Анализ стихотворения Некрасова "Железная дорога"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:18, реферат

Описание

Название стихотворения – своеобразный «вход» в творение мысли поэта, вывеска над зданием, указывающая на предназначение последнего. Именно в названии определена тема в широком и узком понимании этого слова.

Работа состоит из  1 файл

Анализ стихотворения Некрасова.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Тема «железной дороги» была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва – Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. «Факт железной дороги» нашел отражение и в лирике Некрасова.

 Название  стихотворения – своеобразный  «вход» в творение мысли поэта,  вывеска над зданием, указывающая  на предназначение последнего. Именно  в названии определена тема  в широком и узком понимании  этого слова. В нем (в названии) поэт реализует оба смысла слова «железная», употребляя его и в прямом значении (сделанная из железа), и в метафорическом (как в словосочетаниях «железные нервы, железная воля»). Эпиграф с ремарками (чем не фразы из пьесы?) строится по схеме «вопрос – ответ», причем ответ-то и вызывает «спор» - явно не выраженный, но отражающий позицию автора.

 Какова  же роль ремарок? Внимательное  прочтение ремарок подскажет,  кто герои диалога: отец –  генерал («в пальто на красной  подкладке»), сын Ваня – «в  купеческом армячке» (тут уместно  спросить самого автора: «Почему?»). Еще один вопрос… В определении жанра произведения «Железная дорога» нет открытых споров, тогда почему оно встречается в различных сборниках некрасовской лирики и в разделе «Стихотворения» и разделе «Поэмы»?..

 На простой  детский вопрос (кто построил дорогу?) отец-генерал дал односложный ответ. Не вступая открыто в спор с генералом, случайный попутчик предлагает другую «версию», ту, которая и является отражением мыслей и дум поэта.

 Поэма,  примем эту точку зрения в  определении жанра, имеет четырехчастное строение. Это деление не только «разбивает» монолог, но и помогает убедиться в том, что произведение по своему содержанию и строению ближе по жанру к поэме, так как тематика и проблематика его шире одного стихотворения.

 В первой части поэмы содержится описание осеннего пейзажа за окном. Нет сомнений в том, что поэт, размышляя над чем-то важным («думаю думу свою»), все же любуется простотой русского пейзажа.

 Плеоназм  «думаю думу», свойственный разговорной  речи, подчеркивает важность размышлений, их глубину, тревожность, в нем угадывается былинный и народный песенный слог.

 На первый  взгляд, средства изобразительности,  которыми пользуется поэт, могут  показаться, «затасканными и несвежими» (так их охарактеризовал один  из критиков-современников), да и поэтические штампы угадываются и даже вызывают легкую усмешку у некоторых любителей поэзии… Но, как мне кажется, на выбор поэта повлияла поставленная им самим задача: речь персонажа должна быть понятной, простой, то есть – НАРОДНОЙ. Что ж, мотив ясен. Не стоит удивляться и тому, что у нашего героя появилось желание «выспаться» - успокаивающий стук колес, мерное покачивание располагает к этому, уводит от тревог и дневных забот. Да и в описании пейзажа нет «высокой поэтики» - все скромно и просто: «кочи», «моховые болота», «пни», «все хорошо», «всюду родимая Русь», - звучит классически, но сказано к месту. Слово «Русь», упорно звучащее у Некрасова, как-то не очень созвучно с «новой темой» и не вписывается в тему «индустриализации».

 Вторая часть поэмы – отличается от первой. Противопоставление в природы («нет безобразия в природе») и человеческих отношений (тема рабского труда и бесправия народа с одной стороны, жажда наживы, бесчеловечность с другой) «вскрывает» правду и звучит обвинением в адрес тех, кто готов забыть непосильный труд, голод, смерть тысяч крестьян, то, о чем поэт «при лунном сиянии» рассказывает мальчику. В этом рассказе ребенку, пожалуй, трудно отличить правду от видений из сна. «Песня мертвецов», вошедшая во вторую часть поэмы, подчеркивая трагизм повествования, звучит как исповедь и как наказ потомкам, а также как упрек тем, кто забыл истинных строителей дороги. В этой песне раскрывается психология русского мужика – всепокорного, бесправного, верящего в лучшую жизнь. Наверное, выслушав такое откровение, ребенок испугается, но «урок» нравственности, христианского отношения к людям поэт преподал не зря. Сон улетучится, но мысли и чувства уже растревожили юное создание, и разговор не будет забыт.

 Третья  часть поэмы построена на диалоге: Ваня – отец-генерал – попутчик-поэт. Интересно и то, что в этой беседе упоминается кто-то четвертый – тот, кто сказал Ванечке фразу «Вот они – нашей дороги строители!..» На этот факт можно было бы не обращать внимания, если бы слово «он» не было бы выделено курсивом. Кто «он»? Воплощение какой силы?

 Генерала  же последние слова сына рассмешили; его резкий хохот и, как ему  кажется, неопровержимые аргументы  в пользу того, что безграмотный  народ способен лишь разрушать,  вызваны внутренним недовольством, которое он всячески скрывает. «Варвары! Дикое скопище пьяниц!..» – именно так величает он трудовой народ. Но поэт по-прежнему не вступает с ним в спор. Его слова все так же обращены к ребенку, ведь «урок» должен иметь завершение.

 В четвертой части поэмы рассказывается о том, как была окончена великая стройка. Но и это радостное событие – «светлая сторона» – имеет свои оттенки. Рабочий народ закончил «труды вековые» и что же получил взамен? – «каждый подрядчику должен остался». Сгладить конфликт «помогает бочка вина», щедро выставленная купчиною, да «подаренная» недоимка. Обман налицо, но «ура» раздается все громче, дружнее, протяжнее…

 Скрытый  спор между генералом и поэтом  заканчивается «вопросом на вопрос».  И это не просто спор людей,  чье мнение не совпадает, это столкновение двух взглядов, двух мировоззрений о роли народа в истории.

 Авторская  ирония (ею пронизана вся 4-ая  часть) вызвана не только социальной  несправедливостью, но и тем  равнодушием к собственной участи, какую выказывает русский мужик.

Темы и проблемы поэмы «Железная  дорога» прямо и косвенно отражены и в других стихотворениях Некрасова. Для сопоставительного анализа  можно предложить следующие произведения: «Размышление у парадного подъезда», «Ты проснешься ль, исполненный сил?..», «Ночь. Успели мы все насладится», «Родина» и др.

Идейное содержание «Железной дороги»  Н.Некрасова составляют: главная  идея — утверждение мысли о  том, что творцом всех материальных и духовных ценностей является народ, и идеи второстепенные, в частности, глубокое уважение к народу, восхищение его мужеством, стойкостью, трудолюбием и в то же время осуждение его покорности, забитости, долготерпения, противопоставление красоты родной природы безобразным общественным отношениям.

Главная идея не только не расходится с идеями частными, но и действенно синтезирует их, объединяет и доводит до логического завершения. Идейное содержание произведения напоминает многоступенчатую космическую ракету, где главная идея есть результат художественного взаимодействия, системного единства многочисленных частных идей, которые в "бесконечном лабиринте сцеплений" дополняют и уточняют друг друга и в конце концов выводят на орбиту устремлённую в зенит заключительную, последнюю ступень.

 

1 .Тема литературного произведения. Объективная и субъективная

стороны темы. Тематика /основные темы, частные темы, тематические мотивы/ как

органинеское и целостное единство в произведении. Тема "Железной дороги".

 

Определение понятий «тема»

Любое художественное произведение зависит  прежде всего, от главной мысли, заложенной автором, или темы и идеи. Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Что же такое «тема»? Одни понимают под темой жизненный материал, который берется для изображения, другие - круг жизненных явлений, обстоятельств, которые воссоздаются художником в своем произведении. Тем не менее, все сходятся на том, что под «темой» следует понимать:

 а) некий жизненный материал / среду;

 б) некий объект изображения;

 в) некую  эстетическую категорию;

 Все  это одновременно входит в  понятие темы, но она не является  простым «набором» жизненных  впечатлений, а скорее ближе  такое понятие как «принципы  отбора» этих впечатлений для  конкретного произведения. Дословный  же перевод слова «thema» означает «то, что положено в основу». Пави так определяет тему: «общая тема - это резюме действия или драматического универсума, его центральная идея или организующий принцип» , далее добавляя, что тема - избитое в языке критики понятие - тем не менее, страдает недостатком точности.

 Можно  совершенно определенно сказать,  что темы как таковой, единственно  присущей данному произведению - не существует. Есть ряд тем,  которые объединяются общим принципом,  единым устремлением и среди  которых каждый исполнитель выбирает некоторое количество тем, организовывает их в некую совокупность и соподчиненность, называя это темой (или «своей» темой). Этот процесс иногда называется «трактовкой», т.к. она есть самопроизвольная иерархизации тем. С одной стороны это нарушает приданную автором пьесе цельность, с другой позволяет получать бесконечное количество интерпретаций.

 Тематическое  единство напрямую связано с  единством драматического действия, поэтому можно лишь теоретически  отделять тему от формы ее  реализации, т.к. практически содержание и форма не отделимы друг от друга. Мы же стараемся разделить их на теоретическом плане для того, чтобы точно узнать исходные предпосылки того или иного действия. Пави справедливо отмечает, что «с выделением в пьесе некоторых тем начинается скорее внелитературная операция комментирования и интерпретации, чем научный анализ произведения» . Именно поэтому то «тема» более необходима в практической, постановочной работе, чем в строго научном исследовании; тема заставляет работать «двигатели психической жизни». Все действия персонажа укладываются в некий смысловой универсум, который описывается понятием «тема», так же этот универсум связан с мировоззрением и идеологией, которые обуславливают способы проявления темы в действии.

 Драматургу присуща, с одной стороны, тема, которая пронизывает все его творчество и отражается в каждом произведении, с другой стороны, каждое произведение имеет свою тему, как отражение главной темы (или ее ракурс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некрасов  – идеалист,… верующий в божественный и страдальческий образ… святое воплощение духа. Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин унаследованную от Тютчева с потрясенной интонацией сверх чувственности, невыразимости ощущений Фета. Обращаясь к отличию поэзии Некрасова от поэзии современников и предшественников, нам представляется возможным отметить «особую позицию субъекта» в стихотворениях Некрасова.   

   Обращаясь  к стихам поэта, можно отметить  отсутствие в них искусственности,  надуманности. Характерным явлением  для лирики 19 века, особенно периода,  предшествующего творчеству Некрасова, является искусственное создание ролей, проблем, тематики стихотворений. Многие авторы действовали по образцу, по традиции, по определённому зафиксированному сценарию.

    Стихи Некрасова не являются  надуманными, искусственными, чем грешило большинство его предшественников и современников. Начиная с ранней поэзии, произведения Некрасова наполнены крайней субъективностью. Уже в раннем поэтическом сборнике поэта «Мечты и звуки» проявляется эта тенденция. Проявление субъекта в сборнике в первую очередь замечается на уровне выражения настроений. Одним из ведущих субъективных начал в этом сборнике является наличие двух настроений «созерцательного» и «пессимистически - обличительного».

 


Информация о работе Анализ стихотворения Некрасова "Железная дорога"