Дикция и выразительное чтение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:11, реферат

Описание

В 30-е годы А.Н. Толстого впервые записали на шоринфон - предшественник нынешнего магнитофона. Услышав свое выступление по радио, он не поверил своим ушам, ему казалось, что это не его голос. История обычная для тех, кто слушает свой голос только изнутри, ведь снаружи у голоса другое звучание. С тех пор прошло более 70 лет, магнитофон стал обычной бытовой вещью, но многие из нас по-прежнему не знают, как звучит их собственный голос для других. Объяснение простое: не придают этому значения. Уделяют внимание фигуре, внешности и пренебрегают голосом. А ничто, быть может, так не нуждается в нашем постоянном внимании, как голос.

Содержание

Дикция и выразительное чтение.................................................................................................
Введение...................................................................................................................2
Основная часть.........................................................................................................3
Дикция......................................................................................................................3
Голос.........................................................................................................................5
Тембр........................................................................................................................6
Интонация, мелодика и темп речи.........................................................................7
Темп речи, речевое дыхание и тембр звука..........................................................8
Недостатки и дефекты дикции...............................................................................9
Заключение.............................................................................................................11
Список использованных источников..............................................

Работа состоит из  1 файл

реферат русский язык.docx

— 26.72 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Дикция и выразительное  чтение.................................................................................................

Введение...................................................................................................................2

Основная часть.........................................................................................................3

Дикция......................................................................................................................3

Голос.........................................................................................................................5

Тембр........................................................................................................................6

Интонация, мелодика и темп речи.........................................................................7

Темп речи, речевое дыхание  и тембр звука..........................................................8

Недостатки и дефекты  дикции...............................................................................9

Заключение.............................................................................................................11

Список использованных источников...................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

               В 30-е годы А.Н. Толстого впервые  записали на шоринфон - предшественник  нынешнего магнитофона. Услышав  свое выступление по радио,  он не поверил своим ушам, ему  казалось, что это не его голос.  История обычная для тех, кто  слушает свой голос только  изнутри, ведь снаружи у голоса  другое звучание. С тех пор  прошло более 70 лет, магнитофон  стал обычной бытовой вещью,  но многие из нас по-прежнему  не знают, как звучит их собственный  голос для других. Объяснение  простое: не придают этому значения. Уделяют внимание фигуре, внешности  и пренебрегают голосом. А ничто,  быть может, так не нуждается  в нашем постоянном внимании, как голос.

 Голос - это наше  богатство, это часть нашего "я", такая же неповторимая, как отпечатки  пальцев. Голос - это инструмент  устного общения, недостатки которого  могут пошатнуть, а то и разрушить  привлекательный в других отношениях  образ человека. Глубокое, богатое  содержание выступления может  быть безнадёжно испорчено неприятной  дикцией. Если вы говорите слабым, тоненьким, прерывающимся голоском, то едва ли ваша речь покажется  мощной и убедительной.

  В.Шекспир, один из  величайших мастеров слова, оставил  нам бесценный совет: "Следите  за своей речью, от неё зависит  ваше будущее". Четкое произношение  создаёт впечатление сильного  человека, уверенного в себе, знающего, что он говорит и чего добивается.

             Конечно, голос нам дан от  природы, изменить его нельзя, но улучшить можно. Н.Плахотин, кандидат философских наук советует  записать свой голос. "Голос,  который вы услышите - тот, что  слышат другие. Выделите его недостатки. За редким исключением, их можно  выправить, и звучание станет  сильным, отчетливым, богатым оттенками.  Чем раньше вы займётесь этим, тем лучше будет результат".

  Чтобы улучшить и  развить природные данные своего  голоса, необходимо иметь общее  представление о таких понятиях, как дикция, голос, его тембр  и интонация.

 

 

Дикция

         Дикция (от лат. dictio - произнесение  речи) - произношение, манера выговаривать  слова. В актерском искусстве  дикция является:

- средством донесения  текстового содержания произведения;

- одним из важнейших  средств художественной выразительности  раскрытии музыкального образа.

        Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа (т.е. если гласная имеет полетность, согласная "полетит" вслед за ней).

        В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

        Культура  предполагает знание и соблюдение  правил орфоэпии, и правильное  ударения в словах (логика речи).

         Орфоэпия это единообразное, присущее  русскому литературному языку  произношение, правильность речи.

         Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

       Звукообразующими  органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое  нёбо, маленький язычок, гортань,  задняя стенка зева и голосовые  складки.

         Активную роль выполняют: голосовые  складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть. 

         Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева  и верхняя челюсть. Все вместе  они образуют артикуляционный  аппарат. Его работу называют  артикуляцией.

        Непринужденность, целесообразность и экономность  движений органов речи, их соподчиненность  с работой органов дыхания  и резонаторами являются надежным  условием правильной дикции.

 Логика речи.

          Необходимо выделить главные  несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные  слова. Донести смысл каждой  фразы.

Профессор Г.М.П.И. им. Гнесиных Н.К. Мешко, говоря о культуре пения, определяет интонацию как "смысловой  посыл звучащего слова. Прежде чем  зазвучит песня, певец должен усвоить  смысл песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом  слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают  и искажают содержание песни".

          Гениальный режиссер К.С.Станиславский,  работая в оперном театре, говорил: "Пойте мысль!" Подчеркивая  тем самым необходимость "протянуть"  мысль от начала фразы к  ее логической вершине. При  любом исполнении (прозы или песни)  необходимо помнить о смысле.

         Многие говорят зажатым, стиснутым  голосом. Разработаны Сергеем  Машкевичем, редактором новостей  ТРК "ЭХО" (г. Рязань) для дикторов  означенной телерадиокомпании.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голос

        Голос - это звучание, которое производится колебанием связок, находящихся в горле. Важными его характеристиками является высота, звучность и тембр.

       Высота голоса определяется частотой колебания голосовых связок. Так как длина их у мужчин и женщин не одинакова (в состоянии покоя у мужчин она в среднем равна 1,5 см, у женщин -1,2 см), то и высота голоса у них обычно разная. На высоту звука существенно влияет психическое состояние. Когда мы радуемся, злимся, испытываем страх, голосовые связки поднимаются вверх и укорачиваются. Голос становится выше. Если чем-то подавлены или испытываем усталость, то связки ослабевают и удлиняются. Наш голос становится ниже. Аудитория очень четко реагирует на изменение высоты тона. Никакие объяснения тут не помогут: слушатели поверят не вашим словам, а их звучанию.

        Звучность  голоса складывается в зависимости  от интенсивности звуковых колебаний.  Звуки, разные по силе, мы воспринимаем  как более громкие или тихие.  Оратор обладает достаточной  силой голоса, если он говорит  без напряжения и его слышно  на расстоянии пяти метров.

         Громкий голос позволяет оратору  донести речь до всей аудитории.  Но это ещё не всё. Большая  или малая громкость - это и  проявление большой или малой  жизненной силы, уверенности в  себе. В небольшой аудитории громкая  речь, демонстрируя возбуждение,  привлекает к себе внимание. Но  чрезмерно громкий голос, да  ещё крикливый, вызывает неприязнь  слушателей и неприятие сказанного. Большая громкость может показаться  попыткой оратора доминировать  и спровоцирует у аудитории  оборонительную позицию. Звучный  голос, по словам П. Сопера, не только громкий. Громкость  достигает цели, если сочетается  с выразительностью. Слова "орать"  и "ораторствовать" вовсе не  единого корня, как, видимо, некоторые  думают. Бессмысленное громыхание  голосом не способно сделать  речь ни привлекательной, ни  убедительной.

           Нехорошо когда оратор говорит  и слишком тихо: его могут услышать  только те, что находятся рядом,  до остальных его речь не  дойдет. Но та же малая громкость,  по мнению А. Штангля, при  спокойном развитии выступления  создает впечатление сдержанности, скромности оратора, отсутствия  у него стремления навязать  слушателям свои убеждения.

 

Тембр

          Речь идет об окраске или  характере звучания голоса. Он  может быть приятным, неприятным, мягким, даже бархатным, жестким,  твердым, визгливым и т.п. Тембр  изменяется с возрастом, а также  в зависимости от физического  и психического состояния. Радость,  ощущение полноты бытия, болезнь,  усталость, подавленность заставляют  по-разному звучать наш голос.  Решительность, твёрдость, энергия  могут стимулировать "металл" в голосе. Убежденность, вера в  правоту своего дела придают  звучанию чистоту и прозрачность. Неискренность, мнимое дружелюбие, фальшивый пафос делают его  елейным, приторным. Окраска звука  у честных и прямодушных людей  отражает их подлинные чувства.

