Автобиографический жанр на примере романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:47, реферат

Описание

Автобиография - форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни.

Работа состоит из  1 файл

Том Сойер.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Автобиография - форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни.

    Автобиографическая  установка, если рассматривать ее в  исторической перспективе, гораздо  более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография – это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении – и создавали выдающиеся произведения, тем самым, создавая жанр автобиографии.

    Один  из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом  был св. Августин. После Августина  вплоть до эпохи Возрождения и  Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500–1571; «Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано (1501–1576; «О моей жизни») и М. Монтеню. Из автобиографов второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна.

    Третий  период расцвета автобиографического  жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода  – Ж. Ж. Руссо и его «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя». Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б. Франклин, Дж. Казанова, И. В. Гёте, В. Скотт, Анри Бейль (Стендаль),  А.Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч.Дарвин, Л. Толстой и Ф. Ницше.

    С началом XX века автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в «войны» идей, но в войны в буквальном смысле этого слова – и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты. Неудивительно, что в XX в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов XX века можно отнести Г. Адамса, Г. К. Честертона,  М. Горького, Марка Твена, Г. Дж. Уэллса.

    Если  рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и «ментальных» событий – по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой – его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам – по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений.

    Цель  автобиографии – представить  жизнь (или какую-то ее часть) как  некое целое, когда описываемые  события отделены от настоящего неким  временным промежутком и автор  может отнестись к ним более  или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары – историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество.

    Хотя  жанр автобиографии обычно считают  прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, «Прелюдия» У. Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко. Более того, даже личное письмо – в сущности, автобиографический «анекдот» и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись).

    Иногда  в форму автобиографии облекались вымышленные истории – «Робинзон  Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Похождения Жиля Блаза» А. Р. Лесажа, «Приключения Родерика Рэндома» Т. Смоллетта, «Роб Рой» В. Скотта, «История Генри Эсмонда» У. М. Теккерея и многие другие книги. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода – «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса, «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, все романы Л. Толстого и др. 
 
 
 
 
 
 
 

    «Приключения  Тома Сойера» как  автобиографический роман Марка Твена

    Марк  Твен - один из крупнейших реалистов  и сатириков в американской литературе. Автор многочисленных рассказов, повестей, романов, памфлетов, фельетонов, публицистических статей, путевых очерков, ценнейших автобиографических записок и литературных писем, он завоевал мировую славу книгами о Томе Сойере и его товарище Гекльберри Финне. Эти реалистические повести, написанные для читателей «всех возрастов», прочно вошли в детскую литературу на правах классических произведений, мимо которых не проходит ни один школьник.

    Марк  Твен (1835-1910) - псевдоним Сэмюэла Ленгхорна Клеменса. Он родился в штате Миссури, в многодетной семье провинциального юриста без практики, с трудом сводившего концы с концами. Детство писателя прошло в захолустном городке Ханнибал, на берегу Миссисипи, в тех самых местах, которые он впоследствии так красочно описал в своих книгах. После смерти отца двенадцатилетний мальчик начал трудовую жизнь учеником наборщика в типографии местной газеты. В поисках заработка он кочует из города в город, из штата в штат. Типографский рабочий, он становится затем лоцманом на речных пароходах, досконально изучив капризное русло Миссисипи.

    Псевдоним писателя связан, как утверждают биографы, с его воспоминаниями о годах, проведенных на лоцманской службе: «Марк твен» - значит «мерка два». «Марк  твен!» - восклицал матрос на вахте, давая знать лоцману, что судно в этом месте не сядет на мель. В 1861 году, когда в Соединенных Штатах качалась гражданская война, Марк Твен был зачислен в армию южан. Не желая защищать чуждые ему интересы рабовладельцев, он дезертировал и отправился на Дальний Запад, куда устремились в те годы толпы золотоискателей. Тяжелый и неблагодарный труд старателя принес Марку Твену одни только разочарования. Чтобы не умереть с голоду, отчаявшийся старатель снова находит работу в типографии и мало-помалу превращается в журналиста. В 60-х годах он печатает в газетах Невады и Калифорнии свои первые юмористические рассказы, используя хорошо знакомый ему фольклор старательских лагерей.

    "Приключения  Тома Сойера" – первый самостоятельный  роман Марка Твена. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения. Здесь были описаны юные годы Твена, проведенные в Ганнибале.  Примером для образа Тома Сойера послужил характер Твена в детстве  и его двоих однокашников Джона Бриггса и Уилла Боуена.  Книга также вводила в роли поддержки образ Гекльберри Финна, основанного на детском друге Твена Томе Бланкеншипе.

