Детский фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:44, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор в народной педагогики.
Задачи работы:
1. Рассмотреть детский фольклор в истории России.
2. Изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.
3. Изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Детский фольклор в истории России………………………………………………...4
2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора……6
3. Детский фольклор как народная педагогика……………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Детский фольклор.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Государственное бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования Калужской  области 

«Мещовский  индустриальный педагогический колледж» 
 
 
 
 

Контрольная работа

Учебная дисциплина: Детская литература 

Тема: «Детский фольклор»  
 
 
 
 
 

                  Выполнил: Садкевич Г.П.

                  Специальность: преподавание в начальных классах

                  Отделение: экстернат

                  Курс: 3

                  Преподаватель: Лопатина Е.В. 
                   
                   
                   

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Детский фольклор в истории России………………………………………………...4

2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора……6

3. Детский фольклор  как народная педагогика……………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Сказки, песни, пословицы, считалки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.  Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора  постоянно предлагались детям и  находили в них внимательных слушателей  и активных исполнителей.  Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.

     Само  слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ –  и lore – мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.

     Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец,  изобразительное искусство и пр.

     К основным чертам фольклора принадлежит высокохудожественное единство его видов: в народно-обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью и характером исполнения большинства произведений.  

     Актуальность  данной темы обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и сама обогащалась ею.

     Цель  данной работы: рассмотреть детский фольклор в народной педагогики.

     Задачи  работы:

1. Рассмотреть детский фольклор в истории России.

2. Изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.

3. Изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.

  1. Детский фольклор в истории России
 

     Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и  их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений  был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ.

     Если  собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно  позднее. Вплоть до советского времени  никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру:  В.А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий. Н.И. Костомаров в фольклоре видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления  и т.д.

     В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи  детского фольклора. С 1960-х годов  русский детский фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

     И так, что же такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания? Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

     В детском фольклоре находится  ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

     Трудно  переоценить роль О.И. Капицы в организации  собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации.  Она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор». Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор». Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.

     Несомненно, что фольклорные произведения выполняют  в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь и пр. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать признать сам факт художественного творчества и в этих случаях.

     Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.

     Родовым признаком, общим у фольклора  с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному  творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, —  процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Традиционное коллективное устное художественное творчество народа — вот что такое фольклор в самом кратком определении.

     Во  многих детских песнях и играх  воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно - хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.

     При изучении детского фольклора перекрещиваются  интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.

     Детский фольклор стал «арсеналом и почвой»  русской детской литературе, до сих  пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для  детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения.

     Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область  народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора. 
 

  1. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
 

     Так как в фольклоре имеет место  сотворчество множества певцов и  рассказчиков, то на первый план выдвигается  не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым творцом. Жанры в фольклоре сохраняют большую устойчивость, по сравнению с литературными. По сравнению с литературой в фольклоре меньше сочетаний жанров. Меньше прихотливых изломов и форм.

     Жанр  – определённый вид литературного  произведения, принадлежащий одному и тому же роду. Понятием «жанра»  обозначается единство группы художественных произведений.

     Жанр  охарактеризован в литературе как  понятие «чисто условное». Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике. Почти  каждый исследователь выделяет свою классификационную схему. О. И. Капица, теоретически обосновала деление детского фольклора по годам и генезису поэзии. Этого же поддерживал В. П. Аникин – генетический принцип (поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей). В. А. Василенко, выделял: 1)колыбельные песни, или байки, 2)произведения связанные с игровыми действиями, 3)произведения которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий.   Г.С. Виноградов выделял пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный.

     Правомерно  выделить поэзию взрослых, предназначенную  для детей. Это — поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки). Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам. О.И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии.

     По  назначению и характеру бытования выделены лишь основные группы детского фольклора. В.П. Аникин жанры детского фольклора отнёс к группе - собственное детское творчество (считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки). Выше перечисленные исследователи выделяют в отдельную группу - игровой фольклор. Г.А. Бартышев отнёс к ним считалки, игровые песни и приговоры, а В.А. Василенко, кроме того, - пестушки и потешки. Сюда же можно отнести все виды ролевых детских игр, игровые (считалки жеребьёвки, жеребьёвые сговорки).

     Г.С. Виноградов выделил потешный фольклор (голосенки, словесные игры, перевёртыши, скороговорки, молчанки, поддёвки). Назначение этих произведений, по мнению Виноградова, - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. Детский фольклор выделяет в отдельную группу - календарный детский фольклор, который не относится в единую группу жанров поэзии пестования, игровому и потешному фольклору (это детские песни страшилки, сказки, загадки). Виноградов выделяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор.

Информация о работе Детский фольклор