       Голос,  богатый оттенками, - важная предпосылка  убедительной речи. Начинающие ораторы,  стремясь избежать риска, проявляют  склонность к заведомому обеднению  звучания своего голоса. Бывает, наоборот, говорят чересчур красиво  и выразительно, что придаёт речи  искусственность и высокопарность. Недостатки тембра - хрипота, гнусавость, скрипучесть - производят неприятное  впечатление, осложняют общение  и саму жизнь.

       Окраска  голоса определяется строением  произносительного аппарата. Поэтому  совершенно изменить её, видимо, невозможно. Но практически каждому  под силу улучшить её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонация, мелодика и темп речи

       Почти  две тысячи лет назад Квинтилиан  утверждал, что главное не в  том, о чём говорят, а в  том, как об этом говорят.  Возможно, что он допустил преувеличение,  но сквозь него просвечивает  истина. Суть её в том, что  устная речь, кроме текста, содержит  в себе ещё подтекст, подспудный  смысл, который выражается интонацией. Именно в ней-то часто и заключается  подлинный смысл сказанного, а  не в самих словах.

       По интонации  можно также судить о самом  человеке: о его темпераменте, уме,  настроении. Интонация не только  расширяет смысловое значение  речи, но и передаёт тончайшие  оттенки мысли. Одно и то  же слово можно произнести  на тысячу ладов. "Простое слово  "здравствуйте", - пишет И. Андроников, - можно сказать ехидно, отрывисто,  приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, застенчиво, высокомерно". Благодаря  интонационному разнообразию, многократно  возрастает выразительность устной  речи по сравнению с письменной  в передачи мыслей, чувств и  настроений. "Есть пятьдесят способов  сказать "да", - заметил Б.  Шоу, - и пятьдесят способов сказать  "нет", и только один способ  их написать".

        Вследствие  этого хорошая речь отличается  от плохой не только своей  композицией, построением фраз, подбором  слов, но и богатством интонационных  оттенков.

       Интонация  сочетает в себе несколько  компонентов - мелодику, логическое  ударение, темп речи и паузу.

      Мелодика - это ритмическая сторона речи, чередование повышений и понижений  голоса. Ритмика - мелодичный строй  речи - создает повествовательную,  вопросительную и восклицательную  интонацию.

          В повествовании рекомендуется  чаще прибегать к вопросам. Этот  нехитрый приём внесёт разнообразие  в ритмику вашего выступления.

         Логическое ударение. Ударением,  как известно, называют выделение  голосом слога или слова силой  голоса или повышением тона. Второй  случай как раз и есть логическое  ударение. В зависимости от того, какое слово мы выделим голосом,  воспринимается смысл высказывания  и предопределяется реакция на  него собеседника, слушателей.

 

 

Темп речи, речевое  дыхание и тембр звука

        Темп  речи - это скорость, с которой  произносятся звуки, слоги, слова.  Он зависит от индивидуальных  особенностей оратора и содержания  выступления. Чем большей четкостью  произношения и гибкостью интонаций  обладает оратор, тем большую  скорость изложения он может  позволить себе. Чем глубже и  значительнее содержание, тем более  сдержанный характер носит речь.

        Пауза  - краткий перерыв в речи.

        Начинающие  ораторы стремятся делать паузы  там, где в письменном варианте  речи стоят знаки препинания. Это не обязательно: оратор  может замолчать тогда, когда  посчитает нужным. Не существует  жестких правил, которые определяли  бы, где и когда делать паузы.  Все зависит от содержания  выступления, ситуации общения,  темперамента и даже настроения  оратора. Главное назначение паузы  - реализация целевой установки  речи, раскрытие её содержания.

       Тембр  звука - окраска звука; качественная  оценка звука, издаваемого музыкальным  инструментом, звуковоспроизводящим  устройством или голосовым аппаратом  людей и животных.

Тембр звука:

- характеризует оттенок  звучания;

- определяется источником  звука; 

- зависит от состава  обертонов, сопутствующих основному  тону, и их интенсивности.

        Речевое  дыхание - дыхание в процессе  речи.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом  и замедленным выдохом; 

- значительным увеличением  дыхательного объема;

Информация о работе Дикция и выразительное чтение