    В Томе Сойере без труда можно разглядеть "протестантскую" натуру самого писателя, проявлявшуюся с детства. Том  Сойер - обычный мальчик, шутник и шалун. Ему не по вкусу жизнь образцового мальчика с образцовой семьи, размеренная жизнь «по правилам» противоречит его бунтарскому духу. Он непоседа, выдумщик и фантазер. Начитавшись историй о смелых и отважных разбойниках, которые борются за справедливость, помогают слабым, Том ищет приключений в реальной жизни. Он романтик. Мальчик сам наполняет свою жизнь событиями, несмотря на все предостережения взрослых, его не пугают опасности, он радуется своим затеям. Для него жизнь - продолжение любимых книг и игр. Том готов каждый день «осуществлять подвиги», ему некогда скучать, он беззаботный и прыткий. Герой наделен способностью видеть в будничном чрезвычайное. Том умеет испытывать удивление обычным, казалось бы, вещам и подавать событие в непредусмотренной интерпретации. Так грандиозным событием в его жизни становится потеря зуба, крашение изгороди. Да и вообще много бытовых предметов (ключ, мел) могут привести к чрезвычайным событиям. В мире Тома так много тайн и приключений.

    Том - надежный товарищ, он умеет хранить тайны и по-настоящему дружить. Недаром лучшим другом Тома есть «уличный» мальчишка, беспризорник - Гек Финн. Том здравомыслящий, благородный и смелый. Он умеет преодолеть страх, взять себя в руки и не отчаиваться, несмотря на юные годы, у него есть ощущение ответственности. Это выразительно описано в рассказе о том, как Том вместе с Беки - девушкой, в которую он влюбился, - забрели в пещеру. Храбрость, мужество, сообразительность и решительность - эти недетские черты характера Тома помогли ему выбраться вместе из Беки из пещеры.

    Если  попытаться дать характеристику главного героя в нескольких словах, можно  сказать: нарушитель запретов и "подрывник" традиций. Американская критика увидела  в Томе Сойере "маленького дельца", то есть национальный тип делового американца: мечты Тома разбогатеть, умение извлечь выгоду из окраски забора, махинации с билетиками в воскресной школе...

    Любопытно, что Марк Твен задумывал эту книгу  как критику на американскую действительность, однако романтизм детских впечатлений, поэтизация жизни, добродушный юмор придали ей эпические черты.

     "На мой взгляд, - писал Марк  Твен, - повесть для мальчиков  надо писать так, чтобы она  могла заинтересовать... и любого  взрослого мужчину, который когда-либо  был мальчиком".

    Городок Сент-Питерсберг ничем не отличается от захолустного Ханнибала, в котором Марк Твен провел свое детство. И пресловутая воскресная школа с розгами как единственным средством педагогического внушения и бессмысленной зубрежкой библейских текстов в качестве основного метода «христианского воспитания». И одуряюще-нудные церковные проповеди, и тайная продажа спиртных напитков в трактире «Общество трезвости», и уголовные преступления, творящиеся под мирными кровлями этого «идиллического» городка, и ханжеское благочестие суеверных обывателей, и живописные окрестности с уединенными островками на Миссисипи, где скрывались беглые негры, и таинственная пещера с бесконечными лабиринтами, и поиски кладов, и ночные встречи на кладбище, и мальчишеские игры в пиратов и разбойников, и многое-многое другое, - все это не выдумано автором, включая и самих героев.

    "Приключения  Гекльберри Финна", которые должны  были стать продолжением "Тома  Сойера", писались десять лет.  В этом романе мягкий юмор  уже перерастает в жесткую  сатиру, поэтому не случайно автор начал с "Предупреждения": "Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны". Гек, заскучавший в доме добродетельной вдовы, взявшей его на воспитание, становится бездомным бродягой и видит мир уже в более реалистичных, контрастных, тонах, нежели Том. Юный люмпен, путешествующий в компании с чернокожим и борющийся за его свободу, оскорблял американские нравы того времени. Вскоре после издания (1885) роман изъяли из многих библиотек, как "никчемную книжонку, пригодную только для трущоб". Спустя век эту же книгу обвинили в... расизме и унижении достоинства негритянского населения, а некий член школьного совета из Чикаго даже предложил ее сжечь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели автобиографический жанр на примере «Приключений Тома Сойера» Марка Твена.

    Мы  убедились, что Том Сойер - не вымышленный  персанаж. Он, так же как и Гек  Финн, списан с натуры, но не с одного оригинала - он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых знал писатель, и потому принадлежит к смешанному архитектурному ордеру.

    Большая часть приключений, о которых  рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты самим автором, остальные мальчиками, учившимися вместе с ним в школе.

Информация о работе Автобиографический жанр на примере романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера"