в  соответствии с его замыслом очень  важно было показать, что физически  слабый юноша оказывается победителем  в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему  не удалось.

 

Поэма в основной своей  части представляет монолог Мцыри  — его исповедь, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Форма исповеди (она была использована и в «Демоне») давала возможность глубоко и  правдиво раскрыть внутренний мир героя. Показательно, что в исповеди Мцыри  вместо традиционного покаяния, раскаяния  в грехах звучат смелый вызов и  утверждение внутренней правоты  человека, готового за несколько минут  вольной и свободной жизни  променять «рай и вечность». Эмоциональный  тон исповеди Мцыри находит выражение  не только в экспрессивной лексике  и синтаксической усложненности  его рассказа, но и в характере  рифм поэмы: Лермонтов использовал  только мужские рифмы. Белинский  специально подчеркивал своеобразие  ритма стиха: он «отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное  однообразие падения его удивительно  гармонируют с сосредоточенным  чувством, несокрушимою силою могучей  натуры и трагическим положением героя поэмы».

В своих поэмах Лермонтов  поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной  ему жизни, когда так важно  было

«Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы».

Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие  кризиса индивидуалистического  сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской  жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий  героев своего времени, противоречий в  их мироощущении и внутреннем мире помогло Лермонтову в создании психологической  прозы.


Информация о работе Анализ поэмы "Мцыри"