Бобрыкин Петр Дмитриевич: жизнь и труды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:27, реферат

Описание

БОБОРЫКИН, Петр Дмитриевич (1836 – 1921) – прозаик, драматург, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, переводчик. Происходил из очень древнего помещичьего рода. Владел основными европейскими языками, объездил весь Старый Свет.

Работа состоит из  1 файл

Бобрыкин.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

     Последние романы Боборыкина тоже посвящены интеллигенции: "Побежденных - не судят" (1910, "Вестник  Европы") - впечатлениям революционной эпохи и "Прорыв в вечность" (1911, "Вестник Европы") - богоискательству и сектантству. Из второстепенных романов можно назвать: "В чужом поле" (1866, "Русский Вестник"); "На суд" (1869, "Всем. Труд"); "Лихие болести" (1876, "Отечественные Записки"); "Сами по себе" (1878, "Слово"); "За работу" (1885, "Новь"), "Ходок" (1895), "По другому" (1897), "Тяга" (1898), "Куда идти" (1899), и комедия "Накипь". Многочисленные рассказы и очерки Боборыкина носят по преимуществу бытовой характер и свидетельствуют о громадном запасе наблюдений

     Нередко Боборыкин портретирует реальных людей  и подлинные события. Так, рассказ  «Последняя депеша», посвящен взаимоотношениям А.И. Герцена и Н. П. Огарёва. В повести «Долго ль?» описаны смерть и похороны Аполлона Григорьева. Особенно для нас интересно то, что в повести «Однокурсники» излагаются впечатления от чеховских спектаклей на сцене Художественного театра. Герой романа П. Д. Боборыкина «Однокурсники» признавался (в связи с «Дядей Ваней»), что он был потрясен спектаклем, но старался стряхнуть с себя его наваждение, душа его просила чего-то иного, в результате героем овладело даже недомогание: хотелось вырваться из этого нестерпимо правдивого изображения жизни, где точно нет места ничему светлому, никакой неразбитой надежде. Все это делало произведения Боборыкина, «летописными документами», по выражению Луначарского, однако они немало раздражали современников. И.С. Тургенев писал об этом так: «Я легко могу представить его на развалинах мира, строчащего роман, в котором будут воспроизведены самые последние «веяния» погибающей земли. Такой торопливой плодовитости нет другого примера в истории всех литератур! Посмотрите, он кончит тем, что будет воссоздавать жизненные факты за пять минут до их нарождения» (8). «Боборыкин замечательно чуток. Это заслуга, - указывал Л.Н. Толстой (9). Антон Павлович Чехов отзывался о своем современнике так: «Боборыкин – добросовестный труженик, его романы дают большой материал для изучения эпохи». Его можно назвать первой живой пишущей машиной. Знакомство Чехова и Боборыкина состоялось в 1889 году, когда Чехов передал Боборыкину, как заведующему репертуарным отделом в театре Горевой, водевиль «Предложение» Тогда же состоялось их личное знакомство. Между Чеховым и Боборыкиным промелькнула короткая переписка. Известно два письма Боборыкина к Чехову. Письма Чехова к Боборыкину неизвестны. Вл. Немирович-Данченко вспоминал, что «корифей русской литературы, Боборыкин» доставлял себе такое удовольствие: «каждый день непременно читать по одному рассказу Чехова». Сам Боборыкин вспоминал об этом так: «Мне было рекомендовано врачами читать как можно меньше. По утрам, за кофе, в столовой, где я всегда был один за ранним временем, я положил себе: прочитывать по одному рассказу [Чехова], никак не больше. Но меня они стали так «забирать», что я охотно преступил эту порцию и читал по два и больше рассказов» (10). Боборыкин писал об этом и в письме к Чехову 5 июля 1889 года: «…рискуя утомить единственный зоркий для работы глаз, с трудом отрывался от них: это заменит Вам жалкие излишние любезности». Боборыкин оставил воспоминания о Чехове. Они хранятся в РГАЛИ и, вероятно, не опубликованы.

     Боборыкин с молодых лет много жил  за границей. 12-го (25-го) июля 1908 года он присутствовал на открытии первого  памятника Чехову в парке Баденвейлера. Более того, после панихиды Пётр Дмитриевич Боборыкин, наряду с профессором Веселовским и режиссером Станиславским, говорил небольшое слово о «поэте безвременья».

     Позднее творчество Боборыкина тесно связано  с русской сценой. Ставятся его пьесы "Старые счеты" (1883), "Доктор Мошков", "Клеймо" (обе 1884), "С бою" (1891), "Накипь" (1899, др. назв. - "Поветрие", 1900); в 1877 Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 - член Театрально-литературного комитета, в 1891 - заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве; в 1897 - председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.

     Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина повести "Однокурсники" (1901) - о художественной жизни начала 20 в., "Братья" (1904), в которой  земский деятель, альтруист и  подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман "Великая разруха: Семейная хроника" (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; воспоминания "За полвека" (1906-1913; неоконч.) и "Итоги старейшего" (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 писатель жил за границей.

       Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

  1. Владиславлев  И., Русские писатели, изд. 4, Гиз, Ленинград, 1924;
  2. Сайт wikipedia.ru
  3. Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

Информация о работе Бобрыкин Петр Дмитриевич: жизнь и